А-10 и Су-25 это два уникальных штурмовика которые имеют бронирование. Самолеты очень схожи по ТТХ и возложенным на них задачам. Оба самолета предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, поражения танков, бронемашин, других наземных целей.
А-10 используется армией США с 1977 года. В составе ВВС США 287 А-10С по состоянию на 2016 год. Сколько из них исправных и готовых к бою не известно.
СУ-25 более молодой, он принят в эксплуатацию в 1981 году. В настоящее время в составе ВКС РФ: Су-25 - 40 шт., Су-25СМ / CM3 139 шт., Су-25УБ - 15 шт. и Су-25УТГ - 5 шт. по состоянию на 2020 год. Итого 199 машин. И около 300 самолетов на хранении.
Защищенность.
Как я уже сказал это 2 самолета которые имеют реальное бронирование. Для начала рассмотрим схему бронирования СУ-25.
Как видно на схеме, самолет защищен достаточно хорошо, кабина сварная из авиационной титановой брони, толщина плит от 10 до 24 мм. Лобовое стекло кабины тоже бронированное 55мм. специального пластика который выдерживает попадание пуль. Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибра до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибра до 30 мм.
Некоторые стенки топливных и малинных баков с самых опасных направлений выполнены из брони. Баки заполнены специальным полиуретаном, это понижает вероятность возгорания и взрыва бака при попадании.
Все важные механизмы прикрыты менее важными. Двигательные отсеки имеют бронезащиту с нижней полусферы. Все тяги самолета выполнены из труб, что многократно повышает его живучесть. Перебить такую тягу пулей сложно. Мало того, они еще и дублированы.
Теперь про защиту а-10.
А-10, как и Российский аналог имеет бронезащиту кабины только у него она не сварная, толщиной от 13 до 38 мм. Про лобовое стекло ничего не нашел но суля по всему оно бронированное. Топливные баки заполнены пенополеуретаном и частично бронированы.
Отличием является то что у Российского самолета двигатели имеют прикрытие броней с нижней полусферы, а у американского самолета они просто находятся на спине и вообще ничем не прикрыты.
Система управления самолетом гидравлическая, их 2 основная и резервная, есть еще дублирующие тросики на некоторых системах.
В отличие от Су-25 этот самолет имеет бронированный резервуар хранение боеприпасов пушки. Так же самолет имеет 2 вертикальных стабилизатора. Он может лететь при потере одного двигателя и одного стабилизатора.
Несколько фот приземлившихся поврежденных самолетов.
Оба самолета не раз демонстрировали примеры такой живучести, а-10 конечно меньше так как почти не учавствовал в серьезных боях. А вот СУ-25 начиная с Афганистана не пропусти практически ни одного конфликта. Неоднократно прилетал с разорванным двигателем, после попадания ракеты "Стингер". Самолеты прилетали в хлам изрешеченные пулями, но летчик был жив и самолет летел, хотя имел вид решета.
Исходя из этого можно сделать вывод, что самолеты оба достаточно хорошо защищены, сказать какой лучше с точки зрения защиты сложно. Будем считать их равными по этому показателю.
Летные характеристики.
Если защищенность самолетов примерно одинакового уровня, то летные и маневренные характеристики отличаются.
СУ-25 оснащен двумя двигателями Р-195 имеющими тягу 4.300 кгс. каждый. Самолет может лететь на высоте 7000 м. с максимальной скоростью 950 км/ч. крейсерская скорость 750 км/ч. Дальность на высоте: без ПТБ 640 км., с ПТБ может быть увеличена до 1200 км. У земли без ПТБ 495км., с ПТВ до 750 км. Перегонная дальность 1970 км. Тяговооружённость с двигателем Р-195 составляет 0,62. Скороподъемность 60 м/с. Максимальная боевая нагрузка 4400 кг. запас топлива 3000кг. (3750 литров если в баках керосин)
Самолет неприхотлив к качеству взлетно-посадочной полосы. Он способен сесть на прямой участок автомобильной дороги, даже грунтовой и при желании взлететь с этого же участка. ВКС РФ периодически проводят такие учения. Самолету необходима длинна взлетной полосы 600 метров по грунтовке, и 550 по бетону. Двигатели Су25 запускаются от бортовой батареи либо то внешнего источника питания.
Я где-то слышал что при желании СУ-25 может летать и на солярке, но это не точно!
А-10 имеет 2 двигателя General Electric TF34-GE-100 тягой 4112 кгс. немного меньше чем у российского "односласника". Но высота полета максимальная аж 13 380 м., на мой взгляд для штурмовика такая высота полета это лишнее. Скорость у А-10 меньше. На высоте максимальная скорость 834км/ч., у земли максимальная 722км/ч., крейсерская 555км/ч. Дальность полета 740 км (с максимальной боевой нагрузкой) Перегонная дальность у А-10 составляет 4647 км. что вдвое больше чем у СУ-25. Тяговоруженность 0.6 при максимальной боевой нагрузке. Боевая нагрузка: 7257 кг объем топливных баков 6200 литров.
Самолету необходима полоса длинной 1130 метров для взлета. С грунтовых и неподготовленных дорог он взлетать не может. На борту есть вспомогательная энергетическая установка для обеспечения питания на земле и запуска двигателей.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что Су-25 маневреннее. Хотя А-10 легче, вес пустого СУ-25 составляет 9315 кг., А-10 весит 9176 кг. Но скороподъемность и тяговооруженность у сушки выше, отсюда большая скорость и лучшая маневренность. Ну и явный перевес в сторону СУ-25 это его способность взлетать с грунтовых дорог. Тут преимущество за российским самолетом. На мой взгляд это даже более важный фактор чем способность А-10 тащить на 2 тонны нагрузки больше.
Вооружение.
Тут можно описывать очень долго всю номенклатуру боеприпасов, каждый самолет может применять с десяток разных бомб и ракет. Напишу только о том чем они отличаются.
Самое главное отличие это пушка, у А-10 это главное оружие. :ствольная авиационная 30мм пушка GAU-8/A имеет огромный боезапас 1350 выстрелов и темпом стрельбы3900 выстр/мин. Способна уничтожить любой БТР, БМП, и даже танк при удачном попадании. У СУ-25 тоже хорошая 30мм авиационная пушка ГШ-30-2 но боезапас всего 250 выстрелов, темп стрельбы 3000 выстр./мин.
Преимуществом Су-25 перед А-10 является наличие на борту комплекса РЭБ "Витебск" предназначен для индивидуальной защиты боевых самолётов от ракет класса «воздух-воздух» и «земля-воздух».
Самолеты могут применять огромное количество авиабомб, но концепция в России и в США очень отличается. США делают упор на дорогущие корректируемые авиабомбы. Россия создали систему "Гефест" которая дает возможность сбрасывать обычные авиабомбы с большой точностью. Гефест на мой взгляд дает преимущество, так как Су-25 может применять обычные бомбы с высокой точностью так же может нести высокоточные бомбы и ракеты. Американец точно бросать обычные бомбы не может.
Вообще у Американских штурмовиков были проблемы с целеуказанием и наведением, в афганистане они несколько раз разгрохали своих, по ошибке. Сейчас все самолеты модернизированы до А-10С. Российские СУ-25 модернизируются до модификации Су25СМ3 Но об этом в другой раз, статья и так получилась очень длинная.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети. Есть еще одна просьба, я давно хочу начать свое дело, для этого нужно оборудование, токарный станок! Пока цены немного упали можно выгодно купить новый, если кто-то поможет с покупкой я вам буду искренне благодарен.