Найти в Дзене
SoundRes

Слушаем мультибитный ЦАП...

Выпросил тут как-то у одного знакомого послушать цифро-аналоговый преобразователь. Но, как Вы поняли, ЦАП сей не простой, а золотой мультибитный. Разницу между мультибитом и однобитом я объяснять не буду, иначе статья будет и без того длинная. Скажу лишь то, что в начале эры цифрового звука, ЦАПы были сплошь мультибитными. Сейчас, да, балом правит дельта-сигма. Но про мультибит ходят прям легенды какие-то, мол он и музыкальнее и теплее и т.д. и т.п. Но надо слушать своими ушами и делать выводы самому, ведь в конечном-то итоге слушать-то Вам... Как Вы, наверное, уже догадались, этот ЦАП авторский. Делал его мастер из Питера. И это ещё один интересный аспект моего рассказа. Ранее мне не приходилось слушать что-то, что сделано кем-то и своими руками. Так, как-то небольшой ламповый усь слушал... А, да, ещё же кабели были в одной из прошлых статей. Вот собственно и всё. Но от себя скажу, что никакого пренебрежения к подобным вещам у меня нет. Я только за, если человек всё делает правильно и

Выпросил тут как-то у одного знакомого послушать цифро-аналоговый преобразователь. Но, как Вы поняли, ЦАП сей не простой, а золотой мультибитный. Разницу между мультибитом и однобитом я объяснять не буду, иначе статья будет и без того длинная. Скажу лишь то, что в начале эры цифрового звука, ЦАПы были сплошь мультибитными.

Сейчас, да, балом правит дельта-сигма. Но про мультибит ходят прям легенды какие-то, мол он и музыкальнее и теплее и т.д. и т.п. Но надо слушать своими ушами и делать выводы самому, ведь в конечном-то итоге слушать-то Вам...

-2

Как Вы, наверное, уже догадались, этот ЦАП авторский. Делал его мастер из Питера. И это ещё один интересный аспект моего рассказа. Ранее мне не приходилось слушать что-то, что сделано кем-то и своими руками. Так, как-то небольшой ламповый усь слушал... А, да, ещё же кабели были в одной из прошлых статей. Вот собственно и всё. Но от себя скажу, что никакого пренебрежения к подобным вещам у меня нет. Я только за, если человек всё делает правильно и качественно и, как говорится, с душой.

-3

Ок. Сегодняшний герой построен на таком "камне", как PCM58 от Burr-Brown, а вернее даже на двух, по одному на канал. И мало того, он ещё и с буквой "К" на борту, а это, свою очередь, означает, что это отобранный, самый лучший по качеству "камушек". Вот как-то так...

-4

Давайте немного скажем о внешнем виде. Первое, что меня удивило, так это то, что аппарат не таких уж и малых размеров, как мне казалось изначально, он больше, нежели мой Asus Essence One. Весит где-то 4.5 кг. Это я думаю неплохо, значит внутри что-то есть. Позже мы, конечно, заглянем и туда. Ну, а пока экстерьер.

-5

Как правило все такие девайсы выглядят примерно одинаково, ибо подобные корпуса, как я думаю, закупаются где-нибудь на АлиЭкспресс. Однако цвет фронтальной панели мне по вкусу не пришёлся, я люблю либо серебро либо уж просто чёрный. Но думаю, что это не является какой-то проблемой. Наверное, вполне можно заказать и другой цвет.

-6

На передней панели присутствуют пояснительные надписи и знаменитая китайская кнопка, которая во включённом состоянии горит синим цветом - трепещи, господин Борзенков!

-7

Хорошо, давайте посмотрим на заднюю сторону. Здесь всё весьма скромно и аскетично - разъём для сетевого кабеля с тумблером включения, RCA-выходы левого и правого каналов и цифровой коаксиальный вход. Больше ничего нет. Гнездо USB отсутствует, а значит ноутбук я уже не подключу сюда. Тут надо будет приобретать какой-то конвертер для этой цели. У меня такого нет в наличии... Ну буду тогда слушать CD-диски...

-8

Давайте уже перейдём к самому вкусному - как звучит ЦАП? Что же это за мультибитная панацея для ушей аудиофила? А дабы мне было понятно что и как, я буду параллельно сравнивать его звучание со своим Asus Essence One. Надо же какой-то ориентир выбрать. Кстати, мой ЦАП тоже на Burr-Brown построен - это PCM1795. Их тоже два, по одному на канал. Но это уже дельта-сигма будет.

-9

Начну с компакт-дисков из 80-х годов, те, которые были ещё записаны до "войны громкости" и без всяких там ремастеров. Pink Floyd. "The Wall", издание из Англии. Данный релиз мне по звуку нравится больше остальных вариаций. Послушаем пару песен, а именно "Hey You" и "Comfortably Numb". Сначала слушал мультибит, затем уже свой Asus, а потом делал прямое сравнение между этими ЦАПами.

-10

За воспроизведение компакт-дисков отвечал блю-рэй проигрыватель Panasonic DMP-BD10. По коаксиалу звук шёл на мультибит, а по оптике на Asus. На усилителе Pioneer A-05 переключались входы - так и происходило прямое сравнение. Акустическая система - Polk Audio Monitor70 mkII.

-11

Ок. Чем же различается звук этих двух ЦАПов? Начнём с нижнего диапазона частот. Бас на PCM58 плотнее и точнее, но разница эта не такая уж и явная, но всё-таки её слышно. А вот что касается верхов, то тут отличия уже более очевидны. На мультибитном аппарате высокие звучат не так остро и не так назойливо, как на дельта-сигме. Их не меньше, они просто более деликатнее подаются, более натуральнее, более приятнее на слух. Да и разборчивость на верхах в подаче мультибита всё же лучше будет, чуток, но лучше. Среднечастотный диапазон также детальнее на ЦАПе с PCM58.

-12

Дабы Вы поняли разницу в подаче звука этих двух ЦАПов, скажу следующее - слушая оригинал альбома "The Wall" на мультибите, а затем переключаясь на Asus, возникает такое ощущение, как-будто оригинал "Стены" поменяли на его ремастер. Вот именно такая аналогия возникла у меня после сравнения. Возможно эта аналогия грубая, но именно она пришла мне голову первой. Хотя надо сказать, что ремастер-то у Гатри неплохой получился, и многим по душе именно он будет...

-13

Послушал и другие компакт-диски эпохи 80-х. Тут и Dire Straits были и A-ha и Pet Shop Boys и Deep Purple и Depeche Mode, да много чего прослушал - результат везде был один и тот же - данный ЦАП на PCM58 переигрывал мой Asus. Я не могу сказать, что Асус сильно хуже выступил. Нет, это не так. Мультибит детальнее лишь слегка, но он больше увлекает, не чувствуется вот этот вот "цифровой привкус" в саунде. Да, ты понимаешь, что слушаешь цифру, но это как-то не бросается в уши, всё как-то непринуждённо, налегке...

-14

Двигаемся дальше. Достаю тяжёлую артиллерию в виде современных записей, где громкость зашкаливает, ибо динамический диапазон зажат до безумия. Взять, к примеру, альбом 2018-го года "Take Me To The Disco" певицы Meg Myers. Это же жесть по звуку - DR второй песни "Numb" равен 3!

Нормально воспроизвести такое многая бюджетная аппаратура не в состоянии. Мой "спальный" проигрыватель Sony CDP-S1 это делает не самым лучшим образом, звучание так и норовит превратиться в "звуковую кашу". А ведь в нём стоит один из лучших соневских цапов - CXD2562. Но тут, конечно, важную роль играет всё-таки сама обвязка чипа.

-15

Но обозреваемый сегодня аппарат с этой задачей вполне справляется. Asus тоже это играет, но в звуке чувствуется напряжённость. А ещё присутствует некая синтетичность в звучании. Мультибит тут более слушабелен. Да и он чуть более детальнее в общем.

А вот что ЦАП на PCM58 точно обалденно играет, так это компакт-диски XRCD. Звучание притягательное, хочется слушать и слушать. Просто одно удовольствие...

А что у аппарата внутри? Тут я, конечно же, не специалист и умничать не буду. Но насколько я понимаю, то всё выглядит недурно...

-16

Питание цифры и аналога выполнено на отдельных трансформаторах. В питании PCM58K применяются конденсаторы Rubycon, Wima и Murata. Сам преобразователь работает в связке с цифровым фильтром SM5813AP. Spdif-приемник - DIR9001.

А ещё здесь, как и в моём Asus Essence One, установлены съёмные операционные усилители. А это значит, что вполне можно поиграться со звуком. И скорее всего я это и попробую сделать в ближайшее время.

-18

Итак, что же по итогу?

Мне звучание этого мультибитника пришлось по душе. Понравился аппарат своей подачей звука. Детальность на всех частотах лучше моего Асуса. Не так чтобы сильно, но эту разницу я слышу. Здесь и басы точнее и плотнее, на середине мультибит показал себя тоже лучше. Но, как мне кажется, самое главное различие было выявлено на высоких частотах. Asus воспроизводит их не так разборчиво и, что немаловажно, он делает это с некой синтетикой и ненатуральностью. PCM58 звучит приятнее, увлекательнее и музыкальнее. Ещё раз повторю, всё это особенно заметно на компакт-дисках, которые были выпущены до "войны громкости". Это его стихия, как впрочем и различные XRCD-диски, тут он тоже мастер.

-19

Теперь спустимся на грешную землю и ответим на вопрос - для кого этот ЦАП? Ну, как я думаю, этот аппарат для тех, кто плотно сидит на компакт-дисках. Не будем забывать, что PCM58 хайрез не воспроизводит в силу своих характеристик. Он 18-ти битный, а частота дискретизации не больше 48кГц. Поэтому только CD, ну или DAT. Хотя можно докупить конвертер с USB на Spdif и использовать ноутбук в роли транспорта для цифрового потока с разрешением 16/44.1 или 48, ну или воспользоваться ресемплером для хайрезов.

-20

Мой знакомый скинул мне ссылку на профиль человека, который изготовил сей ЦАП. Обязательно гляньте, у него есть и другие варианты мультибитных ЦАПов. Цены разные. Например, преобразователь на известном и почитаемом камушке PCM63 обойдётся в 62000 рублей, а цена нашего героя- 45000 рублей. Но я думаю, что цена аппаратов обусловлена тем фактом, что чипы эти уже не изготавливаются и, видимо, стоят немало...

-21

И ещё выскажу такую мысль - хоть этот ЦАП и имеет максимальное разрешение до 48кГц, вряд ли это говорит о каком-то уж сильном его недостатке. Да, есть Hi-Res 24/96, к примеру, но если посмотреть на этот вопрос глубже, то много ли современных записей издаются в таком разрешении? Как правило это 24/44.1 или 48 всё-таки. Есть, конечно, издания Pink Floyd или Deep Purple в Hi-Res, но это ведь уже ремастеры, а оригиналы так и остались на тех компакт-дисках, что были выпущены ещё 80-х годах прошлого века...

-22