Каждый год с того момента, как были введены новые форматы итоговых экзаменов в 9 и 11 классах, а это уже почти 20 лет!!!!! (первые экспериментальные экзамены проводились в начале 2000-х), я очень часто слышу от своих учеников и их родителей – Как сдать ЕГЭ/ОГЭ? Я не сдам. Там все сложно и все непонятно. ОГЭ/ЕГЭ – очень строго и т.д.
Зачастую во время подготовки к экзаменам огромное количество времени приходится тратить не на саму подготовку, а на то, чтобы успокоить ученика и привести его в состояние, когда он эмоционально стабилен и способен воспринимать и усваивать информацию.
К сожалению, часто слышу от учеников, что и в школе они постоянно находятся в атмосфере давления и общего настроя, что их умений недостаточно, что они не сдадут экзамен. Мне очень грустно это слышать, потому что от этого они только теряют уверенность в себе и ощущают полное бессилие перед этими страшными словами – ОГЭ и ЕГЭ.
У меня один вопрос – много вы знаете людей, которые не сдали ОГЭ/ЕГЭ? Я лично не знаю ни одного. Может все не так страшно, как мы привыкли считать?
Что дают нам страшилки по поводу экзаменов? Ничего, кроме стресса и напряжения. Снимите это давление и напряжение с себя и своих детей.
Узнайте больше о формате экзамена, это позволит вам взглянуть на него объективно, а не с позиции ужаса и страха, как на что-то непонятное и страшное.
1) Во-первых, любой экзамен – это возможность продемонстрировать свои знания, навыки и умения. Поэтому основная задача перед любым экзаменом – получить эти навыки, знания и умения и максимально виртуозно овладеть ими. Вот на чем должен быть фокус каждого ученика – иметь систему представлений о предмете, понимать, что с чем связано и как это можно и нужно применить в жизни.
Экзамены отличаются друг от друга лишь форматом заданий, то есть подготовка к экзамену – это тренировка выполнения определенного вида заданий для того, чтобы, получив задание на экзамене, студент не потратил бы половину времени на то, чтобы понять, что от него хотят, а сразу сосредоточился на выполнении. Самое главное - знать, какой результат вы должны показать, что от вас ждут.
Когда вы слышите вокруг себя ужастики и страшилки по поводу экзаменов, задавайте вопросы, чтобы получить конкретные ответы – Что значит строго? Почему не сдам? и т.д. Вы можете даже не дискутировать ни с кем, просто спросите себя – А почему этот человек так говорит и так считает? И вы поймете, что за этими словами часто нет ничего, там пусто 😊
А если вы хотите получить реальную информацию, которая поможет вам четко осознавать, что от вас ожидают, за что вы получаете баллы, а за что баллы снимаются, я рекомендую обратиться к первоисточнику – то есть официальному документу, на основании которого проводятся экзамены. Ознакомиться с ним можно на сайте - https://fipi.ru/ (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»).
2) Во-вторых, вспомните, что мы изучаем что-то, учимся чему-то не для того, чтобы сдать экзамен, а для того, чтобы получить систему знаний о мире, о себе, чтобы сделать свою жизнь интереснее, чтобы стать интересными самим себе и другим людям, чтобы понять, что нас привлекает, чем мы хотим заниматься.
Поэтому фокус важно держать именно на получении знаний, на своих интересах. Когда мы делаем что-то с удовольствием, эффективность повышается в разы. Добавляйте живой интерес к процессу обучения, радость от новых впечатлений, эмоций, информации. Имея знания, вы сдадите любой экзамен и ответите на любые вопросы. Навыки критического мышления помогут вам в этом.
3) Ну и в-третьих. Представим, что экзамен провален. О ужас! Уже случилось.
Просто придумайте план действий на этот случай. Подробно обсудите c ребенком/родителями, что вы будете делать, шаг за шагом. Это мгновенно принесет вам спокойствие и уверенность.
У вас есть план «Б»! Теперь можно снова вернуться к пп.1 и 2 и сместить фокус с паники, переживания и беспокойства на цели, задачи и реализацию.
А теперь, делайте свой выбор. Что для вас важно?
Всем приятного и сбалансированного учебного года!