Выпросил тут как-то у одного знакомого послушать цифро-аналоговый преобразователь. Но, как Вы поняли, ЦАП сей не простой, а золотой мультибитный. Разницу между мультибитом и однобитом я объяснять не буду, иначе статья будет и без того длинная. Скажу лишь то, что в начале эры цифрового звука, ЦАПы были сплошь мультибитными.
Сейчас, да, балом правит дельта-сигма. Но про мультибит ходят прям легенды какие-то, мол он и музыкальнее и теплее и т.д. и т.п. Но надо слушать своими ушами и делать выводы самому, ведь в конечном-то итоге слушать-то Вам...
Как Вы, наверное, уже догадались, этот ЦАП авторский. Делал его мастер из Питера. И это ещё один интересный аспект моего рассказа. Ранее мне не приходилось слушать что-то, что сделано кем-то и своими руками. Так, как-то небольшой ламповый усь слушал... А, да, ещё же кабели были в одной из прошлых статей. Вот собственно и всё. Но от себя скажу, что никакого пренебрежения к подобным вещам у меня нет. Я только за, если человек всё делает правильно и качественно и, как говорится, с душой.
Ок. Сегодняшний герой построен на таком "камне", как PCM58 от Burr-Brown, а вернее даже на двух, по одному на канал. И мало того, он ещё и с буквой "К" на борту, а это, свою очередь, означает, что это отобранный, самый лучший по качеству "камушек". Вот как-то так...
Давайте немного скажем о внешнем виде. Первое, что меня удивило, так это то, что аппарат не таких уж и малых размеров, как мне казалось изначально, он больше, нежели мой Asus Essence One. Весит где-то 4.5 кг. Это я думаю неплохо, значит внутри что-то есть. Позже мы, конечно, заглянем и туда. Ну, а пока экстерьер.
Как правило все такие девайсы выглядят примерно одинаково, ибо подобные корпуса, как я думаю, закупаются где-нибудь на АлиЭкспресс. Однако цвет фронтальной панели мне по вкусу не пришёлся, я люблю либо серебро либо уж просто чёрный. Но думаю, что это не является какой-то проблемой. Наверное, вполне можно заказать и другой цвет.
На передней панели присутствуют пояснительные надписи и знаменитая китайская кнопка, которая во включённом состоянии горит синим цветом - трепещи, господин Борзенков!
Хорошо, давайте посмотрим на заднюю сторону. Здесь всё весьма скромно и аскетично - разъём для сетевого кабеля с тумблером включения, RCA-выходы левого и правого каналов и цифровой коаксиальный вход. Больше ничего нет. Гнездо USB отсутствует, а значит ноутбук я уже не подключу сюда. Тут надо будет приобретать какой-то конвертер для этой цели. У меня такого нет в наличии... Ну буду тогда слушать CD-диски...
Давайте уже перейдём к самому вкусному - как звучит ЦАП? Что же это за мультибитная панацея для ушей аудиофила? А дабы мне было понятно что и как, я буду параллельно сравнивать его звучание со своим Asus Essence One. Надо же какой-то ориентир выбрать. Кстати, мой ЦАП тоже на Burr-Brown построен - это PCM1795. Их тоже два, по одному на канал. Но это уже дельта-сигма будет.
Начну с компакт-дисков из 80-х годов, те, которые были ещё записаны до "войны громкости" и без всяких там ремастеров. Pink Floyd. "The Wall", издание из Англии. Данный релиз мне по звуку нравится больше остальных вариаций. Послушаем пару песен, а именно "Hey You" и "Comfortably Numb". Сначала слушал мультибит, затем уже свой Asus, а потом делал прямое сравнение между этими ЦАПами.
За воспроизведение компакт-дисков отвечал блю-рэй проигрыватель Panasonic DMP-BD10. По коаксиалу звук шёл на мультибит, а по оптике на Asus. На усилителе Pioneer A-05 переключались входы - так и происходило прямое сравнение. Акустическая система - Polk Audio Monitor70 mkII.
Ок. Чем же различается звук этих двух ЦАПов? Начнём с нижнего диапазона частот. Бас на PCM58 плотнее и точнее, но разница эта не такая уж и явная, но всё-таки её слышно. А вот что касается верхов, то тут отличия уже более очевидны. На мультибитном аппарате высокие звучат не так остро и не так назойливо, как на дельта-сигме. Их не меньше, они просто более деликатнее подаются, более натуральнее, более приятнее на слух. Да и разборчивость на верхах в подаче мультибита всё же лучше будет, чуток, но лучше. Среднечастотный диапазон также детальнее на ЦАПе с PCM58.
Дабы Вы поняли разницу в подаче звука этих двух ЦАПов, скажу следующее - слушая оригинал альбома "The Wall" на мультибите, а затем переключаясь на Asus, возникает такое ощущение, как-будто оригинал "Стены" поменяли на его ремастер. Вот именно такая аналогия возникла у меня после сравнения. Возможно эта аналогия грубая, но именно она пришла мне голову первой. Хотя надо сказать, что ремастер-то у Гатри неплохой получился, и многим по душе именно он будет...
Послушал и другие компакт-диски эпохи 80-х. Тут и Dire Straits были и A-ha и Pet Shop Boys и Deep Purple и Depeche Mode, да много чего прослушал - результат везде был один и тот же - данный ЦАП на PCM58 переигрывал мой Asus. Я не могу сказать, что Асус сильно хуже выступил. Нет, это не так. Мультибит детальнее лишь слегка, но он больше увлекает, не чувствуется вот этот вот "цифровой привкус" в саунде. Да, ты понимаешь, что слушаешь цифру, но это как-то не бросается в уши, всё как-то непринуждённо, налегке...
Двигаемся дальше. Достаю тяжёлую артиллерию в виде современных записей, где громкость зашкаливает, ибо динамический диапазон зажат до безумия. Взять, к примеру, альбом 2018-го года "Take Me To The Disco" певицы Meg Myers. Это же жесть по звуку - DR второй песни "Numb" равен 3!
Нормально воспроизвести такое многая бюджетная аппаратура не в состоянии. Мой "спальный" проигрыватель Sony CDP-S1 это делает не самым лучшим образом, звучание так и норовит превратиться в "звуковую кашу". А ведь в нём стоит один из лучших соневских цапов - CXD2562. Но тут, конечно, важную роль играет всё-таки сама обвязка чипа.
Но обозреваемый сегодня аппарат с этой задачей вполне справляется. Asus тоже это играет, но в звуке чувствуется напряжённость. А ещё присутствует некая синтетичность в звучании. Мультибит тут более слушабелен. Да и он чуть более детальнее в общем.
А вот что ЦАП на PCM58 точно обалденно играет, так это компакт-диски XRCD. Звучание притягательное, хочется слушать и слушать. Просто одно удовольствие...
А что у аппарата внутри? Тут я, конечно же, не специалист и умничать не буду. Но насколько я понимаю, то всё выглядит недурно...
Питание цифры и аналога выполнено на отдельных трансформаторах. В питании PCM58K применяются конденсаторы Rubycon, Wima и Murata. Сам преобразователь работает в связке с цифровым фильтром SM5813AP. Spdif-приемник - DIR9001.
А ещё здесь, как и в моём Asus Essence One, установлены съёмные операционные усилители. А это значит, что вполне можно поиграться со звуком. И скорее всего я это и попробую сделать в ближайшее время.
Итак, что же по итогу?
Мне звучание этого мультибитника пришлось по душе. Понравился аппарат своей подачей звука. Детальность на всех частотах лучше моего Асуса. Не так чтобы сильно, но эту разницу я слышу. Здесь и басы точнее и плотнее, на середине мультибит показал себя тоже лучше. Но, как мне кажется, самое главное различие было выявлено на высоких частотах. Asus воспроизводит их не так разборчиво и, что немаловажно, он делает это с некой синтетикой и ненатуральностью. PCM58 звучит приятнее, увлекательнее и музыкальнее. Ещё раз повторю, всё это особенно заметно на компакт-дисках, которые были выпущены до "войны громкости". Это его стихия, как впрочем и различные XRCD-диски, тут он тоже мастер.
Теперь спустимся на грешную землю и ответим на вопрос - для кого этот ЦАП? Ну, как я думаю, этот аппарат для тех, кто плотно сидит на компакт-дисках. Не будем забывать, что PCM58 хайрез не воспроизводит в силу своих характеристик. Он 18-ти битный, а частота дискретизации не больше 48кГц. Поэтому только CD, ну или DAT. Хотя можно докупить конвертер с USB на Spdif и использовать ноутбук в роли транспорта для цифрового потока с разрешением 16/44.1 или 48, ну или воспользоваться ресемплером для хайрезов.
Мой знакомый скинул мне ссылку на профиль человека, который изготовил сей ЦАП. Обязательно гляньте, у него есть и другие варианты мультибитных ЦАПов. Цены разные. Например, преобразователь на известном и почитаемом камушке PCM63 обойдётся в 62000 рублей, а цена нашего героя- 45000 рублей. Но я думаю, что цена аппаратов обусловлена тем фактом, что чипы эти уже не изготавливаются и, видимо, стоят немало...
И ещё выскажу такую мысль - хоть этот ЦАП и имеет максимальное разрешение до 48кГц, вряд ли это говорит о каком-то уж сильном его недостатке. Да, есть Hi-Res 24/96, к примеру, но если посмотреть на этот вопрос глубже, то много ли современных записей издаются в таком разрешении? Как правило это 24/44.1 или 48 всё-таки. Есть, конечно, издания Pink Floyd или Deep Purple в Hi-Res, но это ведь уже ремастеры, а оригиналы так и остались на тех компакт-дисках, что были выпущены ещё 80-х годах прошлого века...