Никогда бы не подумал, что между Казахстаном и Россией окажется такая культурно-бытовая пропасть. Виноватых искать не хочу. Просто расскажу о своих эмоциях, ощущениях и мостах, которые пытаются, построить граждане двух государств с самой протяжённой сухопутной границей в мире в 7,5 тыс. километров.
Coca Cola по 477 тнг и Бритни Спирс без VPN
Путешествие из Екатеринбурга в казахстанский Костанай занимает без малого 6-7 часов. Пересечь границу можно на автомобиле, поезде или специальных шаттлах. Я воспользовался последним. Комфортабельный микроавтобус с армянскими номерами забрал меня у подъезда дома в Екатеринбурге и привез к подъезду дома в Костанай. Цена вопроса – 2,5 тыс. рублей или 15 тыс. тнг. Заплатить можно как российской, так и казахстанской валютой.
На российско-казахстанской границе многолюдно. Паспортный контроль проходят в основном россияне. Люди едут в Казахстан навестить родственников, а также сходить на запрещенные в РФ фильмы, купить гаджеты, технику, ту самую Coca-Cola, которую так и не смогли заместить в РФ.
Не знаю как вы, а я не могу пить подделку от «Черноголовки» и других марок. Непатриотично? Увы, но российский пармезан – не тот сыр, согласитесь. Я лучше потерплю до Казахстана и там «отравлюсь» Coca-Cola, а пока компотами баловаться буду. Они полезнее.
Когда я пересек государственную границу, первое что бросилось в глаза – отсутствие баннера с Нурсултаном Назарбаевым. На нем Владимир Путин и первый президент Казахстана жали друг другу руки. На двух языках было сказано:
«Сотрудничество Казахстана и России – пример добрососедских отношений».
Времена изменились. Баннер исчез. Неизменной осталась только казахстанская степь, в которой я оказался вновь. Она переливалась всевозможными оттенками желтого.
В полях поспела пшеница. В этот раз обмолачивать её непросто. В Костанайской области было аномальнл жарко – плюс 35 – 39 в тени.
Мне стало жаль комбайнеров. В такую жару в комфортабельном микроавтобусе некомфортно, а что говорить о раскаленном комбайне…
Мои жалобные мысли прервал смартфон, в который я установил казахстанскую сим-карту Beeline. Неожиданно «ожили» все заблокированные и неработающие в РФ соцсети, сообщения в которых я не просматривал четыре месяца. Их было очень много. 90% из них напоминали поток дурнопахнущей жижи.
Поэтому я быстро очистил историю и зарегистрировался на казахстанском Netflix, чтобы посмотреть первую серию «Песочного человека».
Более подробно о сериале по ссылке ниже:
Контент без ограничений – первое, что бросилось в глаза. Как же быстро отвыкаешь от этого…
Пока я досматривал пилотную серию «Песочного человека», наш шаттл причалил к автостанции достаточно крупного поселка Федоровка, который расположен примерно в 85 км от Костаная.
Наша бравая семерка – пятеро россиян и двое граждан Казахстана (столько человек помещается в микроавтоубсе) отправилась за покупками.
Мы, россияне, купили Coca-Cola. Полуторалитровая бутылка сладкой газировки стоит 477 тенге или 63 рубля 30 копеек. Курс – 1 рубль -7,5 тенге.
Казахстанцы купили минеральную воду Сары-Агаш, кстати, тоже достаточно вкусную. Один мужчина взял Heineken. Этот хмельной напиток пропал с прилавков российских магазинов.
Закусив горячими беляшами, мы отправились в Костанай. На подступах к нему я посмотрел новое музыкальное видео Бритни Спирс и Элтона Джона Hold Me Closer. Удивительно, но без VPN в России этот трек невозможно прослушать и скачать.
Гаджеты, разговоры «о…» и бизнес
В приграничном с Россией Костанае люди не так часто обсуждают события, происходящие на родине борща и сала. Да, диалоги с россиянами возникают, но не каждые пять минут, как пишут некоторые в соцсетях.
У казахстанцев другие проблемы - получение пособий на специально открытый счет при рождении ребенка. К совершеннолетию юный казахстанец может накопить 1 млн тенге – 133,33 тыс. рублей. Не все костанайцы верят в эти блага. Откуда власти будут брать деньги, пока им непонятно. Да и инициатива вроде-как не оформлена на бумаге.
А ещё в Казахстане идут разговоры о снижении пенсионного возраста – до 61 года. Сейчас казахстанские мужчины уходят на заслуженный отдых в 63 года. И все это на фоне внеочередных президентских выборов, которые в соседнем государстве состоятся этой осенью.
А еще в Костанае отмечают 150 лет со дня рождения Ахмета Байтурсынова – казахстанского мыслителя, публициста, просветителя, в честь которого назван Костанайский государственный университет, который я когда-то закончил.
На торжества приехал президент Казахстана. Правда, они омрачены пожарами. В Аулиекольском районе Костанайской области от природных пожаров пострадали населённые пункты. Люди собирают помощь погорельцам под личным контролем Токаева.
Так медленно по ухабистой дороге катится казахстанская жизнь. Россияне в ней гости. Они путешествуют между кинотеатрами и торговыми центрами.
А чего бы не покупать? Например, Glenfiddich 15-летней выдержки стоит 36800 тенге – 4906 рублей. В российских магазинах за него просят 10715 рублей.
Неудивительно, что некоторые казахстанцы хотят наладить ограниченные поставки ушедших из РФ брендов по доступным ценам. Благо отсутствует таможенный контроль. Небольшими партиями можно провозить санкционку.
В общем, соседи не оставят нас без оригиналов. У них дешевле, чем в маркетплейсах. Главное, знать к кому обращаться.
Что касается культурного отдыха, то, повторюсь, он без ограничений. Казахстанцам и гостям республики доступны фильмы, игры, сериалы. Смотри – не хочу. Правда, до сих пор наблюдаются проблемы с картами оплаты для PS5. Заказывать их нужно в магазинах за две недели. Я не успел.
А ещё в Казахстане я до отвала наелся сладких, сочных фруктов и овощей. В Екатеринбург, к сожалению, они не доезжают. У нас, что «за дорого», что «за дешево» - все корм для свиней.
Туда и обратно…
Когда я возвращался в Россию, на каждом перекрёстке стояли полицейские - даже в раскаленной от солнца степи. Все ждали проезда Токаева. Эта назарбаевская традиция никуда не делась. От этого мне почему-то стало немного смешно.
Получается, в обновленном Казахстане жизнь до сих пор неидеальна. Отчасти поэтому, отмечают казахстанцы, люди продолжают уезжать из республики, в том числе в Россию, а некоторые северные казахи все ещё жалуются на притеснения со стороны соотечественников с юга.
Все старо как мир, за одним «но» - Казахстан все больше напоминает соседа, у которого иногда можно попросить соли без читки своего устава, естественно. Думаю, так будет и впредь. Хорошо это или нет для России, время покажет.
А пока казахстанско-российская граница вновь позади. Смартфон замолчал. Бритни Спирс и Элтон Джон снова поют только через VPN, а в магазинах от разнообразия Cola рябит в глазах, правда, нет той, которая по 477 тнг.
В эти минуты я ощутил себя героем фильмов Marvel, который совершил путешествие между вселенными, как в политическом, так в культурном и экономическом планах.
Безусловно, есть политика и глобальные цели, но также есть жизнь - здесь и сейчас с её горестями и радостями. Почему-то вспомнился диалог Гендальфа и Бильбо Бэггинса:
-Я вернусь?
-Возможно, но прежним уже не будешь.
Мысль оборвалась…пришло время варить компот из казахстанских яблок и ждать новогодних каникул для очередного путешествия туда и обратно.
#казахстан #россия #cocacola #песочныйчеловек #marvel #хоббит #граница #бритниспирс #элтонджон