Мультипликаторы — это расчетные финансовые показатели, которые помогают инвесторам оценить бизнес компании и сравнить с ее конкурентами. Суть мультипликаторов — соединение рыночной оценки компании (цены акций, капитализации) и оценки ее бизнеса (прибыли, выручки). Это позволяет сравнивать компании с разной рыночной капитализацией, объемом выручки или величиной активов.
Однако есть важное условие — сравниваемые компании должны принадлежать к одной отрасли или сектору экономики. Кроме того, целесообразно сравнивать тот или иной мультипликатор со средним показателем по интересуемой индустрии.
Как пользоваться мультипликаторами? Если инвестор рассматривает две конкурирующие компании, то он должен включить в портфель акции компании с наименьшим мультипликатором, а также обратить внимание на его среднеотраслевое значение. Коэффициент компании выше среднего значения по отрасли будет показывать переоцененность компании, ниже – недооцененность.
Рассмотрим самые популярные мультипликаторы.
P/E – что он расскажет о компании?
Коэффициент P/E (Price to Earnings Ratio) показывает, за сколько лет при текущей годовой прибыли окупятся вложения инвестора в компанию. P/E быстро реагирует на изменения цены акции, это позволяет сравнивать компании между собой во время резких движений на рынке.
Как рассчитать коэффициент P/E?
Для этого нужно поделить рыночную капитализацию (Market capitalization) на годовую чистую прибыль (Net Income).
Рыночная капитализация – произведение текущей цены акции и их количества в обращении. Чистая прибыль – прибыль за вычетом всех расходов и налогов, полученная компанией за последние 12 месяцев. Этот показатель берется из финансовой отчетности.
P/E Казатомпрома
Для примера давайте рассчитаем P/E Казатомпрома (KASE: KZAP, LSE: KAPq) по итогам 1 полугодия 2022 года.
На 1 июля акция КZАР на бирже KASE стоила 12 тысяч тенге. В обращении 259 млн акций. Умножаем – и получаем рыночную капитализацию Казатомпрома около 3,1 трлн тенге.
Теперь рассчитаем чистую прибыль за последние 12 месяцев. Во 2 полугодии 2021 года она была 161,9 млрд тенге, а за 1 полугодие 2022 года – 167,4 млрд тенге. Суммируем и получаем чистую прибыль за последние 12 месяцев: 329,3 млрд тенге.
Итак, считаем мультипликатор Р/Е Казатомпрома по итогам 1 полугодия 2022 года:
3,1 трлн тенге / 329,3 млрд тенге = 9,51.
А что у конкурентов?
Посмотрим ближайшего конкурента Казатомпрома компанию Cameco (KASE: CCJ_KZ, NYSE: CCJ). У нее Р/Е на уровне 244, в то время как среднее значение по урановой отрасли = 13,5. Значит, Казатомпром предпочтительнее Cameco: раз Р/Е Казатомпрома ниже среднеотраслевого значения, то его акции недооценены.
Мультипликатор P/S – насколько эффективно работают ваши деньги?
Коэффициент P/S (Price to Sales) оценивает компанию по выручке и показывает, сколько инвестор платит за 1 доллар (или тенге) дохода.
P/S эффективен для анализа компаний из сектора услуг или ритейлеров, где есть “настоящие” продажи. Для банков или страховых его использовать не стоит.
Анализируя компанию с использованием данного мультипликатора, следуют проследить динамику продаж за последние несколько лет. Если они растут, то компания продолжает развиваться и захватывать рынок.
Как рассчитать P/S?
P/S = Рыночная капитализация (Market capitalization) / объем продаж (выручка) (Sales, Revenues),
Выручка (Sales, Revenues) — деньги, получаемые компанией от продажи ее товаров или услуг.
Чем ниже показатель P/S, тем лучше: тем меньше инвестор платит за каждый доллар (или тенге), получаемый компанией с продаж. Идеальный вариант, когда P/S около 1.
Однако анализировать этот мультипликатор все же следует вместе с остальными данными. Например, если P/S компании в динамике постоянно снижается, но при этом прибыль и объем продаж растут, значит, выручка предприятия растет значительно быстрее, чем цена ее акций. Но так не может долго продолжаться: цена акций должна будет подтянуться вслед за объемами продаж.
Если же прибыльность компании остается на прежнем уровне, а ее показатель P/S постоянно растет, то акции в дальнейшем могут упасть.
Как работать с P/S?
Представим, что P/S компании в динамике снижается, но при этом прибыль и объемы продаж растут. Это значит, что выручка предприятия увеличивается намного быстрее, чем цена акций. Так не может долго продолжаться: акции обязательно подтянутся вслед за объемами продаж.
Если же прибыльность компании не меняется, а P/S постоянно растет, то акции в будущем могут упасть.
Рассчитаем P/S Казатомпрома. Посмотрим, какой у него коэффициент по итогам 1 полугодия 2022 года.
• рыночная капитализация на 1 июля: 12 тысяч тенге (стоимость акции на KZAP) умножаем на 259 млн акций (их число в обращении), итого 3,1 трлн тенге;
• выручка Казатомпрома за последние 12 месяцев – 949 млрд тенге;
• делим 3,1 трлн на 949 млрд – получаем 3,3.
Для сравнения: у конкурента Cameco P/S = 8,7, а среднее значение по индустрии = 5,01. Значит, Казатомпром по этому показателю выгоднее Cameco.
Мультипликатор P/B (P/BV) – не многовато ли долгов у компании?
P/B (Price to Book), он же Р/BV (Price to Book Value) — отношение рыночной цены акции к балансовой стоимости компании.
Зачем нужен P/B?
Он помогает инвесторам понять, сколько они платят за чистые активы компании и хватит ли на всех средств, если она объявит себя банкротом. P/B эффективен для предприятий, у которых на балансе значительную долю занимают материальные активы: земля, недвижимость, оборудование. P/BV лучше больше подходит для оценки банков, так как для банковской сферы важны качество и размер чистых активов, с помощью которых компания получает прибыль.
Как рассчитать P/BV
P/BV= Рыночная капитализация (Price) / Балансовая стоимость компании (Book Value Ratio),
Балансовая стоимость (Book Value Ratio) – чистые активы компании (капитал), то есть активы (Total Assets) минус обязательства (Total Liabilities, Total Debs).
Как оценить коэффициент P/BV?
- Больше 1 – рыночная капитализация превышает собственный капитал компании. Значит, она дорогая и инвестор переплачивает за акции.
- Больше 5 — акции сильно переоценены, но нужно учитывать отрасль: например, IT-компании традиционно оцениваются выше рынка в несколько раз.
- Меньше 1 — капитализация меньше капитала, компания недооценена, инвестор берет акции с дисконтом
- 1 — Компания оценена справедливо.
- 0 — Обязательства компании больше ее активов, есть риск банкротства, лучше не рисковать.
Как и любой другой мультипликатор, P/BV следует анализировать в паре с ROE (Return On Equity) — коэффициентом доходности акционерного капитала, он рассчитывается как отношение чистой прибыли к капиталу компании.
- если ROE растет, то и P/BV тоже должен расти;
- если у компании высокий показатель P/BV при низком ROE, ее акции переоценены;
- если наоборот – недооценены.
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев
#мультипликаторы #фундаментальныйанализ #анализакций #инвестиции #акцииммвб #казатопром