Найти тему
Sport24.ru

Жил в бараке, не мог купить себе коньки, но сыграл в легендарной Суперсерии-72. История легенды ЦСКА Волчкова

Он попал в армейский клуб по счастливой случайности.

  Getty Images / cska-hockey.ru
Getty Images / cska-hockey.ru

В истории ЦСКА было огромное количество выдающихся игроков, впоследствии ставших звездами мирового уровня. Фетисов, Касатонов, Федоров, Третьяк, Ларионов, Михайлов, Петров, Харламов, Буре, Могильный — список одаренных и особенных хоккеистов, вышедших из армейского клуба, можно продолжать очень долго. Неудивительно, что из-за такого количества игроков высокого уровня забываются менее заметные хоккеисты, которые также долгое время выступали в ЦСКА и ковали победы для сильнейшего клуба времен СССР. Sport24 исправляет эту оплошность и рассказывает историю легендарного форварда Александра Волчкова.

Если знать историю детства нашего героя, то его попадание в хоккей можно отнести к настоящему чуду. Родители Александра не были большими поклонниками спорта и не мечтали о сыне-чемпионе — когда будущий форвард сборной СССР был маленьким, Волчковы только-только перебрались из деревни в Москву и долгое время жили в обычном бараке. В такой ситуации весь фокус родителей был устремлен на поиск работы и заработок денег для выживания, а не на подбор подходящей спортивной секции для сына. Поэтому Волчков, мечтавший стать профессиональным хоккеистом, находил пути для осуществления своей цели самостоятельно.

Из-за финансовых трудностей Александр мог лишь мечтать о нормальных коньках, поэтому ему приходилось прикручивать старые полозья от «снегурок» к валенкам и довольствоваться таким вариантом катания. Еще одна трудность заключалась в том, что около дома нашего героя не было катка, поэтому он вместе с другими местными ребятами шел на хитрость — ночью, тайком от взрослых, они открывали находящуюся рядом колонку с питьевой водой и таким образом делали каток. К утру вода обычно замерзала, и тогда юные любители хоккея устраивали настоящие ледовые «зарубы». Иногда взрослые, прознав о хитрости молодых хоккеистов, устраивали скандалы и отчитывали их за неэкономную трату воды. Но нарушители были готовы на все, лишь бы иметь возможность играть в любимую игру.

  cska-hockey.ru
cska-hockey.ru

Ключевым моментом в жизни Волчкова можно назвать переезд его семьи, когда ему исполнилось 7 лет. Рядом с новым местом жительства Александра находился каток, на котором частенько играли ребята из спортшколы ЦСКА. К тому моменту будущий форвард армейского клуба уже умел на льду очень многое — как ни крути, а постоянная практика и целые вечера, проведенные на площадке, дали о себе знать. И парни из ЦСКА, увидев уровень игры Волчкова, предложили ему пойти в ДЮСШ. Юношу не просто приняли в одну из сильнейших хоккейных школ СССР, но и определили в команду на два года старше — как оказалось, Александр, будучи самоучкой, играл гораздо лучше большинства своих сверстников из армейской школы.

Уже в 16 лет оказавшегося в ЦСКА по счастливой случайности Волчкова Анатолий Тарасов начал привлекать к тренировкам с основной командой. А еще через год он сумел отвоевать место в основе и выходил на лед регулярно.

«Как правило, ЦСКА обеспечивал себе титул за несколько туров до конца чемпионата, и Тарасов всегда просматривал молодежь. Конкретного матча я, конечно, уже не помню, но сама ситуация, приглашение в команду — это не забывается. В дебютном сезоне я, кажется, провел шесть игр. В ЦСКА кого попало не приглашали. И удержаться в созвездии легендарных игроков было не просто», — вспоминал начало профессиональной карьеры форвард.

  Getty Images
Getty Images

Поскольку Волчков очень рано заиграл на высшем уровне, то с окончанием школы у него были проблемы — из-за тренировок и постоянных выездов посещать занятия было практически нереально. Однако перспективному форварду помог директор школы, который оказался болельщиком «Спартака» — самого непримиримого соперника ЦСКА.

«В школе у меня был не очень хороший момент: уже пригласили в команду, а надо было заканчивать 10-й класс. У меня уже сборы начались, а тут учеба. Пришел к директору школы, сказал, что не могу учиться, еду с ЦСКА. А тот оказался болельщиком «Спартака». Так он, видя, что такое положение, собрал консилиум и сделал все, чтобы я окончил школу и смог играть. На клубную принадлежность ему было все равно! Для него это не имело значения. Он любил хоккей и хотел, чтобы мое имя осталось именно в этой школе. Получилось так, что я стал ее достоянием», — рассказывал Волчков.

Первые настоящие успехи пришли к Александру в 1972 году. Тогда он впервые стал чемпионом СССР и попал в национальную команду на Суперсерию против сборной Канады. Но большую часть противостояния Волчков провел на трибуне. Исключением стал лишь 6-й матч серии, который прошел в Москве. Наш герой вышел в тройке с Александром Якушевым и Владимиром Шадриным, но результативными действиями отметиться не сумел. Тем не менее сам форвард считал достижением даже тот факт, что он вообще оказался в обойме советской сборной на первом в истории противостоянии с родоначальниками хоккея.

«Перед выходом на лед очень волновался. В диковинку оказалась и манера канадцев: постоянные стыки, обилие силовой борьбы, которая в советском чемпионате практически отсутствовала. И в такой ситуации хотелось проявить все лучшие качества. Помню, сколь обидно было падать в результате столкновений. Это здорово заводило, и в дальнейшем старался превзойти канадцев в этом компоненте игры», — говорил Волчков.

  Юрий Кузьмин, photo.khl.ru
Юрий Кузьмин, photo.khl.ru

После не слишком удачной с индивидуальной точки зрения Суперсерии Александр был приглашен на чемпионат мира, на котором сумел внести значительный вклад в результат сборной СССР: нападающий сыграл во всех 10 матчах и набрал 6 (3+3) результативных баллов. А в матче против сборной Чехословакии Волчков даже получил приз лучшего игрока матча. Но больше за национальную команду наш герой не провел ни одного матча. Сам Александр объяснял это тем, что у каждого тренера сборной был огромный выбор игроков и своя концепция, в которую он не вписывался. При этом у него было достаточно плюсов: Волчков мог похвастать роскошными габаритами, сильным и хлестким броском, а его универсализм и умение играть как в центре, так и на фланге атаки пригодился бы очень многим тренерам. Однако ни Анатолий Тарасов, ни Всеволод Бобров, ни Борис Кулагин, ни Виктор Тихонов не смогли доверить форварду ЦСКА место в основе команды СССР. При этом Волчков искренне восхищался Тарасовым и называл его величайшим тренером, благодаря которому советский хоккей смог совершить настоящий прорыв.

Александр Волчков провел в сильнейшей хоккейной команде в истории СССР 11 лет. Но заканчивал карьеру фактурный форвард в ленинградском СКА, куда был приглашен лично Борисом Михайловым. После двух лет в составе нового клуба Волчков окончательно повесил коньки на гвоздь и поступил в Высшую школу тренеров. В качестве тренера Александр возглавлял ЦСКА-2, «Витязь», «Сибирь», СКА МВО, могилевское «Химволокно» и ЦСКА. Сейчас чемпион мира уже давно отошел от дел и лишь изредка принимает участие в ветеранских турнирах в составе «Легенд хоккея СССР».