✅ ВИДЫ НИФАКА (ЛИЦЕМЕРИЯ)
Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал:
"Есть два вида лицемерия:
Первый вид это проявление лицемерия в вере (идейное лицемерие), что является большим лицемерием, когда лицемер выставляет напоказ свою приверженность исламу и скрывает неверие. Такое лицемерие полностью ставит человека вне религии, и он оказывается в нижнем слое адского огня. ...
Существует шесть видов подобного лицемерия:
1 - Возводить ложь на Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
2 - Возводить ложь на часть из того, с чем пришел Посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
3 - Ненавидеть Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
4 - Ненавидеть часть из того, что принес с собой Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
5 - Радоваться спаду религии Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
6 - Не желать победы для религии Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Вторым видом лицемерия является лицемерие действием (деятельное лицемерие), когда человек совершает дела лицемеров, сохраняя в своем сердце веру, что не ставит его вне религии, но может оказаться средством этого и привести к подобному. В таком человеке есть и вера, и лицемерие, но если последнее умножится, он может стать из-за этого лицемером в полном смысле этого слова, на что указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Истинным (полным) лицемером является тот, кто
объединил в себе четыре качества, а тот, кто содержит в себе хотя бы одно из них, тот содержит в себе одно качество лицемерия, пока не избавится от этого качества: это тот, кто предает, когда ему доверяются, и лжет, когда о чем-либо рассказывает, и поступает вероломно, когда заключает договор с кем-либо, и переходит все границы, когда с кем-либо ссорится"
(Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
Различия между большим и малым лицемерием:
1 - Большое лицемерие в отличие от малого ставит человека вне религии.
2 - Большое лицемерие является противоречием между тайным и явным в области веры и убеждения, в то время как малое лицемерие является противоречием между тайным и явным в совершении дел, но не распространяется на область веры.
3 - Большое лицемерие не исходит ни от кого из правоверных, в то время как лицемерие малое может исходить от правоверного.
4 - В большинстве случаев впавшие в большое лицемерие не раскаиваются, а если даже кто-либо и раскается, то разошлись мнения учёных в том, что раскаяние его будет принято у судьи , в то время как впавший в малое лицемерие может покаяться перед Аллахом и его покаяние будет принято".
"Китаб таухид" шейха аль-Фаузана, стр. 18-20