Найти в Дзене

Лучшие балеты: «Кармен-Сюита»

Общие сведения Кармен-Сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен», написанной в 1875 году, оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным в 1967 году. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо. Появление этого балета стало значительным событием в советском (российском) балете середины XX века. Предыстория В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет. Великая балерина Майя Плисецкая убедила министра культуры Екатерину Фурцеву пригласить кубинского балетмейстера Альберто Алонсо для постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Фурцева помогла организовать это событие, ссылаясь на то, что это «может укрепить советско-кубинскую дружбу». Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки, не поспевали мастер
Оглавление
Начало
Начало

Общие сведения

Кармен-Сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен», написанной в 1875 году, оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным в 1967 году. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.

Появление этого балета стало значительным событием в советском (российском) балете середины XX века.

Проспер Мериме (1803 — 1870)
Проспер Мериме (1803 — 1870)

Предыстория

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет. Великая балерина Майя Плисецкая убедила министра культуры Екатерину Фурцеву пригласить кубинского балетмейстера Альберто Алонсо для постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Фурцева помогла организовать это событие, ссылаясь на то, что это «может укрепить советско-кубинскую дружбу».

 Кубинский балетмейстер Альберто Алонсо
Кубинский балетмейстер Альберто Алонсо

Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки, не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной спешке.

Министр Культуры в 1960 — 1974 гг. Екатерина Алексеевна Фурцева (1910 — 1974)
Министр Культуры в 1960 — 1974 гг. Екатерина Алексеевна Фурцева (1910 — 1974)

Музыка к балету

Долго искали композитора, который бы взялся за музыку к балету. Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. С той же просьбой она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ. Кто-то подкинул ей гениальную идею: обратиться к её мужу, Родиону Щедрину, также композитору.

Композитор Родион Щедрин
Композитор Родион Щедрин

Альберто Алонсо настаивал на том, чтобы это была новая транскрипция знаменитой оперы «Кармен» Жоржа Бизе, причем, по его словам, музыка «нужна была уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Партитуре Щедрина особый характер придавали ударные инструменты, различные барабаны и колокола. Интересно также отсутствие партий духовых инструментов.

Жорж Бизе (1838 — 1875)
Жорж Бизе (1838 — 1875)

Премьера

Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая). 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете (Кармен — Алисия Алонсо, жена брата Альберто Алонсо).

Майя Плисецкая (1925 — 2015) в роли Кармен
Майя Плисецкая (1925 — 2015) в роли Кармен

Содержание

В центре сорокаминутного балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).

 Сцена из спектакля (постановка Приморской сцены Мариинского театра)
Сцена из спектакля (постановка Приморской сцены Мариинского театра)

Балет практически сразу стал «визитной карточкой» Майи Плисецкой. Надо сказать, что путь к сердцу зрителя этот балет преодолел не сразу. После первого показа отзывы о спектакле можно перефразировать что-то вроде "порнография вместо хореографии".

Министра культуры Е. А. Фурцеву, которая была на премьере, балет откровенно возмутил.

Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать. Е. А. Фурцева после премьеры

По ее приказу второй показ «Кармен-Сюиты» (назначенный на вечер того же дня в составе «вечера одноактных балетов») отменяют, но снова разрешают, потому что уже заказан банкет. В связи с этим последовало указание от министерства культуры: а) надеть юбку и б) "убрать секс". После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки», Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот раз по всему миру.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Плисецкая же к своей репутации "главного орнитолога" (видимо, потому что танцевала "лебедей" в "Лебедином озере") прибавила репутацию "чертовой девки". А у самого Щедрина после выхода в свет Кармен-Сюиты острая на язык молва "сменила фамилию": теперь у него она стала двойная — Бизе-Щедрин. Видимо, шла отсылка к нашему классику от литературы М. Е. Салтыкову-Щедрину.

А если серьезно, то хореография балета была очень новаторской. Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание.

#кармен #балет #карменсюита #кармен-сюита #щедрин #плисецкая #мариинскийтеатр #бизе #жоржбизе #майяплисецкая