Не секрет, что российские монархи, почитая Россию цивилизационной преемницей Византии, веками вынашивали намерение освободить от турок балканские народы и вернуть православному миру Царьград, который когда-то был его центром. Какой русский царь не мечтал снять мусульманские суры со сводов собора святой Софии и возродить в этих краях истинную веру?
Но в силу тех или иных геополитических причин нашим самодержцам так и не удалось с триумфом въехать в бывшую столицу Византии. Главная проблема - категорическое противодействие этому замыслу ведущих европейских держав. И прежде всего - Англии.
Ещё в XVIII веке Екатерина II задумала крупнейший геополитический план под названием "Греческий проект". Она намеревалась разделить Османскую империю и возродить Византийскую, возглавить которую должен был внук Константин. Всё это так и осталось проектом на бумаге.
А вот летом 1829 года русская армия под командованием Ивана Дибича во время Русско-турецкой кампании осуществила блестящий марш-бросок на Балканы и оказалась в 200 верстах от заветного Константинополя. Разгромленные турки уже панически наблюдали из Стамбула наши казачьи разъезды. В зоне Дарданелл ждала приказа о высадке десанта эскадра Гейдена из кораблей Балтийского флота. Всё говорило, что русские наконец-то возьмут Царьград без боя, чтобы потом на правах победителя диктовать османам любые условия мира.
Тем временем Европа испытывала шок. Её элита разом включила все свои дипломатические ресурсы, чтобы победа России оказалась незавршённой. Увы, Николай I так и не решился выступить против всего Старого Света. Во многом это произошло благодаря внутренним врагам России во главе с проевропейским министром иностранных дел Карлом Нессельроде.
Ещё один шанс вернуть Константинополь Николай Павлович упустил в 1853-м. После того, как русские разгромили турецкий флот в Синопском сражении, Стамбул с паническим страхом ожидал появления в Босфоре победоносной эскадры адмирала Нахимова. Но русский царь вновь не пожелал окончательно рассориться с Европой. Зато сразу началась Крымская война.
В 1878 году в результате очередной Русско-турецкой войны Александр II наконец-то освободил Балканы от турок. Казачьи разъезды уже дошли до Стамбула, однако на этот раз в Мраморном море стоял британский флот. Англия и Франция грозили России ещё одной войной. Наши император вновь не рискнул…
Наконец, Николай II в преддверии Первой Мировой войны договорился с Англией и Францией, что в случае победы Российской Империи проливы и Константинополь отойдут к России. Но разразились революции, за которыми последовал позорный Брестский мир…
Вряд ли Сталин имел цель вернуть бывшую византийскую столицу в лоно православия, но после окончания Второй Мировой войны в 1945-м он поднял вопрос о контроле над проливами и Стамбулом. А через год турки получили от Советского Союза ноту с прямым требованием по проливам. Однако и здесь Запад поддержал Стамбул, в результате чего нота была отвергнута.
Что касается нынешнего руководства России, то Владимиру Путину приписываются следующие весьма смелые слова на эту тему (Грузинское информагентство со ссылкой на ТАСС):
📌«В случае если Турция не прекратит поддерживать сирийскую ветвь Аль-Каиды (запрещена в России), я серьёзно намерен довести до конца дело, начатое последним царём Николаем II. Во время Первой мировой войны, он (царь) стремился вернуть христианам Константинополь (Стамбул) и обезопасить морской доступ к России, освободив проливы Дарданеллы и Босфор, но злая судьба помешала ему».
📌 «Мы также выступаем в защиту суверенитета Греции над Кипром, и призываем режим Турции прекратить свою десятилетнюю оккупацию этого средиземноморского острова»…
Жизнь течёт, история продолжается, а как изменится геополитическая карта мира в обозримом будущем покажет время.
#РусскаяИстория