После победного сражения при Херонее в 338 году до н.э. македонский царь Филипп II заключил мир с Афинами. Заметную роль в осуществлении планов Филиппа играл его сын Александр. После обмена посольствами мир был заключен на следующих условиях: Афины сохраняли свою независимость и территорию. Филипп возвратил две тысячи пленных афинян, не взяв за них выкупа, и приказал доставить в Афины тела тысячи погибших в сражении граждан для погребения на родине. Эту торжественную и траурную церемонию Филипп поручил специальному посольству, во главе которого поставил Александра, а также двух своих ближайших соратников: Антипатра и Алкимаха. Выбор послов ясно показывал, какое значение македонский царь придает их миссии. И Филипп не ошибся в своих расчетах: народное собрание вотировало предоставление ему и Александру афинского гражданства. Проявляя дружелюбие после поражения в войне, афиняне также воздвигли на Агоре конную статую македонскому царю.
Во время своего единственного и кратковременного посещения Афин Александр побывал на Агоре, а также посетил Акрополь и Парфенон, главный храм древних Афин. Парфенон стоит на трех мраморных ступенях, общая высота которых составляет полтора метра. Данные ступени (крепиды) имеют высоту 50 сантиметров, они слишком высоки, и по ним неудобно подниматься. Поэтому со стороны главного (западного) входа в Парфенон относительно центра восьми фасадных колонн (перистель) храма были прорублены более частые ступени, предназначенные для проникновения в святилище. Проходили люди в храм между четвертой и пятой колоннами, расстояние между которыми составляет два метра.
Согласно протокола подобных визитов царственных особ, Александр был обязан входить в храм первым вслед за афинскими стратегами и жрецами, а уже за ним следовали сопровождающие его лица и высокопоставленные афиняне. Таким образом, данная точка между четвертой и пятой колоннами храма обозначает собой местонахождение Александра 2300 лет назад с точностью до одного квадратного метра. Помимо храма Амона в оазисе Сива и входа в гробницу Кира II Великого в Пассаргадах, это третье местонахождение, о котором мы можем со стопроцентной уверенностью говорить, что именно здесь ступала нога великого полководца древности. О египетском храме и персидской гробнице я рассказывал в своей предыдущей статье из серии «По следам Александра Македонского». Напомню, что при выявлении подобных мест погрешность присутствия Александра в определенном пространстве не должна превышать одного квадратного метра.
Посещение Парфенона произвело на Александра неизгладимое впечатление, и впоследствии македонский царь благоволил храму. Во время победоносного похода по землям Персидской державы он приказал разместить на восточном фронтоне Парфенона 14 щитов, а также принес в дар богине Афине богаые доспехи трехсот побежденных в сражениях персидских воинов.