- с какими вызовами сталкивается малый бизнес и почему;
- тенденции кибер преступлений: кого, что и как атакуют хакеры;
- последняя статистика и прогнозы современных кибер угроз;
- выводы, рекомендации по практической защите от взлома и снижению рисков кибербезопасности.
Стремительное развитие технологий, пандемия, политические события вызвали резкий рост киберпреступлений. В 2019 году количество инцидентов увеличилось с 45% до 61% по сравнению с 2018. Под атаки попадают все — от корпораций, до конкретных личностей. Малый бизнес предпочитают атаковать потому что данных у него больше, чем у отдельных лиц, а безопасность слабее, чем у корпораций.
Риски и тенденции кибербезопасности 2022 года
Лидеры бизнеса могут ожидать больше инцидентов по следующим направлениям:
- Программы-вымогатели. Занимают первое место среди современных киберугроз. Попадание такой программы в инфраструктуру чаще всего означает потерю данных и требование выкупа с предложением их восстановления.
- Уязвимости цепочек поставок. Взлом производителя вашей CRM, среды разработки или иного приложения может предоставить доступ и к данным вашей компании.
- Фишинг. Человек по-прежнему остаётся самым слабым звеном в цепочке безопасности. Поддельные сайты, SMS, звонки позволяют обходить как парольную защиту, так и двухфакторную аутентификацию.
- DDoS. Отказ в обслуживании сервиса влечёт за собой потерю клиентов и прибыли и злоумышленники хорошо это понимают.
- Эксплуатация уязвимостей. Взлом компании через уязвимости в программном обеспечении.
Индустрии, наиболее уязвимые к кибератакам
Первое место занимает обрабатывающая промышленность. Следом идут финансы и страхование, профессиональные и деловые услуги, энергетика, розничная и оптовая торговля, здравоохранение.
Переходим к статистике за 2021 г. :
- 847 376 жалоб было подано на киберпреступления и это рекорд;
- $212 000 потерял малый бизнес в киберинцидентах, связанных с поставщиками, с которыми они обмениваются данными;
- 50% составил рост атак в неделю по сравнению с 2020 г. ;
- $40 млн — крупнейшая выплата от атаки программы-вымогателя;
- $10,5 трлн в год ожидаемые затраты на киберпреступления в 2025 г.
Теперь про специфичные для индустрий атаки в 2021 г. :
- 23% всех атак пришлось на производственную среду. Основные способы взлома — эксплуатация уязвимостей в ПО и фишинг.
- 22% атак приняли на себя финансовые институты. Самый популярный вектор атаки — фишинг
- 5% составили атаки на здравоохранение. Основной вектор также фишинг.
- 3% получили государственные организации.
- 2,5% — больше всего «повезло» медиа индустрии. Чаще всего сталкивались с программами-вымогателями.
На сектор розничной и оптовой торговли пришлось 7% от общего числа кибератак. Как видно из этой статистики кибербезопасности, ни одна отрасль не застрахована от угроз.
Статистика по кибератакам следующая:
- 15,4 млн DDoS атак ожидается в 2023 году. В 2018 их было 7.9 млн.
- 21% всех атак приходится на программы вымогатели.
- Атаки на сервера составили 14%.
- Украденные учетные данные — 7%.
- Самый популярный и эффективный для злоумышленников метод — фишинг — был замечен в 41% от всех кибератак. Следом за ним идут эксплуатация уязвимостей, украденные учетные данные, брут форс.
Следующие данные помогут понять масштабы утечек данных в мире:
- $4,24 млн — средняя глобальная стоимость утечки данных. В перерасчёте на одну запись — 161$
- $9,23 млн средняя общая стоимость утечки среди медицинский организаций. Самая популярная сфера для таких атак.
- 44% утечек данных включают личную информацию клиентов.
- Использование надежного метода шифрования данных снижает среднюю стоимость утечки на 29%.
Стоит отметить, что киберпреступники всё чаще нацеливаются на кражу персональных данных. Похитить их легче, а эффект не хуже: репутационные потери, внушительные штрафы контролирующих органов, хотя и не везде: -)
Выводы
- Развитие технологий и возможностей для бизнеса в Сети неизбежно влечёт новые риски кибербезопасности.
- Планировать свою безопасность необходимо исходя из вопроса «Когда произойдёт атака?» с перспективой «Что делать, когда меня взломали?».
- Наиболее вероятная угроза — хищение данных с целью вымогательства. Основные векторы атак — фишинг, уязвимости цепочек поставок, хищение учетных данных, слабая парольная политика, уязвимости в программном обеспечении.
- Растёт популярность атак на пользовательские данные.
Основные меры защиты:
- повышение осведомленности сотрудников в области информационной безопасности (security awareness) снизит человеческие ошибки;
- сильная парольная политика + 2-факторная аутентификация — особенно важны для доступа к наиболее критичным элементам инфраструктуры;
- отлаженный процесс резервного копирования данных;
- антивирус поможет от атак широкой направленности, малоэффективен при целевых атаках;
- обновления ПО;
- регулярные проверки инфраструктуры сканерами уязвимостей;
- оценка уязвимости инфраструктуры;
- проверка безопасности методом тестирования на проникновение.
Организационные рекомендации по кибербезопасности:
- Чем раньше начнёте внедрять меры кибербезопасности, тем эффективнее сможете противостоять угрозам и тем меньше потребуется ресурсов.
- Безопасность — это процесс, а не продукт. Эффективная безопасность требует интеграции людей, процессов и технологий в общую картину бизнес-стратегии, ценности и рисков.
- Безопасность — это инвестиция. Её отсутствие — расходы.
Если у вас есть вопросы, будем рады ответить на них в комментариях.