Найти в Дзене

Граф Федор Артурович Келлер. Настоящий офицер, всем сердцем любящий Россию. Офицер, который до последнего оставался верен своим убеждениям

"Мне всегда казалось отвратительным и достойным презрения, когда люди ради личного блага, наживы или безопасности меняли свои убеждения"
Федор Артурович Келлер

Федор Артурович родился 12 октября 1857 года в Курске в немецкой семье, представители которой верой и правдой служили России. С раннего возраста его, как будущего офицера, учили любить и ценить Родину, а также уважать и преданно служить ее царю. В юношеском возрасте Федор Артурович был зачислен в приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища.

В апреле 1877 года, после зверств, которые творили османы на Балканах, император Всероссийский Александр II объявил войну Османской империи.

31 августа 1877 года юный граф без одобрения на то родителей вступил вольноопределяющимся (добровольцем) в 1-й Лейб-драгунский Московский полк, в составе которого отправился на территорию Турции, чтобы биться с врагом. Принимал участие в осаде Плевны и обороне Шипки и Шейново. За храбрость в боях Федор Артурович был награждён "Георгием" 4-й степени за Шейново, а также 3-й степени за Трнов и Семенли. 31 марта 1878 года был произведен в чин прапорщика.

Солдатскими Георгиевскими крестами Ф.А. Келлер очень гордился и не снимал их с груди даже будучи генералом.

Через два года после войны Федора Артуровича Келлера переводят в 6-й гусарский Клястицкий полк, в котором он прослужил 14 лет. 3 марта 1886 года принял на себя командование эскадроном, а уже через год получил звание ротмистра, а в 1888-1889 годах был отправлен на обучение в Офицерскую кавалерийскую школу. Курс он окончил с высшими отметками, и в 1894 "за отличия по службе" был произведен в подполковники, а в 1901 с той же формулировкой - в полковники.

Федор Артурович Келлер
Федор Артурович Келлер

Также за годы службы граф успел послужить в 24 драгунском Лубенском, 23 драгунском Вознесенском и 11 драгунском Харьковском полках, командовал Крымским дивизионом, 15 драгунским Александрийским и Лейб-гвардии Драгунским полками.

Ф. А. Келлер в должности командира лейб-гвардии Драгунского полка
Ф. А. Келлер в должности командира лейб-гвардии Драгунского полка
"Кристально чистый, истинно русский человек, проникнутый до мозга костей чувством любви к Родине и долгу"
Из записок дворцового коменданта Владимира Николаевича Воейкова

В 1905 году территорию Польши охватили народные волнения. Граф Келлер, будучи генерал-губернатором города Калиш, был обязан усмирить польские земли, охваченные революционными идеями. Он отметился рядом жестких но эффективных мер для подавления восстания. Среди жителей Калиша Федор Артурович пользовался всеобщей ненавистью и был "заочно" приговорён к смерти боевой террористической организацией Польской партией социалистов.

Именно в Калише на Федора Артуровича было совершено два покушения. Первый случай закончился неудачей. Произошел он 19 апреля 1906 года, когда террористы бросили в графа бомбу, но тот, проявив сноровку, поймал ее и бросился бежать за нападавшим. Второй был уже более успешным. Бомба, начиненная поражающими элементами, была брошена в ноги графа, когда он в сопровождении своих офицеров возвращался с полковых учений. Взрывом Федор Артурович оказался тяжело контужен, а в его ноге засело множество осколков. После этого покушения и вплоть до конца своей жизни граф прихрамывал на одну ногу.

К русским солдатам Федор Артурович относился также, как и великий генералиссимус Александр Васильевич Суворов или современник графа Михаил Дмитриевич Скобелев. Восхваляя их и не соглашаясь с теми, кто говорил, что русские солдаты значительно уступают в умениях нижним чинам европейских армий.

"Прозаведовав новобранцами пять лет, прокомандовав эскадронами более десяти лет и отдельными частями около девяти лет, я близко познакомился с нашими солдатами… Я уверился в том, что все зависит от обучения и воспитания… У нашего солдата природного ума и сметки несравненно больше, чем у всякого француза или немца. Тот, кто потрудился немного ближе узнать русского солдата, заинтересовался его бытом, проник в его взгляды, миросозерцание, слабости и наклонности, не мог не убедиться, что мнение, составленное о наших воинах, абсолютно не соответствует истине и зависит от того, как взяться за их обучение и воспитание"
Федор Артурович Келлер о русских солдатах.

В 1907 году государь император Николай II назначил полковника Ф.А. Келлера флигель-адъютантом, а всего лишь через четыре месяца Федор Артурович был произведен в генерал-майоры с зачислением в свиту Его величества. С 1910 по 1912 годы граф возглавлял первую бригаду Кавказской кавалерийской дивизии.

Первую мировую войну граф встретил в звании генерал-лейтенанта (назначен в мае 1913 года). Выступив на германский фронт во главе десятой кавалерийской дивизии, вошедшей в состав третьей армии генерала Рузского, граф Келлер разгромил конницу австро-венгров и принес Русской армии первую победу в мировой войне.

Бой, произошедший 8 августа 1914 под деревней Ярославице представляет собой редчайшее явление в ходе Великой европейской войны, выказывая типичный образец кавалерийской схватки со всеми ее фазами развития, исключительную как по числу участвовавших всадников, так и по наличию в ней чисто кавалерийского лобового столкновения.

Потери врага убитыми и ранеными составили около тысячи бойцов, дивизия Федора Артуровича потеряла не более 150 человек. В бою было захвачено множество пленных, более 300 лошадей, 8 пушек, пулеметы, а также ценная информация по наступлению врага.

31 августа 1914 года близ города Яворов кавалеристы Келлера при преследовании отступающих австрийцев захватили ещё около 500 солдат неприятеля, а также 6 орудий. 17 марта 1915 года атаковал австро-венгерские части в районе деревень Рухотин Полянка, Шиловцы, Малинцы. Враг снова был повержен. Часть убита и часть взята в плен (33 офицера, 2100 солдат, 40 походных кухонь). За геройские действия граф Федор Артурович Келлер был награжден орденом Святого Георгия четвертой степени.

Федор Артурович Келлер командующий 3-м конным корпусом
Федор Артурович Келлер командующий 3-м конным корпусом
В победных донесениях Юго-Западного фронта всего чаще упоминались фамилии двух кавалерийских командиров – лишь двух, поскольку в эту войну конница перестала играть роль "царицы полей" – Келлера и Каледина, в равной степени храбрых, но абсолютно противоположных по характеру: один увлекающийся, пылкий, временами безрассудный, другой упорный и спокойный.
Из дневника Антона Ивановича Деникина.
Граф Федор Артурович Келлер (сидит второй слева) с чинами штаба кавалерийских и казачьих частей.
Граф Федор Артурович Келлер (сидит второй слева) с чинами штаба кавалерийских и казачьих частей.

В начале 1917 Келлер получил шокирующее известие о произошедшей в России революции. Вскоре графу прислали текст новой "революционной" присяги. После прочтения новой присяги Келлер заявил, что не будет приводить к ней вверенные ему войска, поскольку "не понимает юридического обоснования и существа власти Временного правительства". Собрав представителей от каждого эскадрона и сотни, граф подготовил послание императору Николаю Александровичу :

"Третий конный корпус не желает верить, что Ты, Государь, отрекся от престола добровольно. Только отдай приказ – мы придем и защитим Тебя".

Но, к сожалению, иной точки зрения придерживалось высшее военное руководство. Независимая позиция Федора Артуровича вызвала у начальства справедливые опасения, и в штаб третьего конного корпуса, расположившийся в городе Оргееве, отправился командир двенадцатой кавалерийской дивизии барон Карл Маннергейм (ставший впоследствии правителем независимой Финляндии). Разговор был наедине. Все попытки уговорить Келлера закончились ничем. Убеждения Федора Артуровича были вовсе не политическими, граф руководствовался лишь нравственными побуждениями, воплощая в себе лучшие черты русского офицерства, заключавшиеся в старинной заповеди: "Душу – Богу, жизнь – Государю, сердце – даме, честь – никому".

"Я ведь христианин, и считаю величайшим грехом менять присягу".
Ответ графа Келлера Карлу Маннергейму.

Покинув действующую армию, Федор Артурович стал жить в Харькове. На глазах старого генерала русской армии вовсю проходила "украинизация" малороссийских губерний, а в апреле 1918 года при поддержке германского правительства была сформирована новая Украинская держава, возглавляемая гетманом Павлом Скоропадским.

Вступать в ряды Добровольческой армии граф отказывался, так-как будучи убежденным монархистом, он не был согласен с их руководителями по ряду вопросов. При этом Келлер надеялся дождаться силы, которая бы открыто выступила под знаменем монархии.

В конце октября 1918 года к Келлеру прибыли псковские монархисты. Рассказав генералу о формировании в районе Пскова белых отрядов, псковичи предложили графу стать командующим монархической Северной армии. Именно это предложение было Федором Артуровичем с радостью принято. Веря словам псковских монархистов, генерал приступил к созданию штаба новой Северной Армии. К середине ноября работа графа по созданию новой монархической армии была завершена, принято решение выехать ко Пскову.

Обстановка на Украине становилась все более плачевной. Почувствовав опасность своего положения, гетман П.П. Скоропадский провозгласил создание Всероссийской федерации с включением Украинской державы. Павел Петрович, будучи знакомым с Федором Артуровичем еще по службе в императорской армии царе, попросил у генерала помощи в создании боеспособной армии. Федор Артурович принял и в военном отношении это назначение оправдало себя блестяще.

Но правителей Украины больше интересовали не победы графа, а занятая им независимая позиция. Граф открыто заявлял что голову положит для создания великой, единой России, и не приемлет отделение от нее никакого федеративного государства. В скором времени гетман Скоропадский издал указ об отставке Келлера.

В начале декабря Северная армия сдала большевикам Псков, а под Киевом добровольцы из русских монархических соединений едва сдерживали атаки бандитов-петлюровцев. Скоропадский бежал, а граф все еще оставался в Киеве. Чуть позже к нему обратились офицеры, соединения которых отступали под давлением бандитов. Возглавив отряд из нескольких десятков офицеров граф сделал попытку пробиться к Дону. Проходя по центру города, отряд Федора Артуровича наткнулся на петлюровцев. После непродолжительного боя, Федор Артурович отвел уцелевших в Михайловский монастырь. Вскоре к монастырю подступила бандитская армия гетмана Петлюры. К этому времени почти все эвакуировались. С Келлером остались только полковник Андрей Андреевич Пантелеев и штабс-ротмистр Николай Николаевич Иванов. В тот же вечер к графу пришел германский полковник, который предложил ему укрыться в германской комендатуре. Келлер, скрепя зубами, согласился. Но когда, уже у ворот монастыря, немцы приказали сдать личное оружие (в том числе пожалованную ему лично царем Георгиевскую шашку), снять погоны и накинуть поверх его одежды немецкую офицерскую шинель, граф вспылил и вернулся обратно в монастырь. После занятия петлюровцами монастыря еще около недели граф и его соратники оставались под арестом.

8 декабря 1918 в 4 часа утра на Софийской площади, неподалеку от памятника Богдану Хмельницкому "Первая шашка России" граф Федор Артурович Келлер, Андрей Андреевич Пантелеев и Николай Николаевич Иванов были застрелены в спину. Тела убитых были найдены епископом Нестором Камчатским в морге Анатомического театра и похоронены под чужими именами в Покровском монастырев Киеве.