Александр Ливергант написал сборник биографических очерков самых известных викторианских писательниц - Джейн Остин, Шарлотты Бронте и Джордж Элиот.
Главный редактор журнала "Иностранная литература" Александр Ливергант кажется написал ЖЗЛ уже для всех сколько-нибудь заметных англоязычных авторов. Под его авторством уже вышли биографии Сомерсета Моэма, Пелэма Гренвилла Вудхауза, Генри Миллера, Грэма Грина, Оскара Уайльда, Редьярда Киплинга, Френсиса Скотта Фицджеральда, Вирджинии Вульф, а вскоре, если верить анонсам, появится и книга про Агату Кристи. Этот славный ряд отлично дополняется сборником биографических очерков с подзаголовком "Викторианки" (издательство "Новое литературное обозрение", 2022), в который вошли краткие изложения жизненных историй трех писательниц: Джейн Остин, Шарлотты Бронте (и заодно двух ее сестер, Энн и Эмили) и Джордж Элиот. Особенно меня порадовало наличие последней главы, ведь если про жизнь и творчество Остин и Бронте есть несколько вполне актуальных книг, то Джордж Элиот кажется несправедливо обойденной вниманием как наших читателей, так и исследователей литературы. Почему выбраны эти героини?
Разница между «мужским» и «женским» романом, как кажется, заметнее всего в трактовке героев, а вернее — героинь. Викторианки при всей несхожести выводят на авансцену свой идеал — женщину, с себя списанную, — решительную, мужественную, начитанную, способную справиться с иллюзиями, за себя постоять, распорядиться своей судьбой, а заодно и судьбой своих близких.
Поскольку "Викторианки" - это не первая прочитанная мной биографическая книга Ливерганта, пожалуй, я могу уже говорить о каких-то общих чертах его книг "формата ЖЗЛ". Они, как мне кажется, следующие:
- он тактично и бережно подходит к изложению биографии своих героев. Если те были замечены в чем-то предосудительном и неодобряемом (как, например, Киплинг, повсеместно нынче аттестуемый как расист и колониалист), то Ливергант, во-первых, подробно объясняет контекст происходящего и призывает не рассматривать взгляды личности отдельно от исторической обстановки, во-вторых, вообще не акцентирует внимания на отрицательных сторонах личности;
- он очень внимателен к подробностям жизни (Джейн Остин мастерски вышивала, а Редьярд Киплинг дважды стал жертвой покушения безумного сталкера, но ему оба раза повезло) и умеет рассказывать их занимательно, его биографии вообще не скучные;
- он не слишком подробно описывает исторический контекст, разъясняет общественно-политической жизни и культурных событий, только самое необходимое;
- зато отдельные главы посвящает разбору литературных произведений своих героев, а также описывает, как их читали при жизни: что писали критики, как воспринимали современники.
- Ливергант пишет изящно и остроумно. Одно удовольствие читать!
Что же мы узнаем о главных "викторианках"? Это ни в коем случае не краткое содержание книги, просто ряд разрозненных занимательных фактов, которые я зачем-то выписала в записную книжку по ходу чтения.
Джейн Остин
- грубо говоря, ее нельзя называть "викторианкой", ведь писательница жила во времена Георга и в эпоху регентства, а умерла задолго до викторианства, однако ее книги вполне отвечают характеристикам "викторианского романа";
- в жизни Джейн Остин не было ничего захватывающего - ни путешествий, ни приключений, сплошная проза с домашним хозяйством и постоянной необходимостью экономить деньги;
- в семье Остин было 8 детей, Джейн родилась предпоследней;
- писательница получила домашнее образование, в основном ее учили готовить, вязать, вышивать и всему такому, что позволило бы ей в будущем стать хорошей женой. Впрочем, замуж она так и не вышла;
- Остин писала множество писем, однако почти все они были сожжены сестрой писательницы по условиям ее завещания. Уцелело лишь 160 писем, в которых говорится в основном о пустяках;
- "О каких моих важных безделицах („my important nothings“) рассказать тебе в первую очередь?.. Ты же знаешь, какое значение придаю я покупке бисквитного пирожного", - говорится в одном из писем Остин сестре. А в другом письме так характеризует очередного потенциального жениха: "После чая увязался за мной до дома. Очень молод, только что поступил в Оксфорд. Носит очки и убежден, что „Эвелину“ написал доктор Джонсон";
- у Джейн Остин не было своей комнаты, она жила и спала вдвоем с сестрой. Писала она в гостиной;
- единственную отрицательную рецензию на "Гордость и предубеждение" написала сама Джейн Остин. Там было сказано следующее: "Роман этот слишком легковесен, слишком блестит и сверкает; ему не хватает рельефности… вставить бы в него рассуждения о литературе, критику Вальтера Скотта, историю Буонапарта или еще что-нибудь, что создало бы контраст";
- Джейн Остин очень любила читать вслух в кругу семьи, особенно ей нравились романтические стихи Байрона и Скотта. По поводу его романов она говорила следующее: "Вальтеру Скотту нет никакой необходимости писать романы, хорошие уж подавно. Это несправедливо. Как поэт он с лихвой заработал славу и деньги — зачем же отнимать хлеб у других?"
- "Эмму" Джейн посвятила принцу-регенту по его собственной просьбе.
Шарлотта Бронте
- большинство стереотипов о жизни Шарлотты Бронте создала ее близкая подруга и автор первой биографии писательницы Элизабет Гаскелл. Мы по сей день повторяем многие из них;
- о сестрах Бронте вообще написано много романов, например: «Адский мир Брэнуэлла Бронте» (1972) Дафны дю Морье, или «Человек печали: Жизнь и время преподобного Патрика Бронте» (1965) Джона Локка и У.Т. Диксона, «Прощание с любовью» Вирджинии Мурр, «Шарлотта Бронте и ее „любимая Нелл“» (1993) Барбары Уайтхэд;
- в одном из писем Шарлотта составила рекомендательный список чтения для подруги. Вот что она рекомендовала: "Если любишь поэзию, читай поэтов первого ряда: Мильтона, Шекспира, Томсона, Голдсмита, Поупа, Скотта, Байрона… Из романов читай одного Скотта, все написанное после него ничего не стоит. Из жизнеописаний читай „Жизнь поэтов“ Джонсона, „Жизнь Джонсона“ Босуэлла, биографию Байрона, написанную Муром… Не пугайся громких имен Шекспира и Байрона, это великие люди, и их книги им под стать; будешь их читать — научишься отличать добро от зла";
- Шарлотте не слишком нравилось быть учительницей. Вот как она характеризует своих учениц: "Меня не покидала мысль: неужто лучшие годы жизни мне предстоит провести в этом ненавистном рабстве, подавляя гнев, вызванный ленью, апатией и нечеловеческой, поистине ослиной глупостью этих тупиц, или же принуждая себя изображать безграничное терпение, покладистость и усердие?"
- она вообще не особенно любила детей, поэтому карьера гувернантки и не сложилась;
- за роман "Джен Эйр" Шарлотте Бронте заплатили 100 фунтов;
- первые книги сестер Бронте были опубликованы как книги "братьев Белл". Лондонские читатели долго гадали, кто же это такие, одно время даже считали, что один из авторов - бывший гувернер Теккерея;
- сестры Бронте скрывали от отца свои литературные успехи, открыться им пришлось лишь когда почтальон стал искать братьев Белл в доме Патрика Бронте;
- современники говорили, будто Шарлотта переживала из-за того, что непривлекательна: "Очень маленькая, вид чудной, какой-то старомодный. Голова кажется несообразно большой по сравнению с телом. Глаза красивые, но рот большой и какой-то увядший цвет лица. Женского обаяния в ней нет никакого, и она это сознает и от этого страдает. Как странно, что, несмотря на талант, внешний вид по-прежнему остается предметом ее постоянной тревоги. По-моему, на красоту она променяла бы весь свой гений, всю свою славу. Быть может, мало кому из женщин больше хотелось быть хорошенькой, чем ей, мало кто больше страдал от того, что она не хороша собой" (Джордж Смит, редактор).
Джордж Элиот
- была одной из самых умных женщин своего времени, зарабатывала на жизнь переводом немецкой классической философии на английский язык, а также была редактором интеллектуального журнала;
- почти двадцать лет жила с женатым мужчиной: разводы в то время были редкостью, так что оформить второй брак по ряду причин не получилось. Из-за этого все родственники перестали с ней общаться, однако Мэри Энн (настоящее имя писательницы, публиковавшейся под псевдонимом) выбрала любимого;
- после его смерти вышла замуж "по-настоящему" за своего бухгалтера, который был ее намного младше, впрочем, не получилось у нее побыть счастливой в законном браке: писательница умерла через год с небольшим;
- была равнодушна к критике себя, своего жизненного выбора и своих произведений, говорила следующее: "Потоки вздора, напечатанные в виде критических взглядов, — это, по-моему, главное проклятие нашего времени, основное препятствие на пути к истинной культуре";
- "Мидлмарч" имел огромный успех, несмотря на огромный объем. В романе можно отметить множество ссылок на науку, которой интересовала Элиот, от медицины до агрономии.
В истории литературы есть женские образы, к которым их создатели не скрывают нежных чувств. Пушкин не раз признавался в любви к Татьяне Лариной, Толстой умиляется Наташей Ростовой, любимы своими авторами булгаковская Маргарита и шолоховская Аксинья. К авторским фавориткам, безусловно, принадлежат и Лина из «Света в августе» Фолкнера, и Холли Голайтли из повести его соотечественника Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани», и, если брать английскую литературу, — Элизабет Беннет, остроумная и задиристая героиня «Гордости и предубеждения» Джейн Остен, и Джейн Эйр Шарлотты Бронте, и Тэсс Дерберфилд из романа Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
Есть любимый персонаж и у Джордж Элиот — Мэгги Талливер, героиня (в полном смысле этого слова) ее второго романа. Не случайно Элиот первоначально назвала роман «Сестра Мэгги»; названием «Мельница на Флоссе» она обязана Блэквуду; «Сестра Мэгги», счел издатель, продаваться будет хуже.
***
Посты на близкую тему: