Молодой итальянский живописец Баччо делла Порта (годы жизни 1472-1517) попал под чары харизматичного доминиканского монаха по имени Джироламо Савонарола, и в 1500 году присоединился к его монашескому ордену в качестве Фра (то есть Монаха) Бартоломео, на несколько лет забросив свою карьеру художника. Вернувшись к живописи в 1504, он обратился к самым лиричным и гармоничным произведениям искусства последних лет, созданным Леонардо да Винчи, Рафаэлем Санти и Микеланджело Буонарроти. Благодаря им он и сформировал свой собственный художественный стиль, для которого характерна новая и спокойная одухотворённость.
Палитра насыщенного синего, красного и зелёного цветов возвещает о Святом Семействе, а приглушённые тона одежд ангелов создают ощущение потустороннего присутствия. В картине он относился к Рождеству традиционно, хотя и особенно интимно. Пресвятая Богородица смиренно преклоняет колени, глядя на младенца Иисуса Христа, а Иосиф принимает позу сдержанного удивления, как будто внезапно осознав божественную природу младенца.
Семья укрывается в деревенской палатке, возведённой среди руин здания, которое, как предполагается, ранее было дворцом Давида в городе Вифлееме. Это сопоставление архитектуры символизирует создание Христом своей новой церкви по ветхозаветному порядку иудеев. Усиление данной композиции проявляется в молодом дереве, растущем из остатков древних камней прямо над младенцем.
__________________________________
Художник –
Фра Бартоломео (он же Баччо делла Порта)
Название –
«Рождество»
Место написания –
Италия
Дата –
1504-1507 годы
Материал –
Масло на панели
Размеры –
34 х 24,5 сантиметра
Описание –
фонд Этель Т. Скарборо; семейный траст Джона Д. Сирла, Л.Л. и А.С. Кобернов, фонды пожертвований мистера и миссис Лестер Кинг, Джона и Жозефины Луи, Сэмюэля А. Маркса, Александра МакКея, Честера Д. Триппа и Мюррея Вейла; приобретено на средства, предоставленные Мэрилин Алсдорф, Энн Сирл-Бент, Дэвидом и Селией Хиллиардами, Александрой и Джоном Николсами, миссис Гарольд Т. Мартин, миссис Джордж Б. Янг в память о её покойном муже и фондом Роудса; дар Джона Бросса и членов Общества Старых Мастеров в память о Луизе Смит-Бросс; благодаря предварительному дарению из коллекций Джорджа Ф. Хардинга, мистера и миссис В.В. Кимбаллов, мистера Мартина А. Райерсона и его супруги, а также Чарльза Х. и Мэри Ф.С. Вустеров