Начались школьные деньки и снова стала актуальной тема буллинга. Она затрагивает как ребёнка, так и взрослых вокруг него. В статье мы рассказали, как действовать родителям и каким образом лучше поддержать своё чадо в этой ситуации. Специалист студии “Пси-сервис”, психолог Анна Сивова - о проблеме буллинга: что делать, если ребёнка травят в школе, или он сам проявляет агрессию.
Так много говорится о том, как помочь и распознать жертву, и почти ничего не говорят о том, что агрессор-то и сам нуждается в помощи. Это важно понимать, чтоб искоренить явление школьных издевательств эффективнее, быстрее, устраняя причину, но не симптомы.
Так, например, у детей, затеявших агрессию, есть проблемы с эмоциональным интеллектом, например, они не умеют распознавать свои эмоции, как следствие не разбираются в эмоциях других людей, испытывают дефицит удовольствия от жизненных ситуаций, часто имеют эмоционально холодных или жестоких родителей. При этом не обязательно семья неблагополучная. Свою эмоционально-волевую сферу ребёнок может плохо регулировать, в связи с этим мучается от перепадов настроения с преобладанием отрицательных эмоций и чувств.
Специалисты Московского Городского психолого-педагогического центра составили список маркеров, на которые нужно обратить внимание учителю:
- «…Одноклассники придумывают для одного из учеников «смешное» прозвище и обращаются к нему только так.
- Одноклассники отказываются садиться за одну парту с конкретным учеником, не хотят с ним работать в одной команде, поделиться с ним учебником, школьными принадлежностями, когда он что-то забыл взять на урок.
- Ученик, ранее успешный в учебе, теперь боится выходить к доске, участвовать в устных опросах. Любые его ответы вызывают насмешки и обидные комментарии одноклассников. Такие ситуации носят не единичный характер, а наблюдаются регулярно.
- На переменах ученик чаще стоит один в стороне, не общается с одноклассниками, а если и пытается включиться в общую игру, то постоянно получает отказ и насмешки вслед.
- Ранее активный ученик пытается отказаться от участия в делах класса, перестает посещать экскурсии, участвовать в командных соревнованиях и т.д.
- В ситуации конфликта одноклассники регулярно обвиняют во всех бедах одного и того же ребенка. Что бы ни случилось, всегда виноват именно он.
- Одноклассники распускают о ребенке сплетни и слухи, порочащие его имя.
- В ситуации противостояния силы неравны, и против ученика, как правило, выступает группа одноклассников.
- Вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят, которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее…».
- Снижение успеваемости, нежелание посещать школу без объяснения причин
- Ухудшение физического состояния (тошнота, головокружения, нарушения сна, аппетита, энурез, проблемы с весом, как в сторону ожирения, так и резкое похудение, разнообразные неврозоподобные, тревожные и депрессивные состояния, перепады настроения)
- Снижение самооценки и уровня притязаний
- Причинение физического вреда самому себе (признаки суицидального поведения, суицидальные речи, мысли)
- Аффективные вспышки (истерики, агрессивные выкрики, плач и т.п.)
- Уединение, отказ от общения как со сверстниками, так и с членами семьи.
- в семье которых есть явление гиперопеки;
- с высоким уровнем тревожности;
- с плохими оценками;
- с заболеваниями, особенно такими, которые проявляются внешне;
- с выделяющейся неклассической внешностью (большие родимые пятна, необычный тип фигуры и т.п.);
- другой национальности, беженцев;
- замкнутых, не умеющих вступать в контакты со сверстниками.
Обязательно донести подробно и настойчиво информацию любым взрослым – педагогам, родителям, несмотря на то, что последним может быть некогда или неинтересно. Важно привлечь внимание как можно большего круга взрослых защитников.
- Научиться управлять своими эмоциями, сохранять выдержку и спокойствие, потому что главная цель агрессора зачастую – получить эмоции (горе, гнев, печаль, страх и т.д.), а если реакции у жертвы нет, мало удовольствия от травли и придётся её прекратить.
- Все ответы обижающей стороне, если уж не удаётся уклониться, должны быть нейтральными и как-будто безразличными по типу «Ну и что…», «Меня эта информация не интересует».
- Игнорировать нападающих, «забанить», «заблокировать» если травля онлайн, но сообщения обязательно сохранить как скриншот, чтобы иметь доказательства и звать на помощь.
- Также можно поступить и при очном буллинге – включить и записать на диктофон. Это можно сделать, как тайно, так и открыто, говоря, например, «что сейчас я всё гружу в сообщение классному руководителю/родителям, родственнику из полиции…»
- Можно сделать вид, что позвонил кто-то из взрослых – родитель, учитель, родственник, педагог из кружка и др.
- Иногда помогает самоирония, когда жертва как бы встаёт на сторону агрессора и посмеивается над собой, но для правильной ее подачи требуется достаточная уверенность и харизма, поэтому сработать у ребенка может не всегда. Так, может подойти фраза такого типа: «Слушай, ты права, с этими волосами одна морока, настоящий электровеник… А ты, кстати, чем пользуешься, хоть посоветуй…»
На заметку ребёнку и взрослым есть отличный федеральный сайт травлинет.рф