Сегодня сама жизнь дала мне идею для занятий со студентами. «Как вести себя с клиентами?», - это то, чему буду уделять внимание на занятиях по деловому общению. Сейчас. Зачастую. не хватает культуры у работников в сфере обслуживания, торговли, сервиса. Пусть мои студенты будут лучше, ведь им предстоит работать с людьми, привлекать клиентов, заказчиков. И тут без вежливости, обходительности, готовности помочь не обойтись.
Что же произошло сегодня, что меня заставило внести коррективы в мои занятия со студентами?
Было я сегодня, в воскресенье в магазине одного из известных сетевых продуктовых ритейлеров. Дело было в 9 утра, магазин пустой, персонал бодр, свеж, покупателями не измучен. Я стала выбирать фарш мясной, из пяти его видов на три не было ценников. Задала вопрос товароведу, мужчине лет 35. Он нисколько не озаботился и ответил, что я могу уточнить цены на терминале штрих-кодов. Хотя отсутствие цен на товаре - это нарушение 10-й статьи закона «О защите прав потребителей».
Стала я подносить к терминалу упаковки, чтобы проверить цены. Терминал не срабатывал, пикал, а цены не показывал. Мужчина товаровед сидел у компьютера в нескольких шагах и довольно грубо мне сказал, что не надо мучить терминал. На мои слова, что терминал не срабатывает, он ничего не ответил, помогать никак не стал. Я решила не покупать фарш и с остальными покупками отправилась к кассе.
У кассы я была вторая. Тем временем подошел к кассе все тот же товаровед и стал разговаривать с девушкой кассиром, обсуждать членов их коллектива. По его словам все кобры, кроме этой девушки и еще одной. Делал он это громко, развязно, противно хохоча. Кассир разговор не поддерживала, видимо, лучше воспитана. Он даже не понимал, что она с ним не хочет говорить на такие темы, и продолжал гыгыкать. Ни родители его не воспитали, ни корпоративное обучение не исправило, а может было формальным.
Золотое правило нравственности: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Это правило первейшее в работе с людьми. Именно этому я буду учить своих студентов на занятиях по деловому общению.