Периодически мне попадаются верующие, особенного протестантских направлений, у которых все представления о христианстве сводятся к рассуждениям апостола Павла. Процитируешь им Христа — и они скажут, что ты не прав, потому что вот Павел написал, Павел отменил, всё не важно, только веруй и живи дальше как хочешь. Праведность автоматическая, только зажмурь глаза посильнее, чтобы не усомниться.
Таких людей я называю павлиа́нами. Это особая прослойка библейских верующих, которые то ли сами, то ли под влиянием каких-то лидеров сделали на основании посланий Павла далеко идущие выводы вразрез со всей Библией и старательно этого не замечают.
Представьте себе произвольного человека с улицы, который выучил наизусть несколько библейских цитат, чтобы отшивать ими всех, способных наставить его во Христе. Человека со словами «Христос» и «воскрес» в лексиконе. Вот это и будет подобие павлианина. Он думает, будто очищен, потому что Павел так написал, а фактов об обратном видеть не желает.
Но почему он таким становится, и как нам не повторить его ошибок?
Причина — ограниченная картина
Представьте, что вы находитесь в музее известного писателя или художника. Скажем, какого-нибудь Семёнова. Перед вами группа туристов. Музей большой, поэтому туристам предлагают разбиться на три группы и разойтись в разные стороны. Три потока людей дружно вытекают из прихожей по трем коридорам вглубь музея.
Через час эти же три потока сходятся обратно. Но вот чудо: в одном потоке свято уверены в глубоком посвящении Семёнова христианству. А другие говорят: «Вздор! Он был истинный мусульманин!» Третьи же стучат себе по голове и говорят: «Что вы несете? Он прирожденный иудей! Вы же сами только что были на экскурсии!»
И вот они горячо спорят, доказывают, приводят аргументы — и никто не догадывается, что экскурсии-то были разные! Семёнов в разное время питал интерес ко всем трем религиям, и каждой из трех групп рассказали об одной из этих религий. Однако туристы, не имея полной картины жизни Семёнова, делают далеко идущие выводы из тех частичных познаний, которые получили в музее на совершенно разных экскурсиях.
Что-то подобное происходит и с нашими павлианами. Начитавшись одного Павла, они спорят с Христом и всеми остальными, способными скорректировать их картину мира.
С другой стороны, у павлиан есть прямые оппоненты — антипавлиане, которые видят павлианские заблуждения и имеют им всем одно бесспорное объяснение: это Павел всех обманул, будучи книжником, фарисеем и законником. Если кому интересно, вот пример такого рассуждения.
Однако и то и другое — ограниченные, однобокие картины, из которых сделаны далеко идущие выводы. И именно в этих выводах рождаются противоречия.
Поэтому наша с вами цель — не только удержаться от павлианских заблуждений, но и вообще свести к минимуму возможные искажения, вызванные неполноценными картинами христианского учения.
Вот что я предлагаю сделать.
1. Познавайте Божью волю и учение Христа
14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
(Второе послание Петра, глава 3)
Апостол Пётр, прямой ученик Иисуса Христа, ничего не имеет против Павла и его посланий. Однако он отмечает, что в этих посланиях есть «нечто неудобовразумительное», и предупреждает, что невежды и неутвержденные склонны извращать написанное Павлом. Впрочем, то же самое они делают и с любыми другими писаниями, так как не знают основ.
Как нам с вами не оказаться в числе невежд и неутвержденных?
Конечно же, утверждаться в учении Христа!
А обратившись к проповеди Христа, мы увидим это:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Евангелие от Матфея, глава 5)
Иисус Христос отсылает нас к закону Моисея и пророкам, напоминая, что всего этого Иисус отменять не планирует.
Если мы желаем называться христианами справедливо, то нам следует взять это в расчет.
Во времена апостолов синагоги были по всем городам, в них закон Моисея читался каждую субботу, и апостолы полагались на помощь этих людей в наставлении язычников (см. Деяния 15:21).
В наше время есть не только церкви, проповедующие Божью волю, но и библейские писания, издаваемые огромными тиражами и доступные практически каждому. В них неспроста включены книги Ветхого Завета и четыре Евангелия. Читайте, познавайте, мотайте на ус!
Послания других апостолов, знавших Христа лично, также будут не лишними для полной картины.
2. Помните, кто у христиан учитель
О книжниках и фарисеях Иисус говорил:
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
(Евангелие от Матфея, глава 23)
У христиан один учитель — Христос.
Понятное дело, что позже Христос послал своих учеников благовествовать, так что они в каком-то смысле выполняют учительскую функцию (см. «научите все народы», Матфей 28:19). И за эту функцию их иногда называют учителями или наставниками. Но Христовы благовестники лишь публично передают то, что сами приняли от Христа, и их учительская функция состоит только в этом.
Они не заслоняют Христа собой, не отменяют его слов, не уводят от него народ. Они помнят, кому они подотчетны.
А помним ли об этом мы с вами?
Подотчетны ли Христу мы?
А наши церковные лидеры?
А апостол Павел?
Если мы видим, что Иисус говорит одно, а Павел — другое, прямо противоположное, то кого мы послушаем: Иисуса или Павла?
Христианин послушает Христа.
И если Павел с Христом категорически не согласен, то это скорее проблема Павла, чем Христа.
Но чаще это всё-таки проблема нашего восприятия.
Отсюда выходит третий пункт.
3. Если Павел противоречит Христу, ищите другое понимание прочитанного
Не спешите отбраковывать одно слово в пользу другого. Павел как признанный Петром апостол вряд ли станет пороть ересь вопреки Христу. За ним лишь можно заметить не самый удачный подбор выражений.
Многое из того, что у Павла на первый взгляд кажется противоречащим Христу или отменяющим слова Христа, при более глубоком анализе оказывается просто неверно понятым. По этой причине христианину есть смысл перечитывать Библию, обнаруживать в ней всё новые и новые глубины. А также выносить неясные вопросы на обсуждение и не бояться высказывать разные точки зрения (без злобы и фанатизма, разумеется).
Несколько примеров
а) Отмена закона
Иисус: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфей 5:17)
Павел: «…конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Послание к Римлянам, глава 10)
Павлианин: «Иисус не хотел отменять закон, но в итоге именно это и сделал».
Антипавлианин: «Неправда! Павел лжет вопреки Христу!»
Христианин: читает о конфликте между христианами и иудеями (Деяния, глава 15) и обнаруживает, что Павел боролся с влиянием иудеев, которые тянули новообращенных язычников в иудаизм, в подзаконность, к обрезанным грешникам (см. Послание к Римлянам, главу 2).
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
(Послание к Галатам, глава 3)
Вывод христианина: «Согласно Павлу, во Христе заканчивается детоводительская роль иудаизма, который Павел попросту именует законом или стражей закона. А Божьих заповедей Христос не отменял».
Павлианин и антипавлианин (хором): «Ты еретик!»
б) Смертоносность закона
Иисус: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди… не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Матфей 19:17-19)
Павел: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно…» (Второе послание к Коринфянам 3:6-7)
Павлианин: «Заповеди нельзя исполнять, это смертоносная буква. Христос воскрес, его учение уже не актуально».
Антипавлианин: «Неправда! Павел лжет, он антихрист!»
Христианин читает Послание к Римлянам:
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
(Послание к Римлянам, глава 7)
Читая дальше, он обнаруживает разницу между живущим по плоти, для которого закон смертоносен, и живущим по духу, который освобожден от греха.
Вывод христианина: «Согласно Павлу, причина смертоносности закона лежит не в самом законе, но в человеческом грехе, который извращает закон, чтобы его словами погубить человека. Для рожденных свыше Божьи заповеди неопасны, и потому христианам по слову Христа следует их соблюдать».
Павлианин и антипавлианин (хором): «Ты еретик!»
в) Только вера
Павел: «делами закона не оправдается никакая плоть» (Послание к Галатам 2:16)
Иисус: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матфей 7:21)
Павлианин: «Христос воскрес, прежнее учение не имеет смысла, мы спасаемся только верой, долой заповеди!»
Антипавлианин: «Неправда! Павел лжет!»
Христианин: снова перечитывает о конфликте между иудеями и христианами (Деяния, глава 15) и понимает, о каких делах закона рассуждает Павел. А также обращает внимание на вторую главу послания Иакова и видит, что проблема мертвой веры без дел была уже в первом веке.
Вывод христианина: «Я не имею нужды делать обрезание и жить под иудейским законом. Но учению Христа буду следовать, Божью волю буду исполнять, и в этом выражается моя вера».
Павлианин и антипавлианин (хором): «Ты еретик!»
Заключение
Если воспринимать Павла как апостола, подотчетного Христу, — это для кого-то ересь, то в данном случае слово «еретик» звучит гордо!
Давайте все будем такими «еретиками».
Тогда ни один читатель посланий Павла не сможет лишить нас полноты новозаветного учения.
А что думаете вы? Если у вас есть возражения или вы хотите обсудить другие разногласия по поводу Христа и Павла, то можете поделиться ими в комментариях.