В карикатуре характерные черты намеренно выпячиваются, преувеличиваются. Расцвет этого жанра изобразительного искусства обычно совпадает с крупными историческими событиями. Понять, каким было и проследить, как менялось отношение Запада к России и русским, нам помогут зарубежные карикатуры разных времён.
1904. Русско-японская война
Эта карикатура времён русско-японской войны появилась в американском журнале «Шалун» (Puck) 23 марта 1904 года. Называется она «Жёлтая опасность».
Россия изображена в виде злостного дремучего бородатого мужика с плетью-семихвосткой в руке. На плети присутствуют надписи — «Абсолютизм, преследования, тирания».
Рядом с мужиком на земле — жертвы кишинёвского еврейского погрома 1903 года.
На заднем плане — закованные в кандалы каторжники, бредущие по сугробам в Сибирь. Тяжёлую международную обстановку в Европе символизируют мрачные тучи, нависшие над Польшей и Финляндией и какая-то непонятная массовая возня в том районе.
Мужик левой рукой прикрывается от яркого света, в котором сияет молодая красивая женщина в кимоно, олицетворяющая «Современную Японию».
Согласно задумке художника дремучую Россию очень пугают лучи просвещения, гуманности, справедливости, прогрессивности, терпимости и религиозных свобод. Постаментом для «Современной Японии» служит труп поверженного средневекового японского государства.
Про Кишинёвский погром можем прокомментировать, что власти предпринимали попытки предотвратить беспорядки — но получилось не сразу. Да и чья бы корова мычала — уже набила оскомину фраза: «А у вас в Америке негров линчуют», но что поделать, если примерно на время создания рассматриваемой карикатуры приходится и пик такого уродливого явления, как практиковавшееся в США вплоть до 1981 года линчевание темнокожих.
Что же касается «Современной Японии», никто ведь не предупредил создателей карикатуры, что именно эта, — молодая, красивая «Современная Япония» родит то поколение, которое американцы — дети карикатуристов из «Шалуна» — загонят в концлагеря и будут уничтожать бомбардировками. В том числе ядерными. А бомбу, которую сбросят на Хиросиму, американские хохмачи назовут хоть и не «Шалуном», но тоже остроумным по их мнению для такого устройства названием — «Малыш».
1939. Соглашение с Германией
Карикатура с названием «Полька» появилась после подписания договора между СССР и Германией о ненападении (был подписан 23 августа 1939 года). Кстати, СССР стал далеко не первым — а предпоследним государством, заключившим подобное соглашение с Германией.
На рисунке Гитлер в образе упитанной немецкой девушки в характерном платье и туфельках и лихой довольный Сталин в сапогах, шароварах и русской рубашке-косоворотке пляшут «польку» на трупе поверженного польского государства. Почему-то всё это происходит под музыку босоногого еврейского скрипача. Видок у скрипача довольно потрёпанный.
Карикатура нам визуально понравилась, но отметим, что она не в полной мере отражает международную обстановку того времени. Ведь на рисунке почему-то отсутствуют другие «танцоры» — участники Мюнхенского сговора 1938 года: Британия, Франция и Италия. Что же, дополним картину, — вот они, на фото рядом с Гитлером, готовятся к «танцам»:
1948. Создание Государства Израиль
Карикатуры времён Великой Отечественной здесь затрагивать не будем — это тема для отдельной статьи. Дальше у нас занятная послевоенная карикатура из лондонского журнала 1948 года:
Ути-пути. Из коляски высунул ножку беспокойный малыш. В маленькой ручке у него граната, а на подушке с надписью «Израиль» — неестественно большая для новорожденного чёрная вьющаяся шевелюра. Ребёнка пытаются успокоить, как следует из названия карикатуры, приёмные родители — президент США Гарри Трумэн в образе милой старушки и притопывающий, прихлопывающий Иосиф Виссарионович Сталин. Причём Сталин изображён улыбающимся и на удивление добродушным — холодная война в то время ещё только начала набирать обороты.
Эту карикатуру нельзя отнести к русофобским. Но Израилю следовало бы помнить, кому страна обязана своим появлением. А если у родителей конфликт, и под угрозой существование всей семьи, то на каверзный вопрос: «Кого ты больше любишь — маму или папу?» лучшей реакцией малыша будет отвернуться в подушку и плакать. Вместо этого на Земле обетованной сейчас охотно принимают врагов России. А по некоторой информации ещё и Яндекс хотят у нас частично отжать.
1964. Советский милитаризм
Карикатура 1964 года, что называется, пытается сыграть на контрастах. Справа — обвешанный пулемётными лентами, изображённый похожим на хряка в каске, Никита Сергеевич Хрущёв. Широко расставленными руками он по-хозяйски держит ракеты. Из-за спины руководителя СССР в сторону американского президента направлены различные вооружения. Хрущёв ехидно улыбается.
А вот улыбка американского президента Линдона Б. Джонсона выглядит надменной и снисходительной. Угрожающего оружия он явно не испугался — расслабленная поза, сложенные на груди руки. При этом единственным оружием Джонсона является маленький допотопного вида лук со стрелой — вероятно, по задумке художника зритель, глядя на это оружие, должен подумать о «стрелах Амура».
Да уж. Агрессивный СССР и исключительно мирные Соединённые Штаты, единственное оружие которых — любовь. Это при том, что война во Вьетнаме — одна из самых масштабных, длительных и кровопролитных войн, которые когда-либо вели США, как раз в самом разгаре.
1978. Диссиденты в СССР
Какой красивый мишка удерживает советских диссидентов на этой замечательной карикатуре! Затейливый художник даже придумал ему что-то вроде судейской мантии с отверстиями для торчащих ушей и снабдил форменной фуражкой с кокардой в виде серпа и молота. Вроде бы судья, но эдакий служивый — в фуражке.
Из удерживаемых русским медведем диссидентов опознать удалось только Гинзбурга и Щаранского. Два же других — неопознанных страдальца —придавлены медведем больше всего (если сможете их идентифицировать, напишите, пожалуйста, в комментариях).
Под левой лапой мишки на животе с раскинутыми руками лежит осуждённый в 1978 году за антисоветскую пропаганду и приговорённый к восьми годам лишения свободы в колонии особого режима Александр Гинзбург.
В 1979 году его обменяют на осуждённых в США советских разведчиков Р. Черняева и В. Энгера.
Натан Щаранский, прижатый правой лапой Потапыча, согласно задумке художника, не сдаётся — ещё пытается, упорный, ползти. В 1978 году его осудили по двум статьям — «Измена Родине» и «Антисоветская агитация и пропаганда». Дали 13 лет с отбытием первых трёх лет в тюрьме, а последующих — в колонии строгого режима. В 1986 году его вместе с двумя гражданами ФРГ и гражданином Чехословакии обменяют на целую группу разведчиков из СССР и стран Варшавского договора. Большой обмен состоится на знаменитом мосту Глинике, на границе Западного Берлина и ГДР. «Шпионский мост» — закрепится за этим сооружением название после выхода одноимённого американского художественного фильма режиссёра Стивена Спилберга.
Заслужено ли преследовались и были осуждены Натан Щаранский и Александр Гинзбург? Как вы считаете, уважаемые читатели?
Они нас так видят
Мы начали с обзора карикатур более чем вековой давности, затем прошлись по разным эпохам, и какой же из всего этого вывод? А вывод напрашивается такой — на Западе к нам всегда относились лицемерно, необъективно. Всегда считали дремучими, агрессивными, злыми, и несвободными. Они нас так видят.
Друзья, поставьте, пожалуйста, лайк. Если статья вам понравится, то мы обзоры зарубежных карикатур вскоре продолжим, благо материала по этой теме достаточно.