Найти в Дзене

Безбилетный проезд в общественном транспорте

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

Недавно во время проезда в автобусе в Москве мне пришлось наблюдать картину проверки контролерами проездных билетов у пассажиров. В связи с этим хотелось бы поделиться возникшими у меня в связи с этим мыслями и размышлениями.

Контролеры, свидетелем работы которых я стал, вели себя грубо, в некоторых моментах по хамски и даже выходя за рамки гражданско-правовых отношений, то есть по сути совершая хулиганские поступки в общественном месте. Что же заставляет контролеров вести себя подобным образом? - это безысходность, поскольку только путем психологического давления на безбилетного пассажира можно заставить его заплатить штраф и/или покинуть салон средства общественного транспорта. Фактически и юридически контролер почти что полностью беззащитен перед безбилетным пассажиром, то есть почти полностью лишен правовых инструментов воздействия на пассажира.

В наземном транспорте Москвы проводится постоянный контроль оплаты проезда осуществляется работниками ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок». При этом функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок».

В соответствии с Правилами пользования наземным городским транспортом, утвержденными  постановлением Правительства г. Москвы от 02.09.2008 г. № 797-ПП (то есть не федеральным законом, Указом Президента РФ и даже не местным законом, а постановлением администрации одного из субъектов РФ), контролеры вправетребовать у пассажиров предъявления (передачи в руки) проездных документов и документов, подтверждающих преимущество по оплате проезда. Итак, согласно Правилам потребовать от пассажира предъявления проездных документов контролер вправе. Но имеется ли у пассажира обязанность передачи контролеру таких документов? Согласно Правилам имеется. И каким же способом контролер может установить личность пассажира (то есть узнать его фамилию и иные данные) в случае, если у пассажира отсутствует проездной документ, либо если у контролера возникнут сомнения в вопросе о принадлежности представленных документов именно этому пассажиру? В соответствии с пунктом 6.2.5 тех же Правил на пассажира возлагается обязанность предъявить по требованию контролера ГКУ «Организатор перевозок» (не ГУП «Мосгортранс») документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Какой именно документ, удостоверяющий личность, в Правилах не указано. Паспорт гражданин с собой носить не обязан, требовать от гражданина предъявить паспорт никто и никогда не вправе (по данному предмету на канале имеется отдельная публикация). Как указано выше, Правила - это всего лишь локальный акт местной администрации, вследствие чего они не могут изменять порядок, установленный не только федеральным законом, Указом Президента РФ, но даже и местным законом, а также не может посягать на права граждан, гарантированные законом. По сути, Правила являются ни чем иным, как договором, заключенным между пассажиром и перевозчиком. Кроме того, не указано (и, добавлю - не может быть указано) что такой удостоверяющий личность документ пассажир обязан передать в руки контролеру. Предъявить в данном случае означает - показать, продемонстрировать (сколько времени должны занять такая демонстрация - не уточняется, полагаю, пары секунд будет достаточно).

Кодексом г. Москвы об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за безбилетный проезд. Только вот как будут привлекать гражданина к ответственности, если у контролеров нет правовых инструментов для установления личности безбилетного пассажира.

Работники ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок» не являются не только представителями власти, сотрудниками правоохранительных органов, они даже не являются государственными служащими и являются работниками бюджетной организации.

Применить в отношении безбилетного пассажира физическую силу они не вправе, вытолкнуть его из автобуса не могут (могут только потребовать покинуть автобус), доставить в орган внутренних дел, то есть задержать безбилетного пассажира, разумеется, тоже не могут, и мне неловко от того, что я вообще пишу о таких понятных вещах. А что они вообще могут? Они могут вызвать сотрудников полиции в целях фиксации события безбилетного проезда. Но вероятность прибытия сотрудников полиции неизбежно стремиться к нулю, потому что им это не надо и не надо ездить по таким вызовам, у них работы и так хватает. Отсюда контролерам только и остается что кричать, хамить, нарушать общественный порядок и таким образом оказывать психологическое давление на пассажира, чтобы он согласился с их требованиями.

Получить личную консультацию от юристов компании ILP group.