Говоря о Лиле Брик, часто вспоминают её непростые отношения с Владимиром Маяковским и Осипом Бриком, перечисляют романы, в которых она была замечена, и гадают, в чём секрет её притягательности. Но Лиля Брик — больше, чем муза известного поэта. Она была образованной, знала несколько языков, увлекалась модой и пробовала себя в разных амплуа.
Увлекающаяся натура
Лиля Юрьевна Каган родилась в 1891 году в Москве. Её отец работал юрисконсультом в австрийском посольстве и занимался правом жительства евреев в Москве. Мать была родом из Риги. Лилю назвали в честь одной из героинь Гёте, творчеством которого увлекался её отец.
Лиля и её младшая сестра Эльза получили блестящее образование, свободно говорили по-французски и по-немецки, играли на фортепиано. Так как их родители были людьми творческими, они часто устраивали у себя литературные вечера, в которых участвовали Лиля и Эльза. Семья также много путешествовала, благодаря чему у девочек сложился широкий кругозор.
У Лили были способности не только к творчеству, но и к точным наукам. После окончания гимназии она поступила на математический факультет Высших женских курсов. Но со временем увлечение наукой сменилось увлечением искусством. «Первой любовью» Лили стала скульптура. В 1911 году она уехала в Мюнхен, чтобы учиться лепке в студии Швегерле. Но ей почти сразу пришлось вернуться в Москву из-за болезни отца.
В Москве Лиля вышла замуж за Осипа Брика. Она много общалась с представителями интеллигенции и в 1914 году в Петрограде в квартирке на улице Жуковского открыла литературный салон. Там она познакомилась с балериной Александрой Доринской, которая танцевала в «Русских сезонах» Дягилева. Благодаря этой встрече Лиля увлеклась балетом. Она даже оборудовала дома специальную комнату с балетным станком. Брик не ждала грандиозного успеха — ей нравилось танцевать для себя.
Лиля пробовала себя в кино: она сыграла балерину в фильме «Закованная фильмой», который вышел в 1918 году. Это было немое чёрно-белое кино. Сценарий к нему написал Владимир Маяковский, он же исполнил главную роль — художника, влюблённого в ту самую балерину.
Но больше актёрства Лилю интересовало создание фильмов. Она успела попробовать в себя в качестве режиссёрки — вместе с Абрамом Роомом сняла документальный фильм «Евреи на земле». Это была кинокартина о том, как еврейские колонисты заселяли крымские земли. Фильм стал ответом на антисемитистские настроения советской прессы 20-х. Одним из сценаристов также выступил Владимир Маяковский.
Лиля пробовала себя и как сценаристка. В января 1929 года на экраны вышел фильм «Стеклянный глаз», для которого Лиля написала сценарий вместе с Виталием Жемчужным. Это смесь документального и игрового кино, который высмеивает художественные штампы.
После выхода «Стеклянного глаза» Лиля написала ещё один сценарий под ироничным названием «Любовь и долг, или Кармен». По её задумке, главную роль в этом фильме должен был сыграть Владимир Маяковский. К работе над картиной она планировала привлечь также Осипа Брика, братьев Кирсановых и Николая Асеева. Но Главрепертком сценарий не утвердил, и павильон для съёмок так и не выделили.
У Лили Брик было много идей для сценариев. В РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства) хранится личный архив Лили Брик. В нём — более одиннадцати так и не увидевших свет сценариев, пьес и даже либретто.
💜📚 Женщины в беспощадном литературном мире
Симона де Бовуар: как аристократка, поддерживающая коммунизм, написала «Библию феминизма»
Муза русского авангарда
В звании музы авангарда Лиля Брик вошла в историю русской культуры. Главный поэт-футурист страны Владимир Маяковский посвятил ей почти всю свою любовную лирику: «Лиличка», «Флейта-позвоночник», «Ко всему», «Ты» (из поэмы «Любовь»), поэма «Про это». В знаменитом литературном салоне Лили Брик получили возможность прочитать свои работы многие советские поэты и писатели: Андрей Вознесенский, Николай Асеев, Виктор Шкловский, Николай Глазков, Павел Коган.
Асеев вспоминал, что всегда восхищался собственным, оригинальным мнением Брик. Молодой поэт Михаил Кульчицкий благодарил Лилю за то, что она «его открыла». Писатель Бенедикт Сарнов говорил, что влюбился в Лилю Брик задолго до личной встречи. Её литературный салон он называл футуристическим: «Поэтов здесь ценили не по официальной советской табели о рангах и не по какому-нибудь там гамбургскому счёту, а именно вот по этой — футуристической, лефовской — шкале ценностей».
🔥 Интересно? Продолжение истории Лили Брик ищите в статье.