Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Неизвестная в России китайская идеологическая дискуссия, или о том, как Китай марксизм софистикой подменил

С точки зрения марксизма, противоречия - есть основа всего. Вы любите жизнь, но каждый вдох и выдох приближает её конец. Вам нравится свобода, но свобода возможна только в определённых рамках, иначе она превращается в хаос. Весь мир это процесс движения, всё изменяемо, а любое изменение приводит к противоречию, когда старое отмирает, а новое произрастает из старого. Мир в движении через анализ противоречий изучает один из важнейших марксистских столпов – диалектический материализм. Только понимая законы развития можно принимать правильные решения в преобразовании общества. В период Первой Мировой войны, когда стало понятно, что мир меняется и открывается окно возможностей, Ленин засел за чтение Гегеля. Проштудировав его вдоль и поперёк, вождь мирового пролетариата оставил нам философские тетради, где явно видна лаборатория его мысли. Только овладев диалектическим методом можно было произвести революционные преобразования в России. Впоследствии марксизм распространился и в Китае, однако
Михаил Горбачёв и Дэн Сяопин
Михаил Горбачёв и Дэн Сяопин

С точки зрения марксизма, противоречия - есть основа всего. Вы любите жизнь, но каждый вдох и выдох приближает её конец. Вам нравится свобода, но свобода возможна только в определённых рамках, иначе она превращается в хаос. Весь мир это процесс движения, всё изменяемо, а любое изменение приводит к противоречию, когда старое отмирает, а новое произрастает из старого. Мир в движении через анализ противоречий изучает один из важнейших марксистских столпов – диалектический материализм.

Только понимая законы развития можно принимать правильные решения в преобразовании общества. В период Первой Мировой войны, когда стало понятно, что мир меняется и открывается окно возможностей, Ленин засел за чтение Гегеля. Проштудировав его вдоль и поперёк, вождь мирового пролетариата оставил нам философские тетради, где явно видна лаборатория его мысли. Только овладев диалектическим методом можно было произвести революционные преобразования в России.

Впоследствии марксизм распространился и в Китае, однако с определённой спецификой. Китай имел явный крен в сторону мелкобуржуазных хозяйств, которые было трудно толкнуть в сторону построения полноценного социализма. Внутренняя борьба в китайской компартии вылилась в идеологическое противостояние между сторонниками пути классовой борьбы до победного конца и сторонниками соглашательства с мировым рынком.

Вокруг понимания противоречий, как общественного явления, была заострена партийная дискуссия. Ян Сяньчжэнь, один из видных деятелей партии, выступил с идеей того, что высшее понимание противоречия в диалектике заключается в положении «два соединяются в одно». Согласно этому подходу, рано или поздно противоположности должны сойтись и образовать нечто новое - и в этом заключается основа развития.

Сторонники Мао Цзэдуна, Ай Сики и Ван Руошуй, написали статьи, в которых увидели политическую линию за высказываниями Сяньчжэня. Если принять его концепцию, значит социализм и капитализм должны объединиться, а это противоречило марксистскому учению. Они выдвинули идею того, что высшее понимание диалектики заключается в том, что целое следует разделить надвое и изучать противоположности отдельно. Они ссылались на записи Ленина из тех же философских тетрадей:

«Расщепление единого целого и познание его противоречивых частей ... это суть ... диалектики»

Ян Сяньчжэнь получил выговор, однако идеи его уже нашли своих поклонников. Например, Дэн Сяопин, который стал подбираться к верхушке партийной власти. Именно он впоследствии провозгласит принцип «одна страна, две системы», который почти дословно повторяет философскую концепцию Сяньчжэня. После 1976 года Ян был официально реабилитирован вместе с концепцией объединения двух в одно.

-2

В сущности, своей такой подход является софистическим. Именно древнегреческие софисты предлагали не обращать внимания на противоречия, стараться обойти их, провести своеобразный синтез разных мнений для полного понимания происходящего. Один из виднейших софистов Протагор говорил, что человек есть мера всех вещей, тем самым отрицая принципиальную возможность познания мира.

Марксизм же утверждает, что мир можно познать , но истина есть процесс, и она всегда конкретна. Принципиальная познаваемость мира и является тем фактором, который помогает марксистам быть уверенными в том, что вычленив главные общественные противоречия и максимально их заострив можно понять, как сделать общество лучше. Подменив марксизм на обычную софистику, китайская компартия заложила основу дальнейшего отката обратно к капитализму, который произойдёт, если не исправить эту идеологическую и политическую ошибки.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.

#фотон #общество #политика #история #китай