С новой очевидностью, мой дорогой читатель. С вами Семён Драконов.
Сегодня я расскажу в чём частный бизнес на голову уделывает государство, когда речь касается зарабатывания денег. Часть тезисов вы уже могли читать на других каналах, но о некоторых услышите впервые только от меня и потом сможете блеснуть редкими знаниями в разговорах с коллегами или всевозможных дискуссиях в комментариях всемирной сети. Ну хватит предисловий.
Возьмём частную лавочку, в которой обветшалое помещение, грубые продавцы, старый ассортимент, да и находится она у чёрта на куличках.
Или возьмём частный старый завод, со станками времён царя гороха, постоянным браком, выпускающий устаревшую никому не нужную продукцию.
Или даже успешное частное предприятие, решившее вдруг занять у банков миллиард на разведение пингвинов в пустыне Сахара.
Что их всех объединяет? Ну во-первых, конечно глупость и полнейшая неэффективность. Но самое главное – все они убыточны и стоят на грани разорения. Если не возьмутся за ум, то банкротство неизбежно. И знаете, это классно. Подобные предприятия не должны существовать, всем будет лучше, если они исчезнут, их имущество за долги будет распродано среди более рачительных собственников и уже те смогут превратить убогую лавочку в современный магазин, а старый завод, после замены устаревшего оборудования, переведут на выпуск более современной востребованной продукции. Что до пингвиньей фермы, на неё хотя бы больше не будут впустую уходить заёмные средства.
Теперь подумаем. Что если приведённые выше предприятия, оказались бы не частными, а совсем даже государственными? Ситуация сразу переворачивается. Ну что такое убыток магазина для государства? Так, пыль, не стоящая внимания. Да и убыток завода не далеко ушел. А разведение пингвинов может поддерживает президент.
Что выберет государство? Признать бесперспективность предприятий и расформировать их, может перепрофилировать… или же не париться и просто засыпать проблему деньгами из бюджета? Скорее всего выберут третий путь. Он проще, понятнее и доступен даже самым нерадивым, незаинтересованным или вообще глупым из чиновников. Предприятие повиснет гирей на бюджете. Будет тянуть деньги год за годом, оставаясь в том же упадке.
Реальных примеров тому уйма. Взять Почту России. Она мало изменилась аж со времён коммунизма. Допотопные старые здания, где ремонт зачастую не делался годами. Скудный ассортимент и устаревшие услуги, давно заменённые информационными технологиями или намного лучше исполняемые частниками. Причём я говорю о 2021 годе. Будь Почта частным предприятием, оно давно бы загнулось и перестало тянуть деньги за многие годы убытков. Лишь последние годы за ней стала проглядываться прибыль, да и то по большей части за счёт финансовых услуг, вроде приёма платежей и денежных переводов. С чем великолепно справляются и банки.
В то же время частники просто гребли деньги лопатой. Например русская дочка компании Deutsche post или DHL за 2009 год заработала свыше 13 миллиардов рублей. Учитывая как рухнул курс рубля, на сегодня это равноценно 32 миллиардам. Причём гендиректор Deutsche Post в России Франк Аппель прямо и заявил: бизнес «очень прибыльный». За тот же год вся Почта России заработала 306 миллионов рублей. Не миллиардов, а именно миллионов, в 40 раз меньше, и это с учётом финансовых услуг генерирующих немногим меньше половины всех доходов. То есть чисто почтовый бизнес был вообще в глубоком минусе.
Взял 2009 год, потому что данных по прибылям DHL в России за другие годы не нашёл, если вы в курсе, милости прошу в комментарии.
Можете вообще представить, чтобы глава Почты России вышел перед всеми и на голубом глазу сказал, что бизнес очень прибыльный? Лучшим по прибыли за всю историю этого госпредприятия стал 2019 год, когда чистая прибыль доросла аж до 3 миллиардов рублей, что по покупательной способности денег 2009 года равняется примерно 1,2 миллиардам. Для частной Deutsche Post такая прибыль считалась бы крахом.
Конечно, я взял самый уж запущенный случай. Почта России удобный мальчик для битья любых адептов капитализма. Для полноты картины возьмём нашу дорогую (во всех смыслах) нефтяночку. А именно Роснефть. Думаю не секрет, что главным активом послужившим взлёту Роснефти был незаконно отжатый ЮКОС. О чём есть решение международного арбитража. Но не будем сейчас говорить про захват, а сконцентрируемся на финансовых результатах.
Есть такое Приобское месторождение нефти. Крупнейшее в России. Довольно проблемное в разработке и эксплуатации ввиду высокого содержания воды в скважине. Частный ЮКОС с 1997 по 1998 годы потратил на его освоение порядка $2,5 миллиардов. Цена нефти на тот момент была от 10 до 20 долларов за баррель. Не самые жирные годы для нефтянки. Тем не менее, ЮКОС умудрялся разрабатывать и тянуть данное месторождение своими силами.
Сегодня месторождение принадлежит государственной Роснефти и частично Газпрому. Цена на нефть в 2017-2019 годах колебалась от 47 до 80 долларов за баррель. И что вы думаете, о каких прибылях рапортовала госкорпорация? А не было прибылей, они даже запросили у государства льготы на уплату налога на добычу полезных ископаемых на сумму равную 440 миллиардам рублей в течении 10 лет только на одно Приобское месторождение, что примерно равно 7 миллиардам долларов. Напомню, Юкос на весь запуск потратил почти в 3 раза меньше. Буква "Э" – эффективность.
Ещё хуже, что общий объем льгот по НДПИ в 2018 приблизился к полутриллиону рублей и одновременно чистая прибыль составила те же самые полтриллиона. Иначе говоря, чистая прибыль госкорпорации примерно целиком сформирована за счёт недоплаченных налогов. В 2019 году чистая прибыль увеличилась до 800 миллиардов при примерно тех же льготах.
До кучи, долговая нагрузка государственной компании уже превысила её рыночную стоимость. При таких финансовых показателях, в отношении любой частной компании давно бы началась процедура банкротства.
Теперь предлагаю вам посмотреть в эти кристально честные и добрые глаза руководителя госкорпорации
Сейчас немного отвлечёмся на интересный факт. В конце сентября 2020, капитализация Роснефти добывающей 41% всей нефти России упала до $51,5 миллиардов долларов (77 миллиардов в начале 2020 года). Примерно столько же стоит «национальное достояние» Газпром (в начале 20 года было 98 миллиардов). А целиком частная компания Яндекс, внезапно, доросла до оценки в $22,5 миллиарда. Чтобы вы понимали, несколько тысяч гиков, программистов и хипстеров только своими мозгами, без государственных льгот и при постоянном ужесточении регулирования интернета, создали ценность почти как ПОЛОВИНА «национального достояния» или половина крупнейшей нефтяной компании России. Мозги-то они ценнее нефти.
В теории, все эти госпредприятия должны платить налоги, как и все частные компании, да ещё приплачивать в бюджет дивиденды. То есть бюджет должен получать больше, нежели с частников. Но на деле частники хотя бы не тянут из бюджета столько льгот и субсидий.
Если что, речь не о типа частных конторках, сидящих на подсосе из бюджета, но принадлежащих всяким Ротенбергам. Это даже бизнесом назвать сложно, больше напоминает "пилораму". Речь о настоящем частном бизнесе.
Нагрузка на бюджет это только начало. Госкорпорации ведь занимают огромное число ниш и обессмысливают любые попытки создавать там новый бизнес. Взять ту же Почту России. Она жестко занизила цены на почтовые услуги, обвалив их просто ниже точки окупаемости, так что никто даже помыслить не может создать частную почту эконом класса. Ни один частник не способен конкурировать по цене не имея подпитки из бюджета. А крыть убытки почтового подразделения за счёт прибылей по финансовым услугам, ни один дурак не захочет. Проще тогда вообще отказаться от почтового подразделения и стать просто прибыльным банком.
По итогу нам остаётся только гадать, как выглядел бы рынок почтовых услуг, если бы Почта России исчезла. Вполне возможно, что туда массово хлынули бы капиталы, начали бы открывать отделения на каждом углу, красивые, современные, с компетентным и вежливым персоналом. Бережно относящиеся к посылкам и дорожащие клиентами. Примерно по той же схеме как в своё время страну заполонили салоны связи отбившие часть рынка у Почты. Или пойдём по южнокорейскому пути, где посылку можно отправить и получить через обычный сетевой магазин вроде Монетки или Пятёрочки.
Надеюсь доведётся увидеть этот рассвет на нашем веку, вместо унылого госпредприятия.
Единственный минус, что цены несколько вырастут, но это заметят только совсем уж бедные слои населения. Впрочем учитывая экономию бюджетных средств, что уходили на государственную почту, бедным слоям населения можно выдать субсидии на почтовые услуги, после чего у государства всё равно останется несколько сэкономленных миллиардов ежегодно.
Для контраста опять возьмём в пример более приличную госкорпорацию. Сбербанк. Являющийся, пожалуй самым эффективным из госпредприятий. Он и прибыльный не за счёт прямых вливаний из бюджета, он и выглядит современно, и стандарты обслуживания вполне на уровне частников. И хотя я могу сказать о нём много плохого, да рассказать какие частные банки лучше, но это будет уже вкусовщина. И кто бы как не относился к Герману Грефу, руководителю Сбербанка, он пожалуй самый эффективный из государственных топ-менеджеров. Я вынужден это признать. Даже не смотря на его гнусные человеконенавистнические высказывания типа этих.
Однако каким бы красивым и привлекательным не был Сбербанк в рекламе. По факту это монополия, в одиночку занимающая более 30% банковского рынка России по размеру активов. Если добавим к этому другие госбанки, такие как ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и Открытие, то монополизация банковского сектора государством вообще вплотную приближается к 60%.
Пользуясь своим монопольным положением, Сбербанк привлёк 44% всех вкладов страны под процентную ставку ниже, чем у множества частных банков. Большинству людей так проще, чем бегать в другие банки ради лишнего 1%, а перевести мешают 1,5% стоимости за межбанковский перевод (до появления системы быстрых платежей). Потом эти же деньги идут на выдачу кредитов с конкурентной процентной ставкой, в результате чего частные банки, выплатившие вкладчикам больший доход по вкладам, вынуждены изворачиваться, чтобы компенсировать большие издержки и заработать что-то сверху.
Да да, если условный Тинькофф или Русский Стандарт ободрал вас скрытыми платежами или процентами, даже тут Сбербанк частично виноват.
Что до денежных переводов, тут доля Сбербанка едва ли не достигла абсолюта в 2018 году. Вы только вдумайтесь, 94% рынка подмял под себя один только Сбер. По сути весь рынок денежных переводов России это один Сбербанк с мизерными вкраплениями всех остальных банков и не банковских учреждений вместе взятых. Тут нервно заплачет в уголочке даже знаменитый Рокфеллер, от осознания ничтожности былой монополии Стандарт Ойл. Куда там ему до Грефа. С денежными переводами Сбербанк настолько обнаглел, что берёт денежную комиссию за то, что почти во всех нормальных банках бесплатно – за денежные переводы внутри самого банка.
Можно ещё долго распинаться про монопольное положение Сбера. Но думаю суть мы уловили. Сбербанк просто разоряет частные банки и при этом стрижёт с нас сверхприбыли. При свободной конкуренции только частных банков, все мы жили бы заметно богаче.
Дальше ещё хуже. Ладно бы многие ниши были просто заняты госпредприятиями и частный бизнес сам не хотел в них лезть. Но ведь в некоторые ниши бизнес всё равно захочет протиснуться. А уж коли их дело пойдёт, они непременно примутся отъедать долю у госкорпорации. И фиг бы с ним если частный капитал полезет в почтовый бизнес, над ним посмеются, да пойдут дальше качать нефть. Но что если частники полезут в святая святых? В жирненькую нефтянку или упаси Ктулху, в банковский сектор.
Тут сразу возникает конфликт интересов. С одной стороны государство вроде как должно предоставить всем равные возможности для ведения предпринимательской деятельности, выработать благоприятные правила игры. Чтобы вновь возникшие предприятия генерировали прибыли и наполняли казну, да обогащали страну в целом.
А с другой стороны, всё то же самое делает госкорпорация, да ещё плюсом платит диведенды. Хотя на примере Роснефти и почти всех госкорпораций, мы видим что частенько дивиденды платятся за счёт самого же бюджета, но в головах чиновников другая картинка. По их мнению госпредприятия убыточны лишь временно, нужно их поддержать в сложные времена, а потом они станут полезнее для бюджета, чем какие-то там частники.
Чиновничьим бонзам вообще довольно сложно признать промашку, что вся их многолетняя политика накачивания государственных предприятий оказалась ошибкой. Поэтому причину убытков госкорпораций видят… в конкуренции. Приходят, понимаешь, независимые предприниматели, создают свои бизнесы, да забирают часть государственного пирога себе. Снижая поступления в казну.
Зная всё это, прикиньте стратегию поведения чиновников. Будут ли они заинтересованы в улучшении предпринимательского и инвестиционного климата? Или все жалобы делового сообщества будут звучать как музыка, сопровождающая верный путь к сохранению за государством доли рынка?
Вот пришёл условный Фридман или Тиньков к министру финансов, премьеру или президенту, да стал жаловаться на беспредел регуляторов, да на тупые законы мешающие вести бизнес и масштабироваться, на шаткость частной собственности. А чиновники слышат предложения как ударить по Сбербанку и лишить бюджет дивидендов. Покивают для вида, посокрушаются, пообещают принять меры, да на следующий день поднимут нормы минимального резервирования для банков, снизив их свободный капитал. Ибо нефиг. Для них было бы выгоднее, чтобы все эти частные банки закрылись к чертям и не отсвечивали.
Пока государство активно занимается бизнесом, власти никогда всерьёз не задумаются как бы реально помочь частному бизнесу. Как бы приструнить коррупцию, как бы защитить капиталы и оживить частную инициативу. Нет, предпринимателям будут намеренно или даже ненамеренно мешать. Вводить тупые необоснованные требования, нормы, поборы. А попутно продолжат пускать щупальца госкорпораций в самые жирненькие сферы. Вспомнить например национализацию сети магазинов Магнит, через покупку банком ВТБ. Уж не знаю полностью ли это была добровольная продажа или на Галицкого оказали определённое давление.
Если вам вдруг случайно в голову пришла мысль, что государство так себя ведёт только с крупным бизнесом, а какая-нибудь обувная мастерская не конкурент Газпрома и ей никто специально мешать не станет. То предлагаю в виде умственного упражнения представить, как чиновник привыкший притеснять крупные частные компании, вдруг переключает тумблер в голове и сразу становится лучшим другом малого бизнеса… не получается, не правда ли? Даже картины Пабло Пикассо выглядят более реалистичными.
Конечно же нет. Если чиновник привык загонять под плинтус здоровенные банки, то всякий мелкий бизнес для него и подавно не стоит беспокойства. В лучшем случае он продолжит усиленно не замечать всех проблем предпринимателей и иногда подкидывать подлянки, чтобы изобразить бурную деятельность. Ну а все госзаказы постараются отдавать госпредприятиям, по мере возможности. Это так же является скрытой формой государственного финансирования госпредприятий, вроде и заработок, а не подачка, но заслуги в нём маловато.
Переходя к следующему пункту, зададим себе вопрос. Если государство может устранить конкуренцию административными мерами, то зачем госпредприятиям развиваться? Нефть и так качается, а власти дают субсидии по налогам. Можно расслабиться и ненапряжно работать.
В условиях свободной конкуренции, частные компании вынуждены изыскивать любые преимущества над соперниками. В том числе внедряя новейшие технологии, чтобы генерировать прибыль не надеясь на субсидии из бюджета. Соответственно им становятся жизненно необходимы учёные, изобретатели и прочие конструкторы. Становится выгодно вливать деньги в НИИ, да лаборатории, в поисках той самой чудо технологии которая обеспечит доминирование на рынке. Ну или как минимум закупят самое передовое мировое оборудование.
Отличным примером тут выступят операторы сотовой связи и провайдеры интернета. Кто был за границей, причём речь не о квазинезависимых государствах типа Казахстана или Украины, где связь развивалась по точно такой же схеме как в остальной России, а о настоящей загранице. То вы точно обратили внимание какая же там безумно дорогая связь и тормозной интернет. На фоне Европы, Штатов, Японии и многих других, наши операторы выглядят просто небожителями постигшими дзен.
Пока государство смотрело на сферу сквозь пальцы, не понимая всего потенциала. Несколько частных конторок буквально за 10 лет понатыкали своих базовых станций по всей стране, даже в самом глухом Зажопинске и вывели Россию в одни из мировых лидеров по глубине и ширине проникновения мобильной телефонии и интернета. Масштаб поистине сравнимый с ленинским планом ГОЭЛРО, или иначе говоря электрификацией всей страны, но силами лишь нескольких частных конторок, без раскулачиваний, без ограбления крестьянства и рабочих, без голода и репрессии, чисто за счёт добровольной платы за мобилку.
Вот что конкуренция животворящая делает вне испепеляющего ока государства. Что примечательно, в данной сфере изначально существовал государственный Связьинвест, являющийся монополистом на рынке проводной телефонии в ряде регионов. По его вине ещё в начале 2000 годов, поставить домашний телефон было не самой простой и дешёвой задачей. Это вам не симку купить и сразу начать пользоваться, тут нужно было даже очередь на подключение отстоять, не скажу за всю страну, но в некоторых городах так точно.
А опомнилась данная госкорпорация только когда сотовая связь была уже налажена по всей стране. После чего переформировалась в Ростелеком, далее начав судорожно и неумело догонять. Активно используя административный ресурс. Зажимая частоты в обход свободного конкурса, подсаживая госорганы на свои услуги. И уж никак не за счёт внедрения самых передовых технологий. В результате усилившегося неконкурентного давления, сотовая связь России имеет все шансы утратить лидерские позиции в мире, а там и до отставания недалеко.
Государственный бизнес снижает стимулы для научно технического прогресса. Даже сравнительно современный Сбербанк долгое время тащился ни шатко, ни валко, сохраняя допотопные сберкнижки, хотя все частные банки давно перешли на карточки и электронные счета. Впрочем, сегодня Сбербанк тоже далеко не технологический лидер, тот же Альфа-Банк или Рокет-Банк ему фору даст.
Вывод статьи следующий: для построения развитой капиталистической экономики, повышения благосостояния народа и более быстрого научно технического прогресса, государственные корпорации должны исчезнуть.
Отныне, проезжая мимо заправки Газпром, знайте кто виноват в малых зарплатах в стране, проходя мимо Сбербанка вспомните почему взлетают цены, закупаясь в Магните поймите от чего мозги бегут на Запад. Подробнее расписывать в этой статье уже не буду. Кто не понял связи, милости к чтению остальных статей на канале и к сотням грядущих. А чтобы было удобнее, логично быть подписанным. Ну и там лайков натыкайте, да комменты пишите, буду рад подискутировать).
В одной из грядущих статей расскажу как лично вы можете сделать вклад в уничтожение государственных монополий и вынудить государство озаботиться развитием частной инициативы. Не пропустите).
А пока всего доброго и до новой очевидности).