Найти тему
ЧС ИНФО

Продавцы иллюзий, или Что не так со школами клубного типа и их креативом

Российскую школу часто ругают за слишком строгие рамки, за отсутствие креативного мышления и полёта фантазии у педагогов. Родители забирают детей из государственной школы и переводят своё чадо на семейное обучение. Родители часто не рассчитывают собственные силы и предпочитают переложить обязанности на других. И зачастую за помощью обращаются в центры семейного обучения или, как иногда они себя называют, «школы клубного типа». Почему родители отдают детей в учреждения, у которых нет образовательной лицензии, как они устроены и чем рискуют родители, отдавая детей в такие школы, ― разбиралась корреспондент «ЧС».

Все школы клубного типа в Сибири достаточно молодые. В Новосибирске удалось найти порядка десяти школ, где дети состоят на семейном обучении, но ходят на очные занятия. Самые «старые» из них действуют уже 7-8 лет. Остальные школы работают с детьми меньше пяти лет. Такие школы иногда называют «подпольными», поскольку у них нет аккредитации и лицензии на основные образовательные услуги. В России по закону учить детей без лицензии на основную образовательную деятельность могут только родители и репетиторы, которые зарегистрировали ИП. К семейным школам, где несколько родителей собираются, чтобы вместе оплачивать расходы на репетиторов, претензий обычно не бывает. Поэтому большинство таких школ зарегистрированы как общественные организации, где расходы по учёбе оплачиваются из членских взносов родителей.

Ни повара, ни охраны, ни медика

В семейных клубах ученики изучают те же предметы, что и в обычной школе, но работает всё так, как захотят родители или организаторы «нешколы». В социальных сетях можно наткнуться на множество объявлений, в которых предлагается такое обучение. К примеру, с середины лета новосибирских школьников и их родителей активно зазывали в Школу клубного типа «Навыки». После звонка по указанному телефону, сообщили, что набирают сюда только младших школьников. Дети здесь учатся с первого по четвертый класс. На вопрос «А дальше?», голос на том конце провода сообщил, что либо вы возвращаетесь в общеобразовательную школу, либо остаётесь продолжать обучение у них. «У меня дочь учится здесь, поэтому я, прежде всего, заинтересована в том, чтобы дети продолжили обучение дальше, и мы планируем в будущем открыть классы для школьников среднего звена», ― рассказали мне в школе «Навыки» и пригласили на родительское собрание клуба.

Школа «Навыки» действует всего два года. На момент моего визита первый класс был почти укомплектован, оставалось всего два места. Все ребята оформлены на обучение в группах по 6-10 человек. Как утверждают представители школы, особенность их образовательного процесса в том, что педагоги сопровождают учеников на английском языке в течение всего дня. Обучение вместе с продлёнкой стоит 25 тысяч рублей в месяц, а для оплаты можно использовать материнский капитал и получить налоговый вычет. И это, пожалуй, одна из немногих клубных школ, которая предлагает такую возможность. Например, в центре семейного обучения «Сова» дали понять, что наличная оплата обучения предпочтительна.

Питание обучающихся в «Навыках» организовывают родители. Они заказывают еду для своих детей в столовой «Заправка». Если ребенок находится на особенном питании, есть альтернативный вариант ― принести обед из дома. «В нашей школе есть человек, который следит за тем, чтобы вся еда, которую школьники принесли из дома, своевременно отправлялась в холодильник, а во время обеда помогает разогреть блюда», ― предугадав мой вопрос, пояснила сотрудница клубной школы. Однако за качество заказанных блюд в столовой или принесенных из дома несут ответственность, конечно, родители. Впрочем, как и за качество всего остального.

Ни в одной школе клубного типа нет медперсонала, этого не требует статус такого учреждения. «Обдумывая вариант отдать своего ребенка на семейное обучение сюда, наверное, всё же откажемся от этой идеи, поскольку нет медика, ― поделилась мама Алёны, которая пришла на родительское собрание клуба «Навыки». ― Моей дочери по состоянию здоровья иногда требуется наблюдение медицинского работника. В обычной школе с этим справлялась медсестра». На вопрос «Как быть ребенку, если он упал и разодрал колено?» педагоги отвечают, что в школе есть аптечка, а в случае серьезных травм обращаются в скорую помощь. Однако по факту вызывают родителей, которые и решают проблему. По словам одной из мам, которая привела сюда ребенка во второй класс, все родители здесь подписывают бумагу о том, что ответственность за своё чадо они берут на себя. В нашей стране лицензию могут получить только школы с классно-урочной системой, отвечающие требованиям безопасности. По этой причине охрана в большинстве таких школ тоже отсутствует. В лучшем случае ― есть тревожная кнопка и дети имеют электронный ключ для входа в здание.

Образовательные «фишки» и онлайн-аттестация

Помимо основных дисциплин практически во всех школах клубного типа проводятся дополнительные занятия. Теория решения изобретательских задач, каллиграфия, психология ― все эти образовательные «фишки», конечно, подкупают родителей и их детей. Однако дополнительные дисциплины в таких школах организуют не только для того, чтобы привлечь новых школьников. В первую очередь, это вынужденная мера, поскольку аккредитацию как образовательное учреждение пройти сложно, а получить лицензию на дополнительное образование — легко. Но в таких случаях владельцам, которых, в первую очередь, интересует основная школьная программа, приходится открывать кружки по интересам, чтобы действительно подходить под описание «дополнительное образование». В противном случае к ним может прийти с проверкой прокуратура. Нередко неофициальный образовательный проект называет себя частной школой. Например, основатели «Наследия» позиционируют себя как частную школу и даже на сайте указывают номер образовательной лицензии. Однако на самом деле лицензию школа имеет только на дополнительное образовательные услуги, а онлайн-аттестацию в конце года по каждому предмету ученики проходят в одной из московских частных школ.

Дополнительные дисциплины в таких школах организуют не только для того, чтобы привлечь новых школьников.

Практически все школы клубного типа заключают договоры с частными образовательными учреждениями на прохождение ежегодной аттестации школьников. В некоторых таких центрах эта графа входит в стоимость обучения, в других стоит дополнительных денег. Например, ученики новосибирского «Центра Вальдорфской педагогики» проходят каждый год аттестацию в Вальдорфской школе в Иркутске и стоимость этой процедуры обойдётся родителям учеников в 7500 рублей. В этом семейном центре отметили, что обязательная аттестация первоклассникам не нужна, но они все равно рекомендуют ее проходить «на всякий случай». Центр семейного обучения «Сова» имеет несколько филиалов в Советском районе Новосибирска, и все его ученики проходят онлайн-аттестацию в частной школе «Астрея» в Екатеринбурге. Как заверили во всех клубных школах, проблем с аттестацией обычно не возникает.

Школа без лицензии ― большой риск для детей и их родителей

Абсолютно все новосибирские школы клубного типа работают по собственным методическим разработкам или выбирают образовательную программу, по которой обычно не обучают учителя в государственных школах. Новосибирский методист-психолог Арина Осокова считает, что это ещё одна причина, почему центры семейного обучения предпочитают оставаться в тени и не получать аккредитацию и лицензию. «В противном случае они будут вынуждены ориентироваться на списки разрешённых учебников. А семейные школы имеют возможность самим выбирать, как учить детей, и могут спокойно использовать методики, которые официально запрещены в государственной школе», — объясняет методист Осокова. К примеру, центр «Наследие» основывается на принципах гуманной педагогики. Программа здесь рассчитана только для начальной школы, большинство уроков проходит в игровой форме. Также в столице Сибири есть последователи других программ. Так, не совсем традиционными методами выстраивается образовательный процесс в новосибирском «Центре Вальдорфской педагогики». Как утверждают педагоги нестандартной школы, на занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали. Только в старших классах ученики приступают к академическим дисциплинам.

Стоит отметить, что большое число родителей, которые приводят своих детей в семейные клубы, не устраивает как раз образовательная программа в государственных школах. «В нашей школе учился мальчик, которого родители забрали на семейное обучение, ― рассказывает Анна Промиренко, заведующая учебно-воспитательной работой новосибирской школы в Калининском районе. ― Его маму не устраивал учебно-методический комплект «Гармония», по которому учились все ребята в классе. Полгода они занимались в частном центре семейного обучения по методике О. В. Узоровой. Потом, как сказала мама нашего бывшего ученика, «отдохнули» и решили вернуться».

По словам Анны Валентиновны, багаж знаний по возвращению, на тот момент уже второклассника, не тянул даже на уровень первоклассника. Из четырех заданий из учебника первого класса он не выполнил ни одного. Вопросов у педагогов к родителям мальчика было много. «Мама ученика сказала, что учителя в семейной школе, говорили, что ему необходимо время, чтобы адаптироваться к новым условиям, ― продолжает завуч Анна Промиренко. ― У мальчика действительно проблемы с поведением. Многие родители считают, что если они платят деньги, то организация должна выполнять все их прихоти. Но кроме как финансово, они не желают вкладываться в ребёнка. В итоге они адаптировались полгода, и ребенок не усвоил даже трети тех знаний, которые ему обязаны были дать». Впрочем, спросить родителям мальчика в итоге с этой семейной школы было нечего, поскольку формально ребенок находился на семейном обучении.

По словам юриста из Новосибирской коллегии адвокатов Сергея Аверченко, у государственных и частных лицензированных школ есть надзорные органы, такие как Министерство образования и Рособрнадзор, куда всегда можно направить жалобу. Между школой и родителями заключается настоящий договор на оказание услуг, в котором чётко прописаны ответственность и обязанности сторон. «Большинство неформальных школ либо вообще не ведут предпринимательскую деятельность, а просто пользуются услугами репетиторов как общественная организация, либо нанимают педагогический состав неофициально. В штат нелицензированных школ можно нанять администратора, повара, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, учителя или методиста в трудовой книжке. Родители в этой ситуации очень рискуют, потому что они, по сути, не защищены законом. Деятельность, так называемых «нешкол», которые работают без лицензии, никто не регулирует, кроме них самих», ― утверждает Аверченко.

«В штат нелицензированных школ можно нанять администратора, повара, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, учителя или методиста в трудовой книжке. Родители в этой ситуации очень рискуют, потому что они, по сути, не защищены законом».

Школы клубного типа не любят сравнивать себя с обычными школами, потому что в муниципальных учреждениях всё якобы слишком формализовано. В чем-то они правы, и, возможно, некоторая степень свободы может как-то повлиять на атмосферу и даже на качество образования. Но с другой стороны, в ситуации, когда всё подробно зарегламентировано, стороны чётко осознают степень своей ответственности. Нередко бывает, что в договоре прописано одно, а родителям озвучивается совершенно другое (или родители думают совершенно другое). И когда из-за этого возникают конфликтные ситуации, страдают в первую очередь дети.