Найти в Дзене
Ремонтные истории

Почему шлиц TORX-лучший из имеющихся на данный момент

Оглавление

Для начала давайте покопаемся в истории.

Первым на свет появился привычный всем нам прямой шлиц.

Появился он ещё в средние века. По сути единственным его плюсом является простота изготовления и как следствие-низкая стоимость. Из минусов-для работы с ним необходимо держать отвертку соосно, иначе инструмент банально соскользнёт. Грани шлица легко слизать, вдобавок из-за малого пятна контакта невозможно применить достаточный крутящий момент.

Крестообразный шлиц(PH).

был изобретён в 30-х годах 20-го века компанией Phillips. Это являлось настоящий прорывом и несомненно поспособствовало развитию всей промышленности, так как появилась возможность применять гораздо больший момент к крепежу. Но и этот шлиц не лишён недостатков. Стенки шлица, суженные к верху необходимы для выталкивания инструмента, при достижении предельного момента, но также из-за этого создаётся дополнительная сила, способствующая быстрому износу шлица. В 60-х годах он был доработан, получил название PZ(Pozidriv). Прорези стали не трапециевидной, а прямоугольной формы, что позволило снизить силы выталкивания, но проблема срыва граней всё также никуда не делась. Тут стоит отметить, что шлицы Phillips и PZ не взаимозаменяемые, то есть нельзя крутить крепёж PH отверткой PZ и обратно, иначе шлицы будут повреждены.

-2

Шестигранный шлиц.

был придуман компанией «Bauer & Schaurte» в Германии в 1936 году. Такой тип шлица по сравнению с крестообразным повзолил увеличить крутящий момент примерно в 10 раз. Шлиц имеет неплохие показатели, но по моменту срыва проигрывает следующему типу шлицов.

-3

TORX.

Самый совершенный из имеющихся шлицов. При его использование можно применить гораздо большие усилия без риска сорвать грани. Увидительно, но из-за своей формы момента срыва у данного вида шлицов выше чем у шестигранника.
Он был разработан компанией Textron в 1967 году. Шлиц также позволяет без проблем откручивать и закручивать крепёж множество раз без слизывания.

К конце статьи хотелось бы привести примеры грамотного и неграмотного выбора крепежа. В автомобиле Renault Logan 1-го поколения при замене воздушного фильтра необходимо открутить несколько болтов формы PH. Когда у автомобиля значительный пробег, могут возникнуть сложности с заменой фильтра, так грани уже значительно слизаны. Также при повреждении шлицов момент затяжки может оказаться недостаточным и воздух будет подсасываться извне. На Logan второго поколения корпус воздушного фильтра изменили, оставив две защёлки снизу и поменяв тип шлица с PH на TORX, что сделало его более долговечным.

На фото видны 5 болтов типа PH. Такие ставили на первый логан в рестайлинге и дорестайлинге.
На фото видны 5 болтов типа PH. Такие ставили на первый логан в рестайлинге и дорестайлинге.

Спасибо за прочтение статьи. Знаю, что есть ещё множество видов шлицов, но рассказывать про каждый не вижу смысла. Решил рассказать только про те, которыми мы чаще всего пользуемся.