«Что происходит? Насколько мы понимаем, на сегодняшний день физические лица видят наиболее благоприятные условия для покупки транспортных средств в Казахстане и перемещения в целях дальнейшего использования на территории РФ», — рассказывала сегодня поволжская таможня о небывалом спросе на покупку иномарок в Казахстане. Если за весь прошлый год в ПФО ввезли оттуда 88 машин, то с начала 2022-го — уже более 2 тысяч. На фоне ухода мировых производителей и закрытия заводов казахстанский канал практически единственный и к тому же выгодный вариант. Таможня просит не радоваться раньше времени и обращать внимание на документы: автомобиль могут легко «развернуть» при оформлении. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Россияне ринулись в Казахстан за иномарками
Бурно растущий с начала года ввоз иномарок из Казахстана в Россию вынудил приволжское таможенное управление (базируется в Нижнем Новгороде) в пятницу провести отдельный брифинг на эту тему. Причем площадкой для выступления ведомство выбрало татарстанское агентство по печати и массовым коммуникациям. И. о. начальника службы организации таможенного контроля приволжского таможенного управления Александр Преорчук не стал пояснять, почему выступал через республиканский канал. Можно предположить, что в Татарстане схема с ввозом автомобилей получила наибольшую популярность. Как отметил Преорчук, если за весь прошлый год в Приволжский федеральный округ (ПФО) ввезли 88 автомобилей из Казахстана, то с начала этого — уже больше 2 тыс. штук. Ажиотаж колоссальный, и это только в Поволжье.
По сути, таможня собрала прессу для того, чтобы предупредить — при ввозе автомобилей из соседнего государства россияне сильно рискуют деньгами и временем. «Что происходит? Насколько мы понимаем, на сегодняшний день физические лица видят наиболее благоприятные условия для покупки транспортных средств в Казахстане и перемещения в целях дальнейшего использования на территории РФ», — сказал Преорчук. И такая схема на первый взгляд действительно выглядит выгодной. Во-первых, потому что таможенной границы между Россией и Казахстаном по факту нет. С 2010 года между странами действует единое экономическое и таможенное пространство. Это означает единый таможенный тариф, отсутствие таможенных пошлин и ограничений экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. По правилам техрегламента, дилер не сможет ввезти машину без разрешения правообладателя, а вот для физического лица такого запрета нет.
Вячеслав Зубарев на съезде автодилеров: «Такое не представлялось в самых страшных снах!»
С учетом серьезно укрепившегося к тенге рубля цены на автомобили — заманчивые, и особенно привлекательными выглядят модели казахстанской сборки. К примеру, Hyundai Solaris в Казахстане стоит около 7,1 млн тенге, или от 1,15 миллиона рублей, тогда как в России за него просят более 1,4 миллиона. С «китайцами» все еще «вкуснее»: кроссовер Chery Tiggo 8 Pro с адаптивным круиз-контролем в РФ стоит 3 239 900 рублей с учетом скидок. В Казахстане топовый вариант этой же модели продается за 2,05 млн рублей. Производство в Казахстане налажено: кустанайский завод «СарыаркаАвтоПром» выпускает JAC, Chevrolet, KIA, два завода «Астана Моторс» — Hyundai. Оплачивать таможенную пошлину не надо, если автомобиль был произведен в Казахстане и растаможен там. Из обязательных платежей остается только утильсбор, также потребуется установить систему «Эра-Глонасс». В ценовом плане рынок Казахстана, вероятно, более привлекателен, отметил Преорчук.
Счастливый обладатель иномарки приезжает из Казахстана, начинает переоформление… и тут возникают проблемы. Дело в том, что в Казахстан автомобили из третьих стран могут ввозиться с уплатой пошлины по пониженной либо нулевой ставке. Такие машины считаются условно выпущенными в стране, и «прелести» единого таможенного союза на них не действуют. Россиянам ввозить такие машины в страну нельзя, пояснил Преорчук. По его словам, разницу в размере пошлины можно уплатить только в Казахстане. Если машину уже ввезли, ее «как минимум придется вернуть», указал участник брифинга. Он не уточнил, что еще грозит нарушителю. Вероятно, автомобилиста также могут наказать за нарушение таможенных правил.
Как избежать проблем и есть ли тут мошенничество?
Что делать? Преорчук попросил предварительно проверять, как и по каким ставкам была оформлена машина, смотреть декларацию. Если ставка пониженная, сначала нужно уладить вопросы в Казахстане, доплатить пошлину. «Хочется, чтобы граждане понимали, что они приобретают. Если этого не будет, в дальнейшем у лица могут возникнуть проблемные вопросы, связанные с вводом в эксплуатацию», — предупредил и. о. начальника службы организации таможенного контроля приволжского таможенного управления. Другими словами, далеко на такой машине не уедешь. При этом нет разницы, куплен автомобиль у частного лица или у дилера.
Еще одна деталь: у владельца «незаконной» машины не будет проблем при пересечении границы, поскольку таможенного контроля нет. Неприятные новости обнаружатся при постановке на учет в России и получении паспорта ТС. Надеяться на то, что владелец в Казахстане предупредит о сложностях, не стоит, намекнул спикер. «Наверное, я бы это отнес к игре [на незнании] покупателем [правил ввоза]. Говорить про какие-то схемы мошенничества я бы не стал, наверное, это не уровень таможни», — отметил представитель ведомства. Но он подтвердил, что многие люди уже столкнулись с проблемой. Сколько именно автомобилей «развернули», спикер уточнить не смог.
Есть и еще один нюанс. Электромобили, выпущенные в Казахстане с «таможенной льготой», запрещено передавать во владение, пользование, распоряжение лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации. Для их ввоза в РФ понадобится уплатить таможенные пошлины, налоги в Казахстане. Таким образом, как и в случае с машинами с ДВС, выгода может оказаться ложной. Придется еще и заплатить сверху — за возврат автомобиля на «родину».
«Вероятнее всего, те, кто профессионально занимается ввозом, знают пути-дороги…»
«Казахстан стал одним из главных транспортных коридоров для поставок в Россию по параллельному импорту. Не только автомобили проходят через эту страну, но и автозапчасти, необходимые расходники для производства. По этому показателю Казахстан вышел на первое место, даже обогнав Китай. В данном плане Астана — очень удобный транспортный коридор, соединяющий несколько маршрутов. Например, все, что из Объединенных Арабских Эмиратов, идет к нам через эту страну. Также через нее проходит часть китайского транспортного потока», — рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто.
Эксперт заметил, что поставки через Казахстан обычно дороже, чем из Европы, потому что появляется несколько посредников, а путь доставки длиннее. «Но такой вариант — один из немногих работающих, поэтому надо радоваться, что он есть. Здесь речь идет в первую очередь об европейских и японских автомобилях. Есть маршруты, когда из Казахстана везут те же самые машины, которые продавались когда-то в России, но сейчас заводы встали: KIA, Honda, Volkswagen. Автомобили и в этом случае получаются дороже, чем ранее выходила российская сборка», — указал спикер. Он заметил, что в Казахстане даже появились жалобы на дефицит машин из-за того, что «россияне все разобрали». «С ввозом есть определенные проблемы, потому что необходимо получить ряд документов. А если человек сам собирается поехать в Казахстан, там обязательно обговариваются все детали. Могут возникнуть сложности с документами, что сведет на нет выгоду покупки», — добавил Моржаретто.
У небывалой популярности казахстанского канала два источника, пояснил автоэксперт Роман Гуляев. Мировые производители вообще не поставляют машины в Россию. Кроме того, из-за санкций к ввозу в целом запрещены автомобили дороже 50 тыс. евро. «Под это [ограничение] попали все люксовые немецкие марки, японские и популярный у нас Toyota Land Cruiser 300. То есть их сейчас ввезти нельзя, и путь через Казахстан практически остается единственным», — указал Гуляев. По его словам, выгода от покупки в соседнем государстве есть, к тому же там транспорт имеется физически, а в России — нет.
«Вероятнее всего, те, кто профессионально занимается ввозом, знают пути-дороги [обхода таможенных ограничений], — предположил Гуляев. — То есть им известно, что делать, чтобы эта машина была зарегистрирована в ГАИ и чтобы на нее был получен электронный ПТС. ГАИ не может не зарегистрировать машину, если не будет электронного ПТС». Нынешняя ситуация — не уникальная, подчеркнул спикер. «Например, когда ряд марок прекратил поставку автомобилей в Россию, их было выгодно покупать в Беларуси. Соответственно, наоборот, когда Беларусь запретила продажу Skoda у себя, Skoda для белорусов стало возможно приобрести в РФ. Когда доллар вырос, а рублевые цены — нет, как это было в 2014 году, те, кто держал свои сбережения в долларах (а в Казахстане и Беларуси это норма), ринулись покупать подешевевшие в долларах машины», — заключил спикер.