Мы продолжаем обсуждать задачи современного образования с ведущими российскими экспертами. К дискуссии присоединился директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев.
- Какие задачи должна решать система образования?
Одно из главных требований к системе образования сегодня – развитие самостоятельности. В условиях глобальных и резких социальных, культурных, технологических и экономических изменений самостоятельность из привилегии становится базовой необходимостью, условием формирования успешных жизненных траекторий. Соответственно, одна из ключевых задач образования - развитие навыков самостоятельного действия и самоорганизации, создание возможностей для их развития. Дефицит таких навыков особенно ярко показала ситуация пандемии, о чем говорят данные многочисленных российских и зарубежных исследований, выполненных в этот период.
Важной подпоркой для продуктивного развития самостоятельности является формирование критического мышления. К сожалению, исследования показывают, что в ходе обучения в университете у студентов не только не растет, но и падает уровень критического мышления. Развивать критическое мышление можно используя внеучебную деятельность: кружки по интересам, научные сообщества, различные формы студенческого представительства и др.
- Какие принципы нужно заложить в основу преобразований образования?
Одним из важнейших принципов преобразования образования должна стать гибкость образовательных траекторий. Студенчество очень неоднородно: молодежь приходит в университет с разными целями и установками, эти установки и цели меняются в процессе обучения. Важно сделать образовательные траектории более гибкими и вариативными.
Второй важный принцип. Образование не должно идти в ущерб ментальному и психическому здоровью студентов. Всероссийские исследования показывают, что две трети студентов демонстрируют признаки психологического неблагополучия, каждый пятый – симптомы острого психического неблагополучия. Важно системно работать с этой проблемой, проектируя образовательный процесс так, чтобы не навредить обучающемуся.
Результаты исследований подробно представлены на сайте проекта «Университетская национальная инициатива качества образования».
Напомним, что в дискуссии «Образование по-другому» уже приняли участие:
✅ Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская
Наша дискуссия продолжается - ждем ваших мнений в newwayofedu1@proton.me
Образование по-другому -> https://t.me/newwayofedu