Найти тему
Ведомости НСО

Вы там пожёстче

Недоверие и излишний оптимизм: что мешает российской IT-индустрии стать полностью отечественной?

В плане программного обеспечения Россия способна заместить импортные аналоги, а вот по «железу» — работы непочатый край.
В плане программного обеспечения Россия способна заместить импортные аналоги, а вот по «железу» — работы непочатый край.

Не самый известный факт, но импортозамещение в сфере IT в России началось даже не после 2014 года, а ещё в середине нулевых. Процессы шли с переменным успехом и неоднородно, но к 2022 году всё-таки многого удалось достичь. По ряду групп продуктов мы спокойно можем обходиться без Запада, по некоторым группам — мы уже лучше Запада, но вот кое-где, как в производстве «железа», дела идут, мягко говоря, не очень. На сессии «Практики импортозамещения» на форуме «Технопром» участники задались главным вопросом: почему отечественные продукты, прежде всего программное обеспечение (ПО), пока так слабо востребованы на рынке?

Антон Землянухин, представитель группы компаний SoftMall, оказывающей услуги в сфере информационной безопасности, а также поставляющей лицензионное программное и аппаратное обеспечение, рассказал, что в начале лета они провели глобальное исследование среди более чем сотни российских предприятий. Среди прочего участников спросили, почему отечественные компании не переходят на отечественное ПО. Интересно, что среди самых непопулярных ответов — дороговизна (просто нет денег) и отсутствие российских аналогов. Второй по популярности ответ — недоверие к российским решениям, а также мало чем обоснованный оптимизм по поводу параллельного импорта, с помощью которого всё можно решить. Он действительно избыточен по той простой причине, что параллельный импорт крайне дорог, да и импортные поставщики тоже всё прекрасно понимают и в любой момент могут перекрыть «серые» каналы поставок.

По словам Землянухина, удивительным стал самый популярный ответ: большинство компаний просто ждут, пока отечественное ПО станет обязательным. Вроде бы государство декларирует переход на своё, но не закрепляет это официально.

— Понимаю, что это не совсем рыночный подход, но если мы реально решили заниматься импортозамещением и стимулировать производство продуктов, по которым мы пока отстаём, то государство должно быть последовательнее и жёстче в своих решениях и не допускать двойных трактовок. Если все переходим на российское ПО — значит, все, — подчеркнул Антон Землянухин.

Заместитель гендиректора компании Р7 (бывшая «Новые коммуникационные технологии») Дмитрий Козлов добавил, что инерция среди клиентов действительно присутствует, что даже переход с привычного офисного пакета Microsoft на новую версию морально непрост, а уж привыкать к совершенно новой «архитектуре» сложно вдвойне. Но делать это нужно, тем более что компания, уже 12 лет работающая на рынке офисного ПО, всё активнее и шире проникает в Россию. Р7 работает уже с 35 регионами страны, включая Новосибирскую область, и перед началом нового учебного года все детские сады и школы нашего региона получили бесплатные лицензии на ПО от Р7, а вузы — с 90-процентной скидкой.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

Читайте также:

Кого возьмут в «Яндекс»? - На чём будет базироваться человеческий фактор технологического прорыва России, обсудили на форуме «Технопром».

Сделано в универе - Чем российские вузы могут помочь промышленности в работе над импортозамещением, обсудили на «Технопроме».

Десять лет и дальше - Десятилетие науки в России: к каким результатам оно должно привести, обсудили на «Технопроме».

На вызов ответят - «Что нужно» и «Как сделать» — два основных вопроса, обсуждавшихся на пленарном заседании форума «Технопром-2022».

Идти на шаг вперёд - Депутаты Законодательного собрания поделились впечатлениями о форуме «Технопром».

Властелин первого уровня - Суперкомпьютер «Лаврентьев»: чего ждут от него российская наука и бизнес?

Ковидный стандарт - В Новосибирске создан своеобразный аналог «палаты мер и весов», касающийся диагностики коронавируса.