Найти в Дзене
Михаил Титов

Джонатан Литтелл. Благоволительницы

18+
Вновь возвращаюсь к этой книге. Объясняю - почему... К сожалению, так и не научился бросать книгу на полпути. Мучился, но читал, хотя к концу просто пробегал глазами по страницам, либо просто перелистывал их.
Во-первых, все хотелось найти объяснение названию. Кто такие "Благоволительницы"? Во-вторых, держала интрига. К чему автор приведет героя?
По порядку.
Благоволительницы, как выяснилось благодаря рецензии Серея Зенкина, размещенной в самом конце 800-т страничной книги, это французское наименование Эриний, греческих богинь мщения. Они преследуют преступников, ввергая их в безумие. По легенде, Афина усмирила гнев богинь, и с тех пор их стали называть Эвмениды, то есть милостивые, благосклонные. Главного героя - Максимилиана Ауэ - как раз безумие и накрывает раз за разом. Причем, чем ближе к финалу, тем больше. С благосклонностью же Эриний к нему не совсем понятно, но, видимо, заключается она, скорей всего, в том, что после серии убийств Макс отводит от себя все подозрения и


18+

Вновь возвращаюсь к этой книге. Объясняю - почему...

К сожалению, так и не научился бросать книгу на полпути. Мучился, но читал, хотя к концу просто пробегал глазами по страницам, либо просто перелистывал их.

Во-первых, все хотелось найти объяснение названию. Кто такие "Благоволительницы"? Во-вторых, держала интрига. К чему автор приведет героя?

По порядку.

Благоволительницы, как выяснилось благодаря рецензии Серея Зенкина, размещенной в самом конце 800-т страничной книги, это французское наименование Эриний, греческих богинь мщения. Они преследуют преступников, ввергая их в безумие. По легенде, Афина усмирила гнев богинь, и с тех пор их стали называть Эвмениды, то есть милостивые, благосклонные. Главного героя - Максимилиана Ауэ - как раз безумие и накрывает раз за разом. Причем, чем ближе к финалу, тем больше. С благосклонностью же Эриний к нему не совсем понятно, но, видимо, заключается она, скорей всего, в том, что после серии убийств Макс отводит от себя все подозрения и спокойно продолжает жить уже после войны. Когда он, собственно, и пишет эти воспоминания. В принципе, почти для того же: объяснить, что в том, что он совершил, мало его вины, время было такое.

«Раскаяние Ореста, или Орест, преследуемый Эриниями», 1862. С картины художника Адольфа Вильяма Бугро
«Раскаяние Ореста, или Орест, преследуемый Эриниями», 1862. С картины художника Адольфа Вильяма Бугро


(Я бы последние страниц сто совершенно спокойно из книги исключил. Уж очень переполнены они и сексуальным, и историческим безумием: герой, к примеру, кусает за нос Гитлера, когда тот награждает его.)

Что касается сюжета, то автор в одном из интервью заявил, что хотел написать книгу о Холокосте от имени палача. Восемнадцать месяцев он изучал историческую литературу, ездил по Германии и России. Книга и в самом деле выглядит как документальный роман. Настолько много в ней деталей и подробностей.

-3

Макс Ауэ - убежденный национал-социалист, безоговорочно поддерживающий политику "окончательного решения еврейского вопроса" и инспектирующий прифронтовые территории, а потом концлагеря. Он участвует в расстрелах, видит, что происходит в лагерях. Но воспринимает это как должное, отстраненно. При этом он интеллектуал, библиофил, ценитель классической музыки. И уж совсем жутко выглядят сцены, когда после посещения лагерей он вместе с другими офицерами СС спокойно рассуждает за обеденным столом о философии, литературе и музыке.
Но автору, видимо, мало было "червоточин" в характере героя. Он, по классике древнегреческих мифов, сделал его еще и геем, и кровосместителем, и матереубийцей, и убийцей друга... В общем, полный набор извращений в одном флаконе. Но смущает не только эта литературщина. У героя нет никакого раскаяния, которого так и ждёшь по итогу.

-4


Рекомендовать книгу не берусь. Не потому, что она тяжела своим материалом. Она утомительна обилием подробностей, встреч, разговоров - зачастую не дающих ничего для развития сюжета. А к концу и вовсе выглядит нелогичной, превращаясь из документальной повести в фантасмагоричный блокбакстер.

Джонатан Литтелл, фото из интернета
Джонатан Литтелл, фото из интернета

PS

Джонатан Литтелл, американец по рождению, прожил долгие годы во Франции. Роман написан на французском и получил две крупные французские премии — Гонкуровскую и Большую премию Французской академии. Хорошо говорит по-русски и знает Россию. В нашей стране работал с гуманитарной миссией. Его предки - Лидские - эмигрировали из России в Америку в конце 19 века.