Давно никто из нас не верит, что браки совершаются на небесах. Мы знаем, что браки совершаются на земле, по нашей собственной воле, по любви или хотя бы по влечению: ты мне нравишься, а я тебе, давай жить вместе. И все реже - будем мужем и женой—семьей. Мы не будем говорить так называемых «гражданских браках». О них уже говорено - переговорено…
Все чаще молодой человек предлагает жить вместе девушке «для удобства» быта: чтоб было кому постирать, сварить обед, погладить, а девушка - чтобы с помощью замужества разом решить проблемы жизнеустройства: чтоб квартира, а в квартире достаток, и все, как по щучьему велению, по ее хотению... Происходит парадоксальное явление: нисколько не веря, что браки совершаются на небесах, такая жена главным аргументом в семейных перепалках выставляет магическую фразу: «Но ведь ты знаешь, что я тебя люблю?!»
Чем это объяснить? – только одним – стремлением супруги подчеркнуть свое неоспоримое влияние на мужа. Приходилось встречать множество женщин, хвастающих своим умением «держать мужа в руках». «Я ему спуска не даю!» И со стороны неприятно бывает наблюдать, как в гостях или где-то на людях—в магазине, в транспорте такая «собственница» уничижительно что-то выговаривает или приказывает своему спутнику. Уже по тону можно определить, что этот спутник— муж.
Такая лихая супруга может позволить себе в присутствии мужа обсуждать его недостатки или слабости с подружкой, просто со знакомой, может высмеять привычки, принятые в его семье, неуважительно отозваться о его родных. Грубые слова имеют способность скапливаться, как яд и отравлять любовь насмерть. Не верьте поговорке «милые бранятся—только тешатся». Сначала, может, и тешатся: как сладко потом примирение. Раз, да раз, да еще раз—сладость примирения приедается, а душа черствеет. Обида, вызванная грубостью, перерастает в холодность. И тогда, очень скоро, прежде магические слова превращаются в пустой звук. Чисто физиологическая зависимость друг от друга не может продолжаться долго, если всей своей жизнью, человечески родственным отношением друг к другу, заботой друг о друге супруги не будут стараться поддерживать эту прекрасную зависимость.
Золотое правило семейных отношений: не «пилить», унижая человеческое, мужское достоинство, в таких семьях не работает. Потому, что любовь превратилась в потребительское отношение к близкому человеку, и длится такой брак ровно столько, сколько этот близкий человек способен вытерпеть. Результат —ребенок без отца, женщина — без мужа. Да и он, ее муж, будет ли он без семьи счастлив? «А ведь я ее любил», —станет он жаловаться друзьям.
И невдомек им, что любовь существовать сама по себе не может. Она укрепляется и поддерживается поступками, работой, которую мы с радостью и готовностью делаем ради тех, кого любим. Неужели любящая женщина, ожидая мужа с вечерней смены, будет коротать время в болтовне с подругой по телефону вместо того, чтобы приготовить ужин? Равным образом этот вопрос обращен и к мужчине. Неужели труднее что-то там сварить, купить хлеба, если оказался дома раньше жены, чем сидеть у холодной плиты и копить раздражение к приходу супруги? Примеры беру простейшие, но, думаю, каждый по себе знает действие известного психологического закона: мы лучше относимся к человеку, которому сами сделали что-либо доброе, чем к тому, кому вольно или невольно принесли огорчение, беду. В семье этот закон действует неумолимо в каждом, самом простом, бытовом деле.