Найти тему
Прикосновения

Виктор Баранов. Преступник, у которого генералы просили автограф

Подлинная история великого изобретателя, ставшего «королем фальшивомонетчиков»

Когда совершенно случайно недавно услышал, что Виктора Баранова нет в живых, я не поверил. В Википедии черным по белому написано: «советский и российский изобретатель, художник Виктор Иванович Баранов родился 27 апреля 1941 года». Дальше – прочерк. Мол, жив и здоров – ему «78 лет». Более того, и сегодня - в 2022-ом - в некоторых федеральных изданиях можно прочесть: «Мы сидим с Виктором Ивановичем в ставропольской чайной…»

Обзвонил ставропольских коллег-журналистов – никто ничего не знает. Наконец после долгих поисков один высокопоставленный сотрудник полиции Ставропольского края уверенно подтвердил: «Баранов умер несколько лет назад. Но когда точно, где похоронен – неизвестно».

То есть герой множества фильмов (в том числе «Король подделки» из цикла «Следствие вели…» и художественного сериала 2016-го года «Деньги», где «изобретателя Баранникова» сыграл актер Федор Лавров), книг, телепередач, сотен журналистских материалов ушел незаметно, не удостоился даже строчки в СМИ. Крайне несправедливо – феноменальная была личность, самородок-самоучка, уникум. Баранов заслуживал лучшей участи, нежели незавидная слава фальшивомонетчика №1. И лучшей жизни. Не пофартило – родился не в то время.

-2

Виктор Баранов, апрель 1977 года

-3

Виктор Баранов в музее МВД. 1990-е годы. Из архива Центрального музея МВД РФ

ХОДЯЧИЙ МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ

Хорошо помню нашу встречу в 1995 году в московской гостинице «Останкино», где он остановился. Едва войдя в фойе, услышал, как откуда-то с верхних этажей доносится «Torna a Surriento» («Вернись в Сорренто»). Причем кто-то поет, не сдерживая себя, - во весь голос. Поднявшись на четвертый этаж, я увидел картину: в коридоре Виктор Иванович Баранов дает концерт «Марио Ланца» - для двух уборщиц.

- Ходил в Гнесинку на прослушивание, - изрядно взмокший, пожаловался он, когда мы оказались в его номере. – Похвалили: голос – прекрасный, хороший диапазон. Но «нет школы, а учиться - поздно». Мол, где вы были лет 30 назад?

Он рассказывал, что всегда мечтал петь - в начале 60-х даже брал уроки вокала у ученицы Федора Шаляпина. Но потом увлекся изобретательством и занятия бросил.

Еще помню, в тот же приезд снимали телесюжет о нем в Центральном музее МВД. Тогда посмотреть на него сбежались все сотрудники, включая начальство в погонах. Все-таки редкий случай – приехал человек, которому посвящена огромная музейная экспозиция (фактически «живой экспонат»!). Уж там-то понимали, что Баранов, хотя и получил свой срок заслуженно, никакой не уголовник.

Увидев за пуленепробиваемым стеклом свое «детище» – разобранный печатный станок, клише, баночки с красками, «шаровую мельницу», мешок с 25-рублевыми купюрами своего производства, он расчувствовался. Показал знаком телевизионщикам, чтобы пока камеру не включали.

- Все это оборудование, - сказал, смахивая слезу, - я делал 12 лет. И ровно такой же тюремный срок за это потом получил.

-4

Барановская экспозиция в Центральном музее МВД РФ

-5

Самодельный печатный станок Баранова

Наше знакомство с Виктором Ивановичем состоялось еще раньше. История в каком-то смысле детективная. Узнав, что Баранов вышел из колонии, я стал его разыскивать. Выяснилось, что он вернулся в Ставрополь, но по месту прежней прописки на улице Железнодорожная, 119, кв. 2, не проживает. А где его искать, не знал никто. Повезло - замначальника Центрального музея МВД Альфия Алькинская по своим эмвэдэшным каналам договорилась с начальством Ставропольского УБХСС, который «курировал» освободившегося фальшивомонетчика (как бы не взялся за старое!) и те пообещали устроить встречу. Правда, поставили условие: «о технологиях деньгопечатанья – ни слова».

Мы встретились в ставропольской гостинице и за два дня наговорили шесть диктофонных кассет – девять часов записи. Баранов откровенно рассказывал всю свою жизнь. Про свои изобретения, которые оказались никому не нужны. Про жену, которая ждала его из мест заключения девять лет, но не выдержала и попросила развод. Как в колонии «за непокорство» уголовники его били – «до синевы». Как «опять же за упрямство» администрация колонии перевоспитывала его отправкой в карцер, но это его не сломало. «Я всегда был упертый и шел напролом», - говорил он о себе.

В какой-то момент Виктор Иванович увлекся и начал говорить на «запрещенные» темы: как делал бумагу, краску, «изобретал» свой станок, ставил химические опыты – всю технологическую цепочку в подробностях.

...На обратном пути в Москву я ехал в купе один и вышел из него всего два раза - на пару минут. Но когда, подъезжая к вокзалу, заглянул в сумку: кассеты исчезли. То есть наши беседы были под полным «контролем» УБХСС или КГБ, а затем оперы провернули изящную операцию - незаметно сперли их среди бела дня.

Так что интервью у Баранова потом пришлось брать заново - в Москве.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО №193

Его история уникальная - не даром киношники за нее ухватились.

С 1974-го и по 1977-й год в отделениях Госбанка СССР более чем семидесяти городов страны (включая Москву, Ленинград, Киев, Кишинев, Ригу, Минск, Ереван, Ташкент, Воркуту и Благовещенск) было выявлено и изъято из обращения 45 фальшивых 50-рублевых и 851 25-рублевых купюр, имевших, по заключению экспертов, высокое качество изготовления и единый источник происхождения. Более того, эксперты Гознака и МВД пришли к единодушному мнению: «создать подделки такого уровня кустарным способом невозможно». Поэтому приоритетной стала версия, что купюры печатались с матриц, украденных из типографии Гознака и за этим стоит целая банда фальшивомонетчиков, куда могут входить сотрудники Гознака СССР. Под ежедневным оперативным наблюдением оказались сотни подозреваемых - работники типографских фабрик, печатающих деньги, бывшие и действующие гознаковские печатники, граверы, художники-гильоширы, химики и т. д.

Параллельно в Комитете госбезопасности СССР отрабатывалась версия, что это ничто иное как широкомасштабная спецоперация ЦРУ по обвалу рубля. На поиски злоумышленников были брошены лучшие сыщики и аналитики Главного следственного управления МВД и КГБ. Они обратили внимание, что больше всего подделок реализованы в Ставропольском крае – только в феврале-апреле 1977 года в региональных отделениях Госбанка было обнаружено 86 «знакомых» дензнаков 25-рублевого достоинства. У всех купюр была общая особенность – слегка отслаивающаяся при сгибе бумага.

1 апреля следственным отделом УВД Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края было возбуждено уголовное дело №193 по статье 87 УК РСФСР («Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»). Сотрудники местных органов внутренних дел и прибывшие из соседних регионов опергруппы работали в авральном режиме. Они обязали продавцов магазинов, кассиров и торговцев на рынках немедленно сообщать о покупателях, просивших разменять крупные деньги.

«В 1977 году, - вспоминал Юрий Терентьев, в то время старший оперуполномоченный по особо важным делам УБХСС Ставропольского крайисполкома, - из Центрального хранилища ветхих денег в Москве пришла купюра достоинством 25 рублей, принятая из Ставропольского банка. И прямо было указано: фальшивая. Единственное отличие - отслоение бумаги на сгибе. Все остальное - один к одному. Помню, больше месяца мы с коллегами просидели в районе Минвод, блокировали все торговые точки, всех их работников оповещали под роспись. Работали в Госбанках. Обнаружили, что солидный сбыт - на рынках. Взяли в кольцо все рынки. А попали на Баранова случайно».

12 апреля 1977 года на колхозном рынке города Черкесска Ставропольского края к продавцу – агроному совхоза «Унцукульский» Шарпуттдину Магомедалиеву – подошел мужчина и попросил разменять две 25-рублевые купюры. Член КПСС Магомедалиев тут же сообщил об этом двум сержантам милиции – Б. Гогуеву и Х. Алиеву. Подозрительного мужчину доставили в городской отдел внутренних дел. Там выяснилось, что он – Виктор Иванович Баранов, 35-летний житель Ставрополя. При личном обыске в его портфеле обнаружили «77 казначейских билетов Государственного банка СССР 25-рублевого достоинства» - итого 1925 рублей. Когда милиционеры спросили, кто он такой, задержанный неожиданно ответил: «Я тот, кого вы ищите!»

(Много лет спустя Баранов рассказывал, что накануне ему приснился сон – его арестовывают двое. Точно так все и произошло. «В Ставрополь меня везли как генерала, – вспоминал он, - Впереди ехали две машины ГАИ с мигалками».)

В тот же день материалы уголовного дела №193 были направлены в следственный отдел УВД Ставропольского края. Баранов сразу заявил следователям, что готов во всем сознаться. Повел их в свой сарай, где добровольно выдал 116 штук поддельных купюр 25-рублевого достоинства, 205 аналогичных заготовок (без напечатанных номеров и серий), 6 795 «чистых» рублей, объяснив, что он их приобрел, разменяв фальшивые.

-6
-7

В ходе обыска в его сарае были изъяты: разукомплектованные самодельные станки, приспособления для изготовления бумаги, печатный пресс, установка и клише для производства водяных знаков, приспособление для многокрасочного печатания защитной сетки, типографские заготовки, пластинки, красители, клише, «шаровая мельница» для размола краски, нумератор, негативы, печатные пособия по полиграфии и электротехнике, производству форм глубокой печати, теории и практике современной цинкографии, изготовления клише, технике репродукции, а также блокнот и пять тетрадей, где Баранов фиксировал результаты своей «исследовательской работы». Всего набралось - 13 ящиков (том 1, лист дела 39-43, 61-73, 75-77, т. 2, л. д. 94).

Утром в Ставрополь прилетела группа московских следователей и экспертов – 13 апреля дело было принято к производству Следственным управлением МВД СССР.

-8

Старший следователь по особо важным делам ГСУ МВД СССР полковник Павел Лукашов

Когда руководитель следственной группы старший следователь по особо важным делам СУ МВД СССР полковник Павел Лукашов стал расспрашивать Баранова о сообщниках, тот заявил, что делал все в одиночку и именно здесь – в сарае. Разумеется, ни следователи, ни эксперты ему не поверили. Но в ходе следственных экспериментов в мае-июне 1977 года Баранов в присутствии понятых поэтапно продемонстрировал весь цикл подготовки к изготовлению поддельных банкнот, изготовил бумагу с водяными знаками, напечатал на ней оборотную сторону нескольких двадцатипяти- и пятидесятирублевой купюр, нанес нумератором номера, предварительно обрезав их по стандарту Гознака (том 23, лист дела 63-83).

-9

Виктор Баранов во время следственного эксперимента

Криминалистическая экспертиза №283 от 13 июля 1977 года подтвердила: «именно на этом оборудовании были напечатаны фальшивые денежные казначейские билеты» (т. 23, л.д. 43-44).

Таким образом последние сомнения скептиков были развеяны.

-10

Юрий Терентьев:

«Разговаривали с ним много. Было же интересно... Нашли неиспользованное клише на 50 и 100 рублей. Баранов считал, что их подделать - плевое дело. А вот сделать двадцатипятирублевку - престижно, потому что сложнее. Его отслаивающаяся бумага - мельчайший отличительный признак. Это случается и на Гознаке и не является нарушением. Сам изобретал красители, использовал центрифугу... А познания какие! Именно это никак не вязалось с представлениями тех, кто расставлял капканы «на банду». Более того, чудак, добровольно представивший следствию все свои познания, лично у меня вызывал восхищения. В правоохранительных кругах только и разговоров было, что о нем. Всем было ясно - человек этот наделен прямо-таки искрой божьей, золотыми руками и головой».

-11

Еще один из участников тех событий - бывший старший следователь Главного следственного управления МВД СССР, полковник в отставке Юрий Бородин рассказывал автору этих строк, как после следственного эксперимента они с главным экспертом Гознака Тимофеевым вышли в коридор. Тот сунул валидолину под язык: «Спасибо, что вы его поймали!»

-12

Из материалов уголовного дела №193:

«Я, как представитель «Гознака», по приглашению следственных органов принимал участие в допросе гр. Баранова Виктора Ивановича. Допрос проводился по вопросам технологии изготовления фальшивых денежных билетов...

Следует отметить несомненную оригинальность решения ряда технологических вопросов, а именно: технология подготовки и сам процесс изготовления бумаги, процесс получения фотоформ гильоширных сеток... рецепт изготовления краски для глубокой печати... печатный пресс и т.д. Имея такое оборудование, Баранов мог изготавливать неограниченное количество поддельных денег. Именно поэтому подделка являлась очень опасной...

Следует отметить, что Баранов обладает незаурядным аналитическим умом и имеет склонность к изобретательству.

21. 04. 77 г. А. А. Тимофеев».

-13

Из воспоминаний полковника Юрия Бородина:

«Сколько времени прошло, а по уровню изготовления купюр Баранову до сих пор равных нет. В мире! Мы изучали сотни подделок разных стран, никто даже не приблизился. Во время второй мировой, чтобы подорвать экономику Англии, фашисты решили наводнить ее фальшивыми фунтами стерлингов, тоннами разбрасывая с самолетов. На сверхсекретную фабрику в Польше они собрали лучших специалистов со всей Европы и сделали очень качественный фунт стерлингов. Так вот. Всем им нужно шнурки у Баранова завязывать... Он в одиночку в своем ставропольском сарайчике нашел такие неординарные полиграфические решения, изобрел такие химические растворы, краски и технические устройства, что на Гознаке ахнули - там до этого не додумались.

А качество! Например, на советской сотенной купюре один из водяных знаков - профиль Ленина. Под микроскопом видно: у Ильича ресничка в микроне от глаза. На самом Гознаке из десяти купюр одна-две с брачком - ресничка «залипала». А у Баранова таких не было ни одной. Знаете, как он изобрел водяной знак? Бился над ним три года. Ну не проступают «звездочки», хоть ты тресни! Со злости он плюнул на лист «денежной бумаги», бросил его в мусорное ведро и лег спать. Среди ночи вскочил как ужаленный и понесся к ведру. И не зря: на месте, куда он плюнул, проступили «звезды». Баранова осенило - химраствору не хватает обыкновенного белка. Кстати, после его ареста «барановские четвертаки» еще лет десять по всей стране вылавливали. Если бы не реформа, ходили бы до сих пор».

-14

Виктор Баранов во время следственного эксперимента наносит серии и номера на купюры

-15

По результатам двухмесячных следственных экспериментов был снят секретный шестичасовой учебный фильм для специалистов Гознака и следственных органов. Всех участников задержания премировали и повысили в должности, а агроном Магомедалиев, как следует из материалов дела, «был принят лично Министром внутренних дел СССР генералом армии тов. Щелоковым Н.А.» и «за проявленную бдительность и оказание помощи правоохранительным органам при задержании особо опасного преступника награжден именными часами».

ЧЕЛОВЕК-ГОЗНАК

Конечно, такого уровня преступник, который сразу во всем сознался и начал сотрудничать со следствием – редкая удача для сыщиков. Теперь предстояло выяснить, как ему удалось добиться подделки такого качества.

Баранов ничего не скрывал.

Он родился в городе Сучан Приморского края (а не в Москве как можно прочитать во многих материалах о Баранове и в той же Википедии) в 1941 году. Со временем семья переехала в Ставрополь. В школе неплохо рисовал, мечтал стать летчиком. Однако профессию выбрал рабочую: закончил строительное ПТУ в Ростове-на-Дону (по специальности - плотник-паркетчик), затем водительские курсы ДОСААФ.

После армии Баранов подписался на главные технические журналы в СССР - «Наука и жизнь» и «Техника – молодежи», стал книгочеем - интересовался всем подряд. Его голова всегда была полна рационализаторских идей - причем «озарения» приходили моментально. Стоило осмотреть какой-нибудь механизм или устройство, он уже знал, как его усовершенствовать.

Ну например. Картошка во всех советских магазинах продавалась немытая – никому в голову не приходило очищать ее от налипшей грязи. Баранов с оригинальным решением ее очистки и сортировки приехал в Комитет по изобретениям при Совете министров СССР. Однако там придрались, что он неправильно заполнил заявку. Затем изобретатель предложил производить складывающиеся ящики для перевозки стеклянной тары. Но главный инженер винзавода, к которому он пришел с чертежами, поднял его на смех: «Мне это не надо. И тебе не надо. Ты же, кажется, водила? Вот и крути «баранку», Баранов!» Виктор Иванович упорно продолжал генерировать идеи, но все упиралось в непробиваемую стену – ему прямо говорили, что на внедрение его изобретений нет денег, а каждый раз ездить в Москву пробивать этот «бетон» - самолюбие не позволяло. Баранов знал себе цену.

По его словам, однажды «от обиды и безысходности» он решил попробовать напечатать фальшивые деньги. Хотел посмотреть, сможет ли он сделать их один в один - неотличимыми от настоящих.

«Я был на сто процентов уверен, что ничего не получится, - вспоминал Виктор Иванович. - Но было интересно проверить свои возможности».
Из показаний Виктора Баранова:

«Поначалу я решил проникнуть в тайну печати, как высокой, так и глубокой. Пошел в краевую библиотеку им. М.Ю. Лермонтова, где был записан, но ничего нужного для себя не нашел. Потом мне в руки попала книга «Занимательная гальванотехника». В этой книге было сделано описание светочувствительного раствора. Я понимал, что примитивный подход к решению этой проблемы результатов не даст. Поэтому я вскоре выехал в Москву в Библиотеку им. Ленина для изучения полиграфической литературы, имеющейся там.

В библиотеке я нашел литературу по полиграфии... Я целый день конспектировал эти книги и настолько был увлечен ими, что решил незаметно унести из библиотеки, что мне и удалось сделать... Изъездив все букинистические магазины Москвы, я приобрел книги немецкого автора Гинакса «Основы современной цинкографии», работника Госзнакоиздания Крылова «Изготовление клише» 1921 года выпуска и «Основы репродукционной техники» Шульца. С этой литературой вернулся в Ставрополь и полностью занялся ее изучением... Изучение меня захватило. Я узнал многое, о чем раньше не имел никакого представления...»

-16

НЕ СМОГ "ИЗМЕНИТЬ" ГОРБАЧЕВУ И СССР

Часто авторы статей о Баранове пишут, что он работал шофером в гараже Ставропольского крайкома КПСС и «иногда возил третьего секретаря комитета по комсомольской работе Горбачева». Это не так – Баранов работал обычным таксистом в таксопарке. А Михаила Сергеевича (в конце 1960-х первого секретаря Ставропольского горкома партии, а с апреля 1970-го - первого секретаря крайкома КПСС) и Раису Максимовну он действительно несколько раз возил, поскольку таксопарк обслуживал высокопоставленных партийных чиновников края.

(Как впоследствии вспоминал Баранов, он был буквально очарован этой супружеской парой и пронес это чувство через всю жизнь. Когда в 90-е ему предлагали эмигрировать «из не оценившей его талант страны», он твердо отвечал: «Уехать – это все равно что изменить Горбачеву и СССР».)

Работа таксистом была для него удобна – свободный график и всегда «на колесах». Все оставшееся время Баранов тратил на воплощение своей идеи-фикс. Он не имел вредных привычек, жил по-спартански – дома не было даже телевизора, ни с кем близко не общался – о том, чем конкретно он занимается в сарае, не знала даже жена (ей он говорил, что «колдует» над изобретениями по заказам заводов). Все заработанные деньги тратил на свой «проект».

На смену «библиотечному периоду» пришел экспериментальный. Он долго под микроскопом изучал доллар. Обнаружил: текстура его бумаги пронизана тонкими красными волокнами - своеобразный щит от подделки. Рублевая же состоит из трех слоев - темного, светлого и среднего. Тоже защита. Бывало, месяцами Баранов шел по одному пути, а он оказывался тупиковым. Шел по другому – опять не туда. И так по каждому - до сорока вариантов!

-17

Из воспоминаний Виктора Баранова:

«В Бутырке мне показали коллекцию фальшивок. И не в одной купюре я не увидел мастера, а увидел «акул». Если бы мне нужно было разбогатеть, я через неделю стал бы миллиардером и «лег на дно». Но мне хотелось доказать самому себе, что стою многого. Поэтому я не спешил. Водяные знаки изобретал три с половиной года, краски - два с половиной, печать - моментально.

Хотите расскажу, с чего начал делать деньги? С того, что в них влюбился! Вообще я считаю, что ассигнация - высшее из того, что придумал человек. «Монблан» цивилизации! Тысячелетия человечество билось, чтобы превратить их в неприступную крепость, «вооружить» до зубов, окружить непроходимым рвом. А я хотел голыми руками эту крепость разрушить... Вы видите купюру в законченном виде и поэтому никогда не поймете их красоты. Если расчленить весь процесс создания и каждый рисунок отдельно выделить… Уму непостижимо, - в каждом видятся неведомые животные. Каждая купюра - маленький питомник фантастических зверей. Одно изготовление водяного знака - волшебный и, можно сказать, поэтический процесс. Когда полковник Лукашов во время следственного эксперимента увидел, как на листе бумаги появились звездочки, обомлел. знак ведь не случайно называется «водяным». Красота в том, что он появляется вроде из ничего. Но только в руках мастера!»

За годы экспериментов он придумал собственную технологию изготовления бумаги, по качеству не уступающей гознаковской (правда, чтобы не причинить большого ущерба государству, печатал купюры на быстро изнашивающейся бумаге – отсюда ее отслоение), досконально изучил травильные и фотоработы, научился делать деревянные и резиновые клише, изобрел состав для травления меди, с помощью которого готовилась матрица - основа оттиска будущей купюры. Отдельные детали для печатного станка и другого оборудования он заказывал на Ставропольском инструментальном заводе и заводе «Красный металлист», химикаты покупал в одном из цехов местного трансформаторного завода.

-18

Из воспоминаний Виктора Баранова:

«Сделав первую пятидесятирублевку, положил ее рядом с настоящей, закрыл глаза и перемешал. Не пойму, где моя, где гознаковская. Быстро сделал сторублевку. Но потом потерял к ним интерес, даже оборудование для них уничтожил. Другое дело – «четвертной». Самый красивый и самый защищенный - тогда это был высший пилотаж! Когда понял, что получилось, до утра ходил счастливый по рельсам. Сразу захотелось сообщить в Гознак - поделиться радостью. Но боялся ареста... Попался по глупости. Рассчитал: на раскрутку изобретений мне нужно 30 тысяч рублей. Сделал ровно 30, разобрал станок и… Покупая помидоры, портфель со всеми деньгами забыл на рынке в Ялте. Помню, с горя забрался на гору и просидел до вечера убитый. Пришлось печатать новую партию. На ней и погорел».

Стоит отметить, что особых богатств фальшивомонетчик не нажил. После суда были конфискованы автомашина ВАЗ-2103 «Лада» государственный номер ССГ 0048 (в ходе следствия и на суде он уверял, что купил ее на накопленную зарплату), холодильник «Север», фотоаппарат, столовые приборы, кофейный сервиз, электронные часы, а также золотые ювелирные изделия и подарки, которые он делал жене и близким родственникам.

-19

ГЕНЕРАЛЫ СМОТРЕЛИ КАК НА ИНОПЛАНЕТЯНИНА

Суд над Барановым в Ставрополе весной 1978 года был необычным. Он отказался от адвоката, полностью признал вину и сам убедил суд в том, что действовал в одиночку. Даже рассказал про потерянную в Ялте крупную сумму фальшивок, хотя об этом случае никто, кроме него, не знал.

Статья 87 УК РСФСР предусматривала лишение свободы на срок от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества. Государственный обвинитель Б. Ерохин просил дать фальшивомонетчику по максимуму - 15 лет. Но судебная коллегия по уголовным делам Ставропольского краевого суда (председательствующий – Н. Зарудняк) учла чистосердечное раскаяние, помощь следствию и сотрудничество с Гознаком. При этом отметив «повышенную общественную опасность содеянного».

Фото 20-22.

-20
-21

Из приговора:

«Именем Российской Советской Социалистической Республики

10 марта 1978 года г. Ставрополь

Рассмотрев в закрытом судебном заседании уголовное дело, коллегия приговорила:

«Баранова Виктора Ивановича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 87 УК РСФСР и подвергнуть к 12 (двенадцати) годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с конфискацией в доход государства принадлежащего ему имущества, а также хрустальной салатницы и стеклянной ладьи, изъятых у Костиной В.Г., денежных вкладов на имя Барановой Л. в сумме 200 руб. (далее в пяти строчках весь список конфискованного, - FLB).

Взыскать с Баранова В.И в доход государства 23 225 руб…

Председательствующий Зарудняк

Народные заседатели Мальцева, Оришичев

Верно: председательствующий - подпись – печать».

-22

После суда Баранову передали личную просьбу Щелокова - указать на недостатки советских купюр. Баранов подробно написал, как защитить их от подделки.

Из заявления В. И. Баранова министру внутренних дел СССР Щелокову:
«Изучая рисунки бумажных царских денег, я искал такие сетки, которые бы при всем желании подделать не смог, и они нашлись... Целесообразно было бы на их основе разработать новые - защитная бы мощь возросла...»

Из воспоминаний Виктора Баранова:

«Когда меня арестовывали, обо мне знал даже Брежнев. В Бутырку приезжали генералы, чтобы «лично» выразить восхищение, просили оставить автограф на купюрах, которые я сделал. Смотрели, как на инопланетянина! Говорили, что поражены моим «гением»... После следственного эксперимента Тимофев, из Гознака, мне признался: «Вы первый человек в Советском Союзе, который сработал так мастерски. Ваш уровень проходит параллельно с нашим». То есть я шел нога в ногу с государством, а в чем-то даже опережал. Помню, я тогда сказал полковнику Лукашову: «Наши деньги напоминают рыцаря, закованного в латы, но есть щели между сочленениями в латах, через которые можно наносить разящие уколы». Поверьте, если бы я работал в этой области, многие бы щели исчезли. Я был рад помочь, открыл все рецепты, тайны и... был забыт. Сначала поразился такому подходу: курица несет золотые яйца, а ей отрубают голову! Я не претендовал на улучшение условий - правильно был лишен свободы, имущество конфисковано. Но дайте же мне работать! Я сидел бы в камере, кушал баланду, как все, но за 12 лет сколько бы изобрел для государства! Уже в те времена в моем сарае получались образцы красителей и бумаги раз в 20 (!) прочнее и дешевле отечественных. Разве я не придумал бы новые - дешевле и лучше? А меня – кайлом! Я же им всем утер нос, посоветуйтесь... До лампочки!»

Еще один документ:

«СПРАВКА

Документация по уголовному делу №193 хранится в архиве Ставропольского Крайнарсуда

Осужденный Баранов В. И. 20 апреля 1978 года этапирован в ИЗ-68/1 УВД Ульяновского Облисполкома.

Старший инспектор ОБХСС Ставропольского крайисполкома

майор милиции Раковский И. Т.

01.06.78г.».

Свой «усиленный режим» Баранов отбывал в колонии Димитровграда Ульяновской области, где был задействован на тяжелых строительных работах. По его словам, он «ежедневно на лютом холоде лопатой разгружал машины с бетоном – по 10 машин в день». В марте 1984 года Виктор Иванович был переведен в колонию под Пермь, где его использовали аналогично. Тем не менее, он проявил свои таланты и там: выпускал тюремную стенгазету (даже однажды получил премию 10 рублей за лучшую статью на конкурсе среди всех ИТК СССР), писал стихи, сочинял литературно-музыкальные композиции и сам их ставил на лагерной сцене, пел в хоре. Была у него еще одна «коронка» - по заказу руководства он писал портреты Ленина.

-23

ГРУСТНЫЙ ЭПИЛОГ

Выйдя на свободу, Виктор Иванович во всех своих интервью с обидой утверждал, что отбыл весь срок «от звонка до звонка» (везде упоминается якобы дата его освобождения – 1990 год), но это не так. В оперативном документе учета Главного информационно-аналитического Центра (ГИАЦ) МВД России есть запись: «На основании Указа ПВС СССР от 18. 06.1987 г. об амнистии неотбытый срок Баранову сокращен на полгода. Освобожден 15.05.1988 г.».

-24

Карточка оперативного учёта Главного информационно-аналитического Центра (ГИАЦ) МВД России. Срок 12 лет л/св. усил. реж.. Приговор вступил в силу 5 апреля 1978 года. Освобождён 15 мая 1988 года.

-25

Оборотная сторона карты оперативного учёта. Баранов Виктор Иванович, родился 27 апреля 1941 г., место рождения г. Сучан, Приморского края, русский. Арестован 13 апреля 1977 г. Характер преступления: изготовление и сбыт поддельн. денег. Карточка составлена: СИ-1 г. Ставрополя.

Вернувшись в Ставрополь, Виктор Иванович женился на дочери крупного партийного чиновника. Правда, вскоре развелся. Поселился в общежитии (его прежнее жилье конфисковали!) и всю свою могучую энергию направил на изобретательство и бизнес. Открыл фирму «Франза» по выпуску духов и туалетной воды. Но через несколько лет фирма лопнула, не выдержав конкуренции с валом дешевой парфюмерии из-за рубежа.

Затем Баранов создал сверхстойкий «вечный» лак для ногтей, который можно было смыть только изобретенной им же специальной жидкостью, придумал керамическую краску для автомобилей, которая не сгорает при 200 градусах и не трескается при сгибе металла (с гордостью говорил, что японцы бились, но так и не смогли сделать ничего подобного). Австрийские бизнесмены предложили ему выгодный контракт, но в последний момент сделка по каким-то причинам не состоялась.

В начале «нулевых» Баранов делал мебель из бумажных отходов, изобрел мебельный лак на водяной основе, клей-пасту, легкий кирпич, лечебный бальзам, безотходную технологию получения бумаги из макулатуры... Кое-что из изобретений удалось пристроить и на этом заработать, но поправить материальное благосостояние и переехать в собственное жилье – нет.

Последние годы он пел на ставропольском радио итальянскую классику, снова женился, воспитывал сына супруги. В Москву приезжал редко, а своего телефона у него никогда не было. Хотел жить долго, счастливо, быть полезным государству и обществу, а получается – не дожил до 70.

Помню, во время нашей последней встречи он с негодованием рассказывал, как ему предлагали продать за 100 тысяч долларов технологию водяного знака.

«За эти годы ко мне с разными предложениями приходили разные «темные» личности, - говорил Виктор Иванович. - Но также и уходили. Понимаете, я могу сделать деньги любой страны. В любом количестве. Фунт стерлингов, марку, франк, хоть тугрик. Интерпол не отличит! Но я этого не сделаю никогда, даже под пыткой раскаленным утюгом или дулом пистолета. Другое дело - для государства. Если бы ко мне обратились официально, сделал бы такие рубли, - фальшивомонетчики бы вымерли как вид. Вечные!»

А вот еще один фрагмент из рассказанного Барановым:

«Самые трудные для подделки деньги были царские. Даже деникинские и керенки были с изюминкой. Самые красивые - с Екатериной Великой. Недаром народ любовно прозвал их - «катеньки». Правда, был недостаток - очень большие по размеру. У Николая был потрясающий водяной знак - с дырочками по всему портрету, будто император осыпан бриллиантами. Но там бумага похуже - наливная...

У российских денег есть все. Бумага (я знаю, как она делается) - последнее слово техники. Защита - множество степеней и каждая как «линия Маннергейма»! Лучше доллара. Узорчатые виньетки, сетки, цветные волокна, печати - микро, орловская, металлографская... Но будь хоть сто степеней защиты, - подделать можно. Главное, чтобы они были СТАБИЛЬНЫМИ и КРАСИВЫМИ! Тогда они будут уважаемы народом. А эти - сегодняшние, уж поверьте мне, таковыми не будут никогда. Раньше денежки в чулках хранили десятилетиями, а сейчас только одна забота: поскорей от них избавиться. Фантики!»

Автор благодарит сотрудников Центрального музея МВД РФ (и лично Альфию Алькинскую) за предоставленные материалы - фотографии и документы.