А. Дмитриев. Столетие Пермской Гимназии 1866 (Из газеты „Волжский Вестник“ за 1886-й год)
2-го сентября 1886 года истекает столетие со дня открытия в г. Перми перваго средняго учебнаго заведения, которое до шестидесятых годов нашего века было единственным разсадником общаго светскаго образования в обширной Пермской губернии. Мы говорим о пермской мужской гимназии, из стен которой в течении столетия вышли многия сотни полезных людей, подвизавшихся и теперь подвизающихся на всевозможных поприщах государственнаго и общественнаго служения, на всем пространстве громадной территории нашего отечества. Несомненно однако, что большая часть этих людей жили и теперь живут в пределах камско-волжскаго и уральскаго края, для котораго и не мешает напомнить о местном празднике, приходящемся на 22 сентября текущаго года.
— 2 —
Не слишком часто приходится нам праздновать столь достопамятные в в местной истории дни, которые, поэтому, и должны быть дороги, священны в глазах каждаго, кто умеет ценить просвещение, как залог прогресса, как источник духовнаго совершенствования человека.
бстоятельства, при которых последовало открытие в г. Перми перваго средняго учебнаго заведения, были более или менее общи для всей тогдашней России. Знаменательную эпоху в истории русскаго просвещения переживало тогда наше общество. Просветительныя идеи Запада, обильным потоком шедшия к нам в то время, нашли себе сочувствие в сердце образованнейшей русской Императрицы, стоявшей во главе того умственнаго движения, которое охватило тогда русское общество в его лучших представителях.
Как ни смотреть на „век Екатерины", отрицательныя стороны котораго в настоящее время уже всем известны, но никогда раньше русская литература не делала таких практических успехов, не будила так сильно нашего самосознания, как в «век Екатерины». Школьный вопрос, вопрос о воспитании и образовании русскаго юношества, конечно, занял в
— 3 —
этой литературе подобающее ему место. Он сделался предметом обсуждения в тогдашних журналах, а осуществление его — предметом особенных забот просвещенной Государыни и ея главных помощников в этом деле, каковы Бецкий, граф Завадовский и Янкович-де-Мириево.
От слова правительство не замедлило перейти к делу, и в 1782 г. в Петербурге возникает «коммиссия об учреждении народных училищ», под председательством графа П. В. Завидовскаго. „Редкая, когда-либо существовавшая у нас, коммиссия столько трудилась и принесла столько благодетельных плодов для русскаго народа“,— справедливо замечает Н. А. Ѳирсов. „В течение четырех лет эта коммиссия, пользуясь умом и трудолюбием помощника своего, Янковича, открыла средства приготовить и приготовила учителей, составила новую методу обучения, издала учебныя книги... и наконец, составила устав народных училищ" *). Как известно, этот первый школьный устав, Высочайше утвержденный 5 августа 1786 г., вводил у нас школы двух типов:
-------------------------
*) Ѳирсов: „Открытие народных училищ в Пермской губернии“. „Пермский Сборник". М. 1859 г. Т. И-й, стр. 155.
— 4 —
„главныя народныя училища", с 4-х-летним курсом в губернских городах, и „малыя народныя училища", с 2-х-летним курсом — в уездных.
При учреждении главнаго народнаго училища в 1786 г., город Пермь представлял собою небольшое поселение, еще не успевшее обстроиться, имевшее не более 4000 жителей *). Возникнув в 1781 году, по воле Екатерины ИI-й и по представлению казанскаго губернатора, князя Пл. Сл. Мещерскаго, из небольшаго Егошихинскаго казеннаго
завода, Пермь сделалась главным городом обширной Пермской губернии, вверенной управлению генерал-губернатора Пермскаго и Тобольскаго, Е. П. Кашкина, одного из видных провинциальных деятелей своего времени **).
Этот просвещенный администратор одной из первых нужд только что возникшаго города считал заведение школы, которая первоначально и была открыта в 1783 г. под именем „Российской градской пермской школа“. Она была подчинена приказу общественнаго призрения, имела одного учи-
------------------
*) Дмитриев: „Из истории города Перми". “Пермския Губернския Ведомости“, 1886 года № 23-й.
**) Там же. „Пермск. Губер. Ведом.“, 1886 г. 11, 12 и следующие.
— 5 —
теля и своеобразную организацию, которая отличала ее от малых народных училищ, возникших впоследствии. Это и была первая элементарная школа города Перми, закрытая в 1786 г., с основанием новаго училища *).
С изданием перваго школьнаго устава 5 августа 1786 г., коммиссией народных училищ решено было, между прочими 25-ю губернскими городами, открыть и во вновь основанном городе Перми главное народное училище. По этому поводу между гр. Завидовским и генерал-губернатором Е. П. Кашкиным завязалась поучительная переписка, свидетельствующая о том, какой любовью к образованию отличались оба эти лица **). Во всех 25 городах открытие главных народных училищ назначено было на 22 сентября 1786 г., день коронования Екатерины II. С подобающей случаю торжественностью совершилось это открытие и в городе Перми ***).
ак возник первый в Приуралье разсадник общаго средняго образова-
-----------------
*) Там же. „Перм. Губ. Вед.“ 1886 г. № 30.
*) Переписка приведена в приложении к указанной статье Ѳирсова в Пермском Сборнике.
**) Церемония открытия описана там же.
— 6 —
ния. Проследим теперь вкратце судьбы этого училища по сохранившимся данным.
своем постепенном развитии, пермское училище, именуемое теперь „классической гимназией", прошло те же фазы, как и другия, одновременно возникшия, учебныя заведения этой категории, за немногими исключениями (в Западном крае). Историю пермской гимназии должно разделить на четыре главные периода:
I-й период — главное пермское народное училище — с 22 сентября 1786 г. по 29 июня 1808 года. За это время действовал устав 5 августа года, с подчинением училища „коммиссии об учреждении народных училищ" в Петербурге, и по делам хозяйственным — приказу общественнаго призрения в г. Перми.
II-й период — пермская губернская 4-х классная гимназия — с 29 июня 1808 г. по август 1835 года. За это время действовал второй устав 5-го ноября 1804 года, а
— 7 —
имназия подчинялась казанскому университету.
ИIИ-й период — пермская губернская 7-ми классная гимназия — с 1835 по 1865 год. Действовал третий устав 8 декабря 1828 г., с подчинением гимназии попечителям казанскаго учебнаго округа.
IV-й период — пермская классическая гимназия — с 1865 г. по настоящее время. За это время действовал четвертый устав 19 ноября 1864 года, дополненный 30 июля 1871 года.
Последний период должно подразделить на две половины:
1) С 1865—667 учебнаго года по 1871—72-й, гимназия была о семи классах, с одним латинским языком.
2) С 1871—72 г. по настоящее время — с восьмилетним курсом, двумя древними языками и институтом классных наставников.
В 1875 году Пермская губерния, а с ней и гимназия, из ведомства попечителя казанскаго учебнаго округа
— 8 —
перешла в состав вновь образованнаго оренбургскаго учебнаго округа.
Первоначальное главное пермское училище помещалось в особом деревянном доме по Покровской улице, но 28 мая 1795 г. был заложен новый каменный дом для училища на Сибирской улице, куда училище и было переведено в 1797 г. Это прекрасное здание сгорело в страшный пожар 14 сентября 1842 г., после чего директор гимназии И. Ф. Грацинский озаботился постройкой на том месте нынешняго помещения для гимназии. В 1851 г. был окончен постройкой наружный корпус, выходящий на Сибирскую улицу, а к 1862 году был выстроен и задний корпус, с помещением для церкви и пансиона. Пансион основан тем же директором И. Ф. Грацинским в 1848 г. и помещался сначала на наемной квартире, также по Сибирской улице. По окончании постройки в 1862 г., он переведен был в нынешнее помещение, одновременно с освящением церкви *).
--------------------
*) Рукописная „историческая заметка пермской гимназии“ — в делах канцелярии директора.
— 9 —
В сооружении упомянутых зданий участвовали материальными средствами: приказ общественнаго призрения, городское общество и частные благотворители. Генерал-губернаторы Е. П. Кашкин и А. А. Волков своими настояниями весьма много содействовали главному народному училищу в материальном отношении. Нынешнее же помещение гимназии построено на средства министерства народнаго просвещения, но не мало обязано также своим окончательным устройством когда-то ревностной деятельности бывшаго директора И. Ф. Грацинскаго, обладавшаго редким умением привлекать к нуждам гимназии сочувствие местнаго и иногородних обществ.
Число учащихся в пермской гимназии за все столетие — по местным документам проследить нельзя, так как архив гимназии сильно пострадал в 1842 г. от пожара (тогда же сгорела значительная часть богатой фундаментальной библиотеки гимназии). Лишь за некоторые годы мы можем привести точныя цифры. В уцелевших от пожара делах можно было найти только следующия статистическия данныя **);
-------------------
*) Они безпорядочно разбросаны в разных местах упомянутой выше рукописной «исторической записки о пермской гимназии", весьма неумело составленной.
— 10 —
При открытии главнаго народнаго училища, в него поступило из прежней элементарной „российской градской школы" 42 ученика.
В 1786 г. было — 42 учен.
1787 —— — 100 -
1805 —— — 123 -
1818 —— — 21 -
1820 — — — 25 -
1821 — — — 28 -
1822 — — — 38 -
1823 — — — 29 -
1824 — — — 30 -
1825 —— — 38 -
1828 —— — 36 -
1831 — — — 42-
1832 — — — 45 -
1833 — — — 41 -
1838 — — — 102 -
1839 — — — 121 -
1842 —— — 104 -
Лишь с 1850-х годов число учащихся начинает рости довольно быстро.
Не приводя дальнейших цифр, которыя с 1842 г. (после пожара) все сохранились в делах гимназическаго архива, укажем только на то, что в 1855 г. всех учеников гимназии было 170 чел., а в 1863 г. число это поднялось уже до 228 чел., не смотря на последовавшее в 1861 г. открытие екатеринбургской мужской гимназии в той же Пермской губернии.
— 11 —
Причин колебания цифры учащихся в разное время было много. Одне из них были общия, обусловливаемыя характером или духом времени, отношением самаго русскаго общества к делу образования, требованиями школьнаго устава и т. д.; другия — частныя, вытекавшия из постановки учебно-воспитательнаго дела в самой школе. Нельзя, безпристрастно разсуждая, сказать, чтобы за первое полустолетие существования пермская гимназия преуспевала и была чужда недостатков, парализовавших доверие к ней местнаго общества. Впрочем, эти недостатки не составляли в то время принадлежности одной пермской гимназии: самая учебно-воспитательная система, усвоенная после Екатерины II, изобиловала ими. Вообще же, как всякой другой школе, пермской гимназии в течении столетия приходилось переживать и тяжелыя, и светлыя времена, и доселе памятныя ея старым питомцам.
Назовем теперь всех директоров гимназии за целое столетие, инспекторов за последния 50 лет и перечислим имена бывших преподавателей и воспитанников пермской гимназии, почему-либо оставивших по себе особенную память. Очень возможно, что в нашем перечне окажутся пробелы,
— 12 —
так как архив гимназии, как сказано, далеко не весь сохранен, и в наших руках нет полнаго списка не только учившихся, но и служивших в гимназии лид.
Директорами гимназии последовательно состояли:
1) Христиан Михаэлис Геринг, доктор философии, директор главнаго народнаго училища за все, кажется, время существования последняго (1786—1808 гг.). Он же был в Перми лютеранским пастором.
2) Никита Саввич Попов (1808— 1829), директор гимназии, для своего времени весьма сведущий человек, но плохой педагог. Он составил капитальный труд: „Хозяйственное описание Пермской губернии“ (Пермь. 1801 года, 2 т.).
3) Василий Осипович Грибовский, исправлял должность директора между 1829—1832 гг.
4) Василий Ионович Антропов, (1832—1836). После был окружным инспектором казанскаго учебнаго округа.
5) Петр Михайлович Василев (1836—1843). Был адъюнктом в казанском университете по кафедре архитектуры. При нем Пермскую гимназию истребил пожар в 1842 году, вместе с значительной частью города.
6) Ясон Петрович Евтропов уп-
— 13 —
равлял гимназией только один год (с 1843 по 1844 г.).
7) Иван Флорович Грацинский управлял гимназиею непрерывно в течение 40 лет. Кончил курс кандидатом словеснаго факультета в казанском университете в 1823 г. Первое время он читал в университете географию и логику, потом назначен инспектором симбирской гимназии, откуда переведен директором в пермскую, на каковой должности состоял с 29 июня 1844 г. по 1 января 1884 г. Пермская гимназия много обязана ему в отношении материальнаго обезпечения, как сказано об этом выше. В настоящее время И. Ф. Грацинский состоит в чине тайнаго советника, имеет Владимира 2-й степени и звание пожизненнаго почетнаго члена пермской гимназии. Всей службы его в учебном ведомстве было 61 год.
8) Яков Иванович Алфионов — с 1884 г. по настоящее время. Магистр казанской духовной академии, автор сочинения: „Император Юлиан“. (Казань. 1877 г.).
Порядок инспекторов пермской гимназии мы можем указать только за последнее полустолетие. О первых инспекторах не осталось точных сведений в архиве гимназии.
— 14 —
1) Евтропов, Ясон Петрович (1832—1836), после бывший директором той же пермской гимназии.
2) Лопатин был инспектором, если не ошибаемся, с перевода Евтропова в Нижний-Новгород, т. е. с 1836 г. по 1846 год.
3) Гонусович (1846—1850).
4) Штейн (1850—1856).
5) Крупенин, Александр Дмитриевич (1856—1861). С открытием гимназии в Екатеринбурге, был назначен первым ея директором.
6) Залежский, Андрей Александрович (1861—1867), кандидат казанскаго университета. После был окружным инспектором казанскаго учебнаго округа и директором пермскаго реальнаго училища.
7) Островский, Дмитрий Петрович (1867—1869), впоследствии директор 3 казанской гимназии, а до инспекторства — учитель пермской же гимназии. Одно время служил правителем канцелярии казанскаго попечителя.
8) Кубли, Яков Иванович (1869— 1870), до инспекторства служил в Ярославле, а с 1870 г. в Казани и Елабуге.
9) Соловьев, Василий Львович (1870—1875); до 1870 г. долго преподавал в пермской гимназии словесность. После 1875 г. был директором екате-
— 15 —
ринбургской и кишиневской гимназий.
10) Фронцкевич, Болеслав Игнатьевич (1875—1881), кандидат университета св. Владимира, до 1875 г. преподавал в пермской гимназии латинский язык.
11) Боголюбов, Василий Александрович (1881—1884), ныне директор саратовской гимназии.
12) Дроздов, Сергей Яковлевич (с 1884 доныне), воспитанник с.-петербургскаго историко-филологическаго института.
Из бывших преподавателей пермской гимназии упомянем следующих.
При открытии главнаго народнаго училища в Перми, первым его директором, как мы уже знаем, был определен местный пастор, доктор философии X. М. Геринг. Первые же учителя были присланы в Пермь из Петербурга, по распоряжению коммиссии об учреждении народных училищ, при особом отношении гр. Завидовскаго на имя генерал-губернатора Кашкина *). Все они вышли из школы Янковича-де-Мириево и были распределены по классам и предметам так:
------------------
*) Это отношение от 16-го августа 1786 г., за № 113-м, напечатано в приложениях к упомянутой выше статье Н. Ф. Ѳирсова в „Пермском Сборнике".
— 16 —
1) Петр Назаретский в 3 и 4-м классах преподавал: арифметику, геометрию, механику, архитектуру, физику, языки латинский и русский и рисование.
2) Никита Попов — естественную историю, географию и всеобщую историю (вероятно, вместе с русской). В 1808 г. он был назначен директором пермской гимназии (см. выше).
3) Михаил Гречановский — преподавал все науки во 2-м классе, включая латинский язык, и в 3-м — пространный катихизис и изъяснение евангелий.
4) Алексей Хренов — все науки 1-го класса, включая латинский язык.
5) Прапорщик Кирпичников был приглашен, сверх назначенных от коммиссии учителей, преподавать рисование.
Таковы были первые пионеры учебно-воспитательнаго дела в пермской гимназии. Из позднейших учителей упомянем нескольких.
6) Ѳеонов, Василий Тихонович, yчeник казанскаго университета и преподаватель логики и риторики в пермской гимназии в двадцатых годах. Оставил по себе память в высшей степени прямого и несомненно талантливаго человека. В свое время он был недурным поэтом-сатириком.
— 17 —
Стихотворения свои он помещал в казанском издании „Заволжский Муравей“ и в „Вестнике Европы“. Они были направлены против высшей местной администрации и духовенства. Наиболее резкия сатиры ходили в рукописях.
7) Мельников, Павел Иванович — известный всей России, «Андрей Печерский», талантливый беллетрист и этнограф, известный знаток раскола. Он преподавал в пермской гимназии историю в 1837 г. и очень скоро перешел на службу в Нижний.
8) Прядильщиков, Ѳедор Афанасьевич, кандидат казанскаго университета, преподаватель словесности в пермской гимназии с 1835 по 1845 г., а затем инспектор и директор томской гимназии. Оставил по себе память очень знающаго и гуманнаго педагога и знатока-любителя пермской старины. Он был автором «Летописи губернскаго города Перми с 1781-1844 г.».
9) Крупенин, Александр Дмитриевич, преподавал историю в пермской гимназии с 1839 по 1850 г., потом был инспектором той же гимназии и директором екатеринбургской. В свое время был лучшим преподавателем гимназии, славился, как знаток русской истории и, в частности, истории
— 18 —
пермскаго края. В «Пермском Сборнике» напечатана в высшей степени дельная его статья: «Исторический очерк заселения и цивилизации Пермскаго края».
10) Мухачев, Егор Петрович, преподаватель математики в 1862—63 гг., автор нескольких статей о г. Перми в местных губернских ведомостях и журнале министерства внутренних дел.
11) Фирсов, Николай Алексеевич, преподаватель истории с 1855 по 1860 г., ныне профессор русской истории в казанском университете, автор многих статей о Пермском крае и двух диссертаций об инородцах северо-восточной России.
12) Предтеченский, Яков Иванович, преподаватель латинскаго языка в пермской гимназии с 1856—1870 г, затем инспектор оренбургской и директор екатеринбургской, в которой трагически кончил свою жизнь от руки воспитанника. Оставил память очень сведущаго, но строгаго учителя. В „Пермском Сборнике“ напечатана его превосходная статья „О свадебных обрядах Чердыни".
13) Орлов, Александр Петрович, преподаватель математики в пермской гимназии с 1861 по 1868 г., потом инспектором иркутской гимназии, а
— 19 —
ныне директор казанскаго реальнаго училища. Член разных ученых обществ и автор многих трудов по математике, физике, геологии, этнографии и т. д.
14) Воробьев, Николай Александрович, преподавал в пермской гимназии историю и латинский язык в 1867—71 гг. и оставил по себе во всех учениках самое светлое воспоминание, как сведущий, справедливый и гуманнейший педагог и прекрасный человек.
15) Левандовский, Флориан Максимилианович, в 1870—71 г. преподавал латинский язык в пермской гимназии, а раньше — педагогику в казанском университете. Это был один из наиболее образованных преподавателей, превосходный знаток педагогики, автор многих педагогических статей.
16) Грузинцев, Алексей Петрович, в 1874—75 г. преподаватель математики в пермской гимназии, а ныне профессор в харьковском университете.
17) Попов, Владимир Евгеньевич, до 1884 г. преподавал русский язык в пермской гимназии. Воспитанник с.-петербургской духовной академии, он избрал своей специальностью философию и педагогику, состоит сотрудником некоторых педагогических жур-
— 20 —
налов и справедливо считается знатоком педагогическаго дела. В 1885 г. издал курс педагогики для женских гимназий. Ныне инспектор народных училищ в Пермской губернии.
Боимся, что мы утомили внимание читателя этим перечнем, но справедливость требует воздать каждому по заслугам. Перечислим теперь имена наиболее выдающихся из воспитанников пермской гимназии и попросим у читателя еще некотораго терпения.
1) Мерзляков, Алексей Ѳедорович (жил между 1788—1830 гг.). Оп был уроженец гор. Далматова, Пермской губ.; сначала учился в главном народном училище в Перми до 1793 года и, следовательно, был в числе первых его питомцев; потом продолжал образование в Москве, где и сделался профессором университета по кафедре «российскаго красноречия и поэзии». Эта профессорская и литературная деятельность доставила ему в свое время всеобщую известность в России и увековечила его имя в истории русскаго просвещения.
2) Березин, Илья Николаевич, ныне профессор петербургскаго университета, известный ориенталист и издатель огромнаго «Энциклопедическаго Словаря».
— 21 —
3) Киттары, Модест Яковлевич, кончил курс сначала в пермской гимназии в 1830-х годах, а затем в казанском университете, получив степень доктора естественных наук и технологии. Был профессором технологии в казанском и московском университетах, но одновременно с этим занимал много и других должностей, был членом разных ученых обществ, сотрудником очень многих ученых изданий и редактором некоторых из них. В то же время это был один из очень видных общественных деятелей, как в Москве, так и в Казани.
4) Чупин, Наркиз Koнcтaнтинович, ученик пермской гимназии и затем казанскаго университета, снискавший себе славу превосходнаго знатока Уральскаго края в самых разнообразных отношениях. Множество статей его об этом крае помещено было в местных пермских изданиях, так как большую часть жизни он провел в Екатеринбурге, состоя директором горнаго училища и всегда ведя жизнь ученаго затворника. Венцом его трудов по изучению роднаго Уральскаго края служит „Географический и статистический словарь Пермской губернии“, к сожалению, оставшийся неоконченным, за смертью автора, последовавшей в 1882 году.
— 22 —
5) Смышляев, Дмитрий Дмитриевич — другой достойный изследователь и знаток Пермскаго края и очень видный общественный деятель. Он был несколько трехлетий первым председателем пермской губернской земской управы — известным пионером в многосложном земском деле, а в настоящее время состоит членом православнаго палестинскаго общества, по делам котораго и сейчас живет в Иерусалиме. Ученые труды его по изследованию Пермскаго края многочисленны. Здесь мы отметим только прекрасное издание его „Пермский Сборник" (том I и II-й. Москва, 1859 и 1860 гг.) и чрезвычайно полезный для изучающих Пермский край его кропотливый труд: «Источники и пособия для изучения Пермскаго края» (Пермь, 1876 г.). Кроме того, любимую область изучения Д. Д. Смышляева всегда составлял православный Восток и в особенности Палестина, о которых он написал уже несколько сочинении и сверх того перевел известныя „Еврейския древности" Мунка *).
6) Муллов, Павел Андреевич, ученик пермской гимназии и казанскаго
-------------------
*) Мы остановились подробнее на этих двух личностях, как посвятивших свою деятельность Пермскому краю.
Авт.
— 23 —
университета, на юридическом факультете котораго и читал одно время лекции. Переехав затем в Петербург, он долго участвовал в редакциях .„Журнала министерства юстиции“ и „Юридическаго Вестника“, занимал разныя должности в министерстве и был затем товарищем прокурора кассационнаго департамента сената.
7) Вицин, Александр Иванович, ученик пермской гимназии, а впоследствии профессор с.-петербургскаго университета.
8) Хомяков, Михаил Аристархович, ныне известный в Казани профессор медицинскаго факультета.
9) Суворов, Ѳедор Матвеевич, известный профессор физико-математическаго факультета казанскаго университета.
10) Дохман, Александр Михайлович, ныне приват-доцент казанскаго университета по кафедре нервных болезней, доктор медицины.
11) Крылов, Порфирий Никитич, не кончивши курса пермской гимназии, продолжал образование на фармацевтическом отделении медицинскаго факультета в Казани и снискал себе известность между учеными ботаниками. Заведывал казанским ботаническим садом, а теперь, если не оши-
— 24 —
баемся, получил назначение в возникающий томский университет.
Приветствуя пермскую гимназию со вступлением во второе столетие, и желая ей преуспеяния, мы кончаем теперь перечень бывших питомцев этой гимназии, сникавших себе известность на разных поприщах деятельности. Мы уверены, что в этом списке окажутся пробелы; но едва-ли вся вина в этом случае должна падать на нас: как мы уже сказали выше, в наших руках не могло быть полнаго списка бывших учеников пермской гимназии; мы привели немногия имена отчасти по указанию Д. Д. Смышляева в одной из его статей, отчасти по личным воспоминаниям и разспросам старейших учеников гимназии. Будем поэтому благодарны за всякое указание, могущее дополнить наш список, а теперь позволяем себе думать, что и тем, что сказано выше, мы с своей стороны отдали посильную дань уважения дню, который должен быть памятен в истории просвещения Уральских окраин нашего отечества. Мы наметили здесь только схему для более подробнаго историческаго обозрения пермской гимназии, которое не могло иметь места в газетной статье и может составлять только pium desiderium в будущем.
А. Дмитриев.А. Дмитріевъ. Столѣтіе Пермской Гимназіи 1866 (Изъ газеты „Волжскій Вѣстникъ“ за 1886-й годъ)
2-го сентября 1886 года истекаетъ столѣтіе со дня открытія въ г. Перми перваго средняго учебнаго заведенія, которое до шестидесятыхъ годовъ нашего вѣка было единственнымъ разсадникомъ общаго свѣтскаго образованія въ обширной Пермской губерніи. Мы говоримъ о пермской мужской гимназіи, изъ стѣнъ которой въ теченіи столѣтія вышли многія сотни полезныхъ людей, подвизавшихся и теперь подвизающихся на всевозможныхъ поприщахъ государственнаго и общественнаго служенія, на всемъ пространствѣ громадной территоріи нашего отечества. Несомнѣнно однако, что большая часть этихъ людей жили и теперь живутъ въ предѣлахъ камско-волжскаго и уральскаго края, для котораго и не мѣшаетъ напомнить о мѣстномъ праздникѣ, приходящемся на 22 сентября текущаго года.
— 2 —
Не слишкомъ часто приходится намъ праздновать столь достопамятные въ въ мѣстной исторіи дни, которые, поэтому, и должны быть дороги, священны въ глазахъ каждаго, кто умѣетъ цѣнить просвѣщеніе, какъ залогъ прогресса, какъ источникъ духовнаго совершенствованія человѣка.
бстоятельства, при которыхъ послѣдовало открытіе въ г. Перми перваго средняго учебнаго заведенія, были болѣе или менѣе общи для всей тогдашней Россіи. Знаменательную эпоху въ исторіи русскаго просвѣщенія переживало тогда наше общество. Просвѣтительныя идеи Запада, обильнымъ потокомъ шедшія къ намъ въ то время, нашли себѣ сочувствіе въ сердцѣ образованнѣйшей русской Императрицы, стоявшей во главѣ того умственнаго движенія, которое охватило тогда русское общество въ его лучшихъ представителяхъ.
Какъ ни смотрѣть на „вѣкъ Екатерины", отрицательныя стороны котораго въ настоящее время уже всѣмъ извѣстны, но никогда раньше русская литература не дѣлала такихъ практическихъ успѣховъ, не будила такъ сильно нашего самосознанія, какъ въ «вѣкъ Екатерины». Школьный вопросъ, вопросъ о воспитаніи и образованіи русскаго юношества, конечно, занялъ въ
— 3 —
этой литературѣ подобающее ему мѣсто. Онъ сдѣлался предметомъ обсужденія въ тогдашнихъ журналахъ, а осуществленіе его — предметомъ особенныхъ заботъ просвѣщенной Государыни и ея главныхъ помощниковъ въ этомъ дѣлѣ, каковы Бецкій, графъ Завадовскій и Янковичъ-де-Миріево.
Отъ слова правительство не замедлило перейти къ дѣлу, и въ 1782 г. въ Петербургѣ возникаетъ «коммиссія объ учрежденіи народныхъ училищъ», подъ предсѣдательствомъ графа П. В. Завидовскаго. „Рѣдкая, когда-либо существовавшая у насъ, коммиссія столько трудилась и принесла столько благодѣтельныхъ плодовъ для русскаго народа“,— справедливо замѣчаетъ Н. А. Ѳирсовъ. „Въ теченіе четырехъ лѣтъ эта коммиссія, пользуясь умомъ и трудолюбіемъ помощника своего, Янковича, открыла средства приготовить и приготовила учителей, составила новую методу обученія, издала учебныя книги... и наконецъ, составила уставъ народныхъ училищъ" *). Какъ извѣстно, этотъ первый школьный уставъ, Высочайше утвержденный 5 августа 1786 г., вводилъ у насъ школы двухъ типовъ:
-------------------------
*) Ѳирсовъ: „Открытіе народныхъ училищъ въ Пермской губерніи“. „Пермскій Сборникъ". М. 1859 г. Т. І-й, стр. 155.
— 4 —
„главныя народныя училища", съ 4-хъ-лѣтнимъ курсомъ въ губернскихъ городахъ, и „малыя народныя училища", съ 2-хъ-лѣтнимъ курсомъ — въ уѣздныхъ.
При учрежденіи главнаго народнаго училища въ 1786 г., городъ Пермь представлялъ собою небольшое поселеніе, еще не успѣвшее обстроиться, имѣвшее не болѣе 4000 жителей *). Возникнувъ въ 1781 году, по волѣ Екатерины ІI-й и по представленію казанскаго губернатора, князя Пл. Сл. Мещерскаго, изъ небольшаго Егошихинскаго казеннаго
завода, Пермь сдѣлалась главнымъ городомъ обширной Пермской губерніи, ввѣренной управленію генералъ-губернатора Пермскаго и Тобольскаго, Е. П. Кашкина, одного изъ видныхъ провинціальныхъ дѣятелей своего времени **).
Этотъ просвѣщенный администраторъ одной изъ первыхъ нуждъ только что возникшаго города считалъ заведеніе школы, которая первоначально и была открыта въ 1783 г. подъ именемъ „Россійской градской пермской школа“. Она была подчинена приказу общественнаго призрѣнія, имѣла одного учи-
------------------
*) Дмитріевъ: „Изъ исторіи города Перми". “Пермскія Губернскія Вѣдомости“, 1886 года № 23-й.
**) Тамъ же. „Пермск. Губер. Вѣдом.“, 1886 г. 11, 12 и слѣдующіе.
— 5 —
теля и своеобразную организацію, которая отличала ее отъ малыхъ народныхъ училищъ, возникшихъ впослѣдствіи. Это и была первая элементарная школа города Перми, закрытая въ 1786 г., съ основаніемъ новаго училища *).
Съ изданіемъ перваго школьнаго устава 5 августа 1786 г., коммиссіей народныхъ училищъ рѣшено было, между прочими 25-ю губернскими городами, открыть и во вновь основанномъ городѣ Перми главное народное училище. По этому поводу между гр. Завидовскимъ и генералъ-губернаторомъ Е. П. Кашкинымъ завязалась поучительная переписка, свидѣтельствующая о томъ, какой любовью къ образованію отличались оба эти лица **). Во всѣхъ 25 городахъ открытіе главныхъ народныхъ училищъ назначено было на 22 сентября 1786 г., день коронованія Екатерины II. Съ подобающей случаю торжественностью совершилось это открытіе и въ городѣ Перми ***).
акъ возникъ первый въ Пріуральѣ разсадникъ общаго средняго образова-
-----------------
*) Тамъ же. „Перм. Губ. Вѣд.“ 1886 г. № 30.
*) Переписка приведена въ приложеніи къ указанной статьѣ Ѳирсова въ Пермскомъ Сборникѣ.
**) Церемонія открытія описана тамъ же.
— 6 —
нія. Прослѣдимъ теперь вкратцѣ судьбы этого училища по сохранившимся даннымъ.
ъ своемъ постепенномъ развитіи, пермское училище, именуемое теперь „классической гимназіей", прошло тѣ же фазы, какъ и другія, одновременно возникшія, учебныя заведенія этой категоріи, за немногими исключеніями (въ Западномъ краѣ). Исторію пермской гимназіи должно раздѣлить на четыре главные періода:
I-й періодъ — главное пермское народное училище — съ 22 сентября 1786 г. по 29 іюня 1808 года. За это время дѣйствовалъ уставъ 5 августа года, съ подчиненіемъ училища „коммиссіи объ учрежденіи народныхъ училищъ" въ Петербургѣ, и по дѣламъ хозяйственнымъ — приказу общественнаго призрѣнія въ г. Перми.
II-й періодъ — пермская губернская 4-хъ классная гимназія — съ 29 іюня 1808 г. по августъ 1835 года. За это время дѣйствовалъ второй уставъ 5-го ноября 1804 года, а
— 7 —
имназія подчинялась казанскому университету.
ІIІ-й періодъ — пермская губернская 7-ми классная гимназія — съ 1835 по 1865 годъ. Дѣйствовалъ третій уставъ 8 декабря 1828 г., съ подчиненіемъ гимназіи попечителямъ казанскаго учебнаго округа.
IV-й періодъ — пермская классическая гимназія — съ 1865 г. по настоящее время. За это время дѣйствовалъ четвертый уставъ 19 ноября 1864 года, дополненный 30 іюля 1871 года.
Послѣдній періодъ должно подраздѣлить на двѣ половины:
1) Съ 1865—667 учебнаго года по 1871—72-й, гимназія была о семи классахъ, съ однимъ латинскимъ языкомъ.
2) Съ 1871—72 г. по настоящее время — съ восьмилѣтнимъ курсомъ, двумя древними языками и институтомъ классныхъ наставниковъ.
Въ 1875 году Пермская губернія, а съ ней и гимназія, изъ вѣдомства попечителя казанскаго учебнаго округа
— 8 —
перешла въ составъ вновь образованнаго оренбургскаго учебнаго округа.
Первоначальное главное пермское училище помѣщалось въ особомъ деревянномъ домѣ по Покровской улицѣ, но 28 мая 1795 г. былъ заложенъ новый каменный домъ для училища на Сибирской улицѣ, куда училище и было переведено въ 1797 г. Это прекрасное зданіе сгорѣло въ страшный пожаръ 14 сентября 1842 г., послѣ чего директоръ гимназіи И. Ф. Грацинскій озаботился постройкой на томъ мѣстѣ нынѣшняго помѣщенія для гимназіи. Въ 1851 г. былъ оконченъ постройкой наружный корпусъ, выходящій на Сибирскую улицу, а къ 1862 году былъ выстроенъ и задній корпусъ, съ помѣщеніемъ для церкви и пансіона. Пансіонъ основанъ тѣмъ же директоромъ И. Ф. Грацинскимъ въ 1848 г. и помѣщался сначала на наемной квартирѣ, также по Сибирской улицѣ. По окончаніи постройки въ 1862 г., онъ переведенъ былъ въ нынѣшнее помѣщеніе, одновременно съ освященіемъ церкви *).
--------------------
*) Рукописная „историческая замѣтка пермской гимназіи“ — въ дѣлахъ канцеляріи директора.
— 9 —
Въ сооруженіи упомянутыхъ зданій участвовали матеріальными средствами: приказъ общественнаго призрѣнія, городское общество и частные благотворители. Генералъ-губернаторы Е. П. Кашкинъ и А. А. Волковъ своими настояніями весьма много содѣйствовали главному народному училищу въ матеріальномъ отношеніи. Нынѣшнее же помѣщеніе гимназіи построено на средства министерства народнаго просвѣщенія, но не мало обязано также своимъ окончательнымъ устройствомъ когда-то ревностной дѣятельности бывшаго директора И. Ф. Грацинскаго, обладавшаго рѣдкимъ умѣніемъ привлекать къ нуждамъ гимназіи сочувствіе мѣстнаго и иногороднихъ обществъ.
Число учащихся въ пермской гимназіи за все столѣтіе — по мѣстнымъ документамъ прослѣдить нельзя, такъ какъ архивъ гимназіи сильно пострадалъ въ 1842 г. отъ пожара (тогда же сгорѣла значительная часть богатой фундаментальной библіотеки гимназіи). Лишь за нѣкоторые годы мы можемъ привести точныя цифры. Въ уцѣлѣвшихъ отъ пожара дѣлахъ можно было найти только слѣдующія статистическія данныя **);
-------------------
*) Они безпорядочно разбросаны въ разныхъ мѣстахъ упомянутой выше рукописной «исторической записки о пермской гимназіи", весьма неумѣло составленной.
— 10 —
При открытіи главнаго народнаго училища, въ него поступило изъ прежней элементарной „россійской градской школы" 42 ученика.
Въ 1786 г. было — 42 учен.
1787 —— — 100 -
1805 —— — 123 -
1818 —— — 21 -
1820 — — — 25 -
1821 — — — 28 -
1822 — — — 38 -
1823 — — — 29 -
1824 — — — 30 -
1825 —— — 38 -
1828 —— — 36 -
1831 — — — 42-
1832 — — — 45 -
1833 — — — 41 -
1838 — — — 102 -
1839 — — — 121 -
1842 —— — 104 -
Лишь съ 1850-хъ годовъ число учащихся начинаетъ рости довольно быстро.
Не приводя дальнѣйшихъ цифръ, которыя съ 1842 г. (послѣ пожара) всѣ сохранились въ дѣлахъ гимназическаго архива, укажемъ только на то, что въ 1855 г. всѣхъ учениковъ гимназіи было 170 чел., а въ 1863 г. число это поднялось уже до 228 чел., не смотря на послѣдовавшее въ 1861 г. открытіе екатеринбургской мужской гимназіи въ той же Пермской губерніи.
— 11 —
Причинъ колебанія цифры учащихся въ разное время было много. Однѣ изъ нихъ были общія, обусловливаемыя характеромъ или духомъ времени, отношеніемъ самаго русскаго общества къ дѣлу образованія, требованіями школьнаго устава и т. д.; другія — частныя, вытекавшія изъ постановки учебно-воспитательнаго дѣла въ самой школѣ. Нельзя, безпристрастно разсуждая, сказать, чтобы за первое полустолѣтіе существованія пермская гимназія преуспѣвала и была чужда недостатковъ, парализовавшихъ довѣріе къ ней мѣстнаго общества. Впрочемъ, эти недостатки не составляли въ то время принадлежности одной пермской гимназіи: самая учебно-воспитательная система, усвоенная послѣ Екатерины II, изобиловала ими. Вообще же, какъ всякой другой школѣ, пермской гимназіи въ теченіи столѣтія приходилось переживать и тяжелыя, и свѣтлыя времена, и доселѣ памятныя ея старымъ питомцамъ.
Назовемъ теперь всѣхъ директоровъ гимназіи за цѣлое столѣтіе, инспекторовъ за послѣднія 50 лѣтъ и перечислимъ имена бывшихъ преподавателей и воспитанниковъ пермской гимназіи, почему-либо оставившихъ по себѣ особенную память. Очень возможно, что въ нашемъ перечнѣ окажутся пробѣлы,
— 12 —
такъ какъ архивъ гимназіи, какъ сказано, далеко не весь сохраненъ, и въ нашихъ рукахъ нѣтъ полнаго списка не только учившихся, но и служившихъ въ гимназіи лидъ.
Директорами гимназіи послѣдовательно состояли:
1) Христіанъ Михаэлисъ Герингъ, докторъ философіи, директоръ главнаго народнаго училища за все, кажется, время существованія послѣдняго (1786—1808 гг.). Онъ же былъ въ Перми лютеранскимъ пасторомъ.
2) Никита Саввичъ Поповъ (1808— 1829), директоръ гимназіи, для своего времени весьма свѣдущій человѣкъ, но плохой педагогъ. Онъ составилъ капитальный трудъ: „Хозяйственное описаніе Пермской губерніи“ (Пермь. 1801 года, 2 т.).
3) Василій Осиповичъ Грибовскій, исправлялъ должность директора между 1829—1832 гг.
4) Василій Іоновичъ Антроповъ, (1832—1836). Послѣ былъ окружнымъ инспекторомъ казанскаго учебнаго округа.
5) Петръ Михайловичъ Василевъ (1836—1843). Былъ адъюнктомъ въ казанскомъ университетѣ по каѳедрѣ архитектуры. При немъ Пермскую гимназію истребилъ пожаръ въ 1842 году, вмѣстѣ съ значительной частью города.
6) Ясонъ Петровичъ Евтроповъ уп-
— 13 —
равлялъ гимназіей только одинъ годъ (съ 1843 по 1844 г.).
7) Иванъ Флоровичъ Грацинскій управлялъ гимназіею непрерывно въ теченіе 40 лѣтъ. Кончилъ курсъ кандидатомъ словеснаго факультета въ казанскомъ университетѣ въ 1823 г. Первое время онъ читалъ въ университетѣ географію и логику, потомъ назначенъ инспекторомъ симбирской гимназіи, откуда переведенъ директоромъ въ пермскую, на каковой должности состоялъ съ 29 іюня 1844 г. по 1 января 1884 г. Пермская гимназія много обязана ему въ отношеніи матеріальнаго обезпеченія, какъ сказано объ этомъ выше. Въ настоящее время И. Ф. Грацинскій состоитъ въ чинѣ тайнаго совѣтника, имѣетъ Владиміра 2-й степени и званіе пожизненнаго почетнаго члена пермской гимназіи. Всей службы его въ учебномъ вѣдомствѣ было 61 годъ.
8) Яковъ Ивановичъ Алфіоновъ — съ 1884 г. по настоящее время. Магистръ казанской духовной академіи, авторъ сочиненія: „Императоръ Юліанъ“. (Казань. 1877 г.).
Порядокъ инспекторовъ пермской гимназіи мы можемъ указать только за послѣднее полустолѣтіе. О первыхъ инспекторахъ не осталось точныхъ свѣдѣній въ архивѣ гимназіи.
— 14 —
1) Евтроповъ, Ясонъ Петровичъ (1832—1836), послѣ бывшій директоромъ той же пермской гимназіи.
2) Лопатинъ былъ инспекторомъ, если не ошибаемся, съ перевода Евтропова въ Нижній-Новгородъ, т. е. съ 1836 г. по 1846 годъ.
3) Гонусовичъ (1846—1850).
4) Штейнъ (1850—1856).
5) Крупенинъ, Александръ Дмитріевичъ (1856—1861). Съ открытіемъ гимназіи въ Екатеринбургѣ, былъ назначенъ первымъ ея директоромъ.
6) Залежскій, Андрей Александровичъ (1861—1867), кандидатъ казанскаго университета. Послѣ былъ окружнымъ инспекторомъ казанскаго учебнаго округа и директоромъ пермскаго реальнаго училища.
7) Островскій, Дмитрій Петровичъ (1867—1869), впослѣдствіи директоръ 3 казанской гимназіи, а до инспекторства — учитель пермской же гимназіи. Одно время служилъ правителемъ канцеляріи казанскаго попечителя.
8) Кубли, Яковъ Ивановичъ (1869— 1870), до инспекторства служилъ въ Ярославлѣ, а съ 1870 г. въ Казани и Елабугѣ.
9) Соловьевъ, Василій Львовичъ (1870—1875); до 1870 г. долго преподавалъ въ пермской гимназіи словесность. Послѣ 1875 г. былъ директоромъ екате-
— 15 —
ринбургской и кишиневской гимназій.
10) Фронцкевичъ, Болеславъ Игнатьевичъ (1875—1881), кандидатъ университета св. Владиміра, до 1875 г. преподавалъ въ пермской гимназіи латинскій языкъ.
11) Боголюбовъ, Василій Александровичъ (1881—1884), нынѣ директоръ саратовской гимназіи.
12) Дроздовъ, Сергѣй Яковлевичъ (съ 1884 донынѣ), воспитанникъ с.-петербургскаго историко-филологическаго института.
Изъ бывшихъ преподавателей пермской гимназіи упомянемъ слѣдующихъ.
При открытіи главнаго народнаго училища въ Перми, первымъ его директоромъ, какъ мы уже знаемъ, былъ опредѣленъ мѣстный пасторъ, докторъ философіи X. М. Герингъ. Первые же учителя были присланы въ Пермь изъ Петербурга, по распоряженію коммиссіи объ учрежденіи народныхъ училищъ, при особомъ отношеніи гр. Завидовскаго на имя генералъ-губернатора Кашкина *). Всѣ они вышли изъ школы Янковича-де-Миріево и были распредѣлены по классамъ и предметамъ такъ:
------------------
*) Это отношеніе отъ 16-го августа 1786 г., за № 113-мъ, напечатано въ приложеніяхъ къ упомянутой выше статьѣ Н. Ф. Ѳирсова въ „Пермскомъ Сборникѣ".
— 16 —
1) Петръ Назаретскій въ 3 и 4-мъ классахъ преподавалъ: ариѳметику, геометрію, механику, архитектуру, физику, языки латинскій и русскій и рисованіе.
2) Никита Поповъ — естественную исторію, географію и всеобщую исторію (вѣроятно, вмѣстѣ съ русской). Въ 1808 г. онъ былъ назначенъ директоромъ пермской гимназіи (см. выше).
3) Михаилъ Гречановскій — преподавалъ всѣ науки во 2-мъ классѣ, включая латинскій языкъ, и въ 3-мъ — пространный катихизисъ и изъясненіе евангелій.
4) Алексѣй Хрѣновъ — всѣ науки 1-го класса, включая латинскій языкъ.
5) Прапорщикъ Кирпичниковъ былъ приглашенъ, сверхъ назначенныхъ отъ коммиссіи учителей, преподавать рисованіе.
Таковы были первые піонеры учебно-воспитательнаго дѣла въ пермской гимназіи. Изъ позднѣйшихъ учителей упомянемъ нѣсколькихъ.
6) Ѳеоновъ, Василій Тихоновичъ, yчeникъ казанскаго университета и преподаватель логики и риторики въ пермской гимназіи въ двадцатыхъ годахъ. Оставилъ по себѣ память въ высшей степени прямого и несомнѣнно талантливаго человѣка. Въ свое время онъ былъ недурнымъ поэтомъ-сатирикомъ.
— 17 —
Стихотворенія свои онъ помѣщалъ въ казанскомъ изданіи „Заволжскій Муравей“ и въ „Вѣстникѣ Европы“. Они были направлены противъ высшей мѣстной администраціи и духовенства. Наиболѣе рѣзкія сатиры ходили въ рукописяхъ.
7) Мельниковъ, Павелъ Ивановичъ — извѣстный всей Россіи, «Андрей Печерскій», талантливый беллетристъ и этнографъ, извѣстный знатокъ раскола. Онъ преподавалъ въ пермской гимназіи исторію въ 1837 г. и очень скоро перешелъ на службу въ Нижній.
8) Прядильщиковъ, Ѳедоръ Аѳанасьевичъ, кандидатъ казанскаго университета, преподаватель словесности въ пермской гимназіи съ 1835 по 1845 г., а затѣмъ инспекторъ и директоръ томской гимназіи. Оставилъ по себѣ память очень знающаго и гуманнаго педагога и знатока-любителя пермской старины. Онъ былъ авторомъ «Лѣтописи губернскаго города Перми съ 1781-1844 г.».
9) Крупенинъ, Александръ Дмитріевичъ, преподавалъ исторію въ пермской гимназіи съ 1839 по 1850 г., потомъ былъ инспекторомъ той же гимназіи и директоромъ екатеринбургской. Въ свое время былъ лучшимъ преподавателемъ гимназіи, славился, какъ знатокъ русской исторіи и, въ частности, исторіи
— 18 —
пермскаго края. Въ «Пермскомъ Сборникѣ» напечатана въ высшей степени дѣльная его статья: «Историческій очеркъ заселенія и цивилизаціи Пермскаго края».
10) Мухачевъ, Егоръ Петровичъ, преподаватель математики въ 1862—63 гг., авторъ нѣсколькихъ статей о г. Перми въ мѣстныхъ губернскихъ вѣдомостяхъ и журналѣ министерства внутреннихъ дѣлъ.
11) Фирсовъ, Николай Алексѣевичъ, преподаватель исторіи съ 1855 по 1860 г., нынѣ профессоръ русской исторіи въ казанскомъ университетѣ, авторъ многихъ статей о Пермскомъ краѣ и двухъ диссертацій объ инородцахъ сѣверо-восточной Россіи.
12) Предтеченскій, Яковъ Ивановичъ, преподаватель латинскаго языка въ пермской гимназіи съ 1856—1870 г, затѣмъ инспекторъ оренбургской и директоръ екатеринбургской, въ которой трагически кончилъ свою жизнь отъ руки воспитанника. Оставилъ память очень свѣдущаго, но строгаго учителя. Въ „Пермскомъ Сборникѣ“ напечатана его превосходная статья „О свадебныхъ обрядахъ Чердыни".
13) Орловъ, Александръ Петровичъ, преподаватель математики въ пермской гимназіи съ 1861 по 1868 г., потомъ инспекторомъ иркутской гимназіи, а
— 19 —
нынѣ директоръ казанскаго реальнаго училища. Членъ разныхъ ученыхъ обществъ и авторъ многихъ трудовъ по математикѣ, физикѣ, геологіи, этнографіи и т. д.
14) Воробьевъ, Николай Александровичъ, преподавалъ въ пермской гимназіи исторію и латинскій языкъ въ 1867—71 гг. и оставилъ по себѣ во всѣхъ ученикахъ самое свѣтлое воспоминаніе, какъ свѣдущій, справедливый и гуманнѣйшій педагогъ и прекрасный человѣкъ.
15) Левандовскій, Флоріанъ Максимиліановичъ, въ 1870—71 г. преподавалъ латинскій языкъ въ пермской гимназіи, а раньше — педагогику въ казанскомъ университетѣ. Это былъ одинъ изъ наиболѣе образованныхъ преподавателей, превосходный знатокъ педагогики, авторъ многихъ педагогическихъ статей.
16) Грузинцевъ, Алексѣй Петровичъ, въ 1874—75 г. преподаватель математики въ пермской гимназіи, а нынѣ профессоръ въ харьковскомъ университетѣ.
17) Поповъ, Владиміръ Евгеньевичъ, до 1884 г. преподавалъ русскій языкъ въ пермской гимназіи. Воспитанникъ с.-петербургской духовной академіи, онъ избралъ своей спеціальностью философію и педагогику, состоитъ сотрудникомъ нѣкоторыхъ педагогическихъ жур-
— 20 —
наловъ и справедливо считается знатокомъ педагогическаго дѣла. Въ 1885 г. издалъ курсъ педагогики для женскихъ гимназій. Нынѣ инспекторъ народныхъ училищъ въ Пермской губерніи.
Боимся, что мы утомили вниманіе читателя этимъ перечнемъ, но справедливость требуетъ воздать каждому по заслугамъ. Перечислимъ теперь имена наиболѣе выдающихся изъ воспитанниковъ пермской гимназіи и попросимъ у читателя еще нѣкотораго терпѣнія.
1) Мерзляковъ, Алексѣй Ѳедоровичъ (жилъ между 1788—1830 гг.). Опъ былъ уроженецъ гор. Далматова, Пермской губ.; сначала учился въ главномъ народномъ училищѣ въ Перми до 1793 года и, слѣдовательно, былъ въ числѣ первыхъ его питомцевъ; потомъ продолжалъ образованіе въ Москвѣ, гдѣ и сдѣлался профессоромъ университета по каѳедрѣ «россійскаго краснорѣчія и поэзіи». Эта профессорская и литературная дѣятельность доставила ему въ свое время всеобщую извѣстность въ Россіи и увѣковѣчила его имя въ исторіи русскаго просвѣщенія.
2) Березинъ, Илья Николаевичъ, нынѣ профессоръ петербургскаго университета, извѣстный оріенталистъ и издатель огромнаго «Энциклопедическаго Словаря».
— 21 —
3) Киттары, Модестъ Яковлевичъ, кончилъ курсъ сначала въ пермской гимназіи въ 1830-хъ годахъ, а затѣмъ въ казанскомъ университетѣ, получивъ степень доктора естественныхъ наукъ и технологіи. Былъ профессоромъ технологіи въ казанскомъ и московскомъ университетахъ, но одновременно съ этимъ занималъ много и другихъ должностей, былъ членомъ разныхъ ученыхъ обществъ, сотрудникомъ очень многихъ ученыхъ изданій и редакторомъ нѣкоторыхъ изъ нихъ. Въ то же время это былъ одинъ изъ очень видныхъ общественныхъ дѣятелей, какъ въ Москвѣ, такъ и въ Казани.
4) Чупинъ, Наркизъ Koнcтaнтиновичъ, ученикъ пермской гимназіи и затѣмъ казанскаго университета, снискавшій себѣ славу превосходнаго знатока Уральскаго края въ самыхъ разнообразныхъ отношеніяхъ. Множество статей его объ этомъ краѣ помѣщено было въ мѣстныхъ пермскихъ изданіяхъ, такъ какъ большую часть жизни онъ провелъ въ Екатеринбургѣ, состоя директоромъ горнаго училища и всегда ведя жизнь ученаго затворника. Вѣнцомъ его трудовъ по изученію роднаго Уральскаго края служитъ „Географическій и статистическій словарь Пермской губерніи“, къ сожалѣнію, оставшійся неоконченнымъ, за смертью автора, послѣдовавшей въ 1882 году.
— 22 —
5) Смышляевъ, Дмитрій Дмитріевичъ — другой достойный изслѣдователь и знатокъ Пермскаго края и очень видный общественный дѣятель. Онъ былъ нѣсколько трехлѣтій первымъ предсѣдателемъ пермской губернской земской управы — извѣстнымъ піонеромъ въ многосложномъ земскомъ дѣлѣ, а въ настоящее время состоитъ членомъ православнаго палестинскаго общества, по дѣламъ котораго и сейчасъ живетъ въ Іерусалимѣ. Ученые труды его по изслѣдованію Пермскаго края многочисленны. Здѣсь мы отмѣтимъ только прекрасное изданіе его „Пермскій Сборникъ" (томъ I и II-й. Москва, 1859 и 1860 гг.) и чрезвычайно полезный для изучающихъ Пермскій край его кропотливый трудъ: «Источники и пособія для изученія Пермскаго края» (Пермь, 1876 г.). Кромѣ того, любимую область изученія Д. Д. Смышляева всегда составлялъ православный Востокъ и въ особенности Палестина, о которыхъ онъ написалъ уже нѣсколько сочиненіи и сверхъ того перевелъ извѣстныя „Еврейскія древности" Мунка *).
6) Мулловъ, Павелъ Андреевичъ, ученикъ пермской гимназіи и казанскаго
-------------------
*) Мы остановились подробнѣе на этихъ двухъ личностяхъ, какъ посвятившихъ свою дѣятельность Пермскому краю.
Авт.
— 23 —
университета, на юридическомъ факультетѣ котораго и читалъ одно время лекціи. Переѣхавъ затѣмъ въ Петербургъ, онъ долго участвовалъ въ редакціяхъ .„Журнала министерства юстиціи“ и „Юридическаго Вѣстника“, занималъ разныя должности въ министерствѣ и былъ затѣмъ товарищемъ прокурора кассаціоннаго департамента сената.
7) Вицинъ, Александръ Ивановичъ, ученикъ пермской гимназіи, а впослѣдствіи профессоръ с.-петербургскаго университета.
8) Хомяковъ, Михаилъ Аристарховичъ, нынѣ извѣстный въ Казани профессоръ медицинскаго факультета.
9) Суворовъ, Ѳедоръ Матвѣевичъ, извѣстный профессоръ физико-математическаго факультета казанскаго университета.
10) Дохманъ, Александръ Михайловичъ, нынѣ приватъ-доцентъ казанскаго университета по каѳедрѣ нервныхъ болѣзней, докторъ медицины.
11) Крыловъ, Порфирій Никитичъ, не кончивши курса пермской гимназіи, продолжалъ образованіе на фармацевтическомъ отдѣленіи медицинскаго факультета въ Казани и снискалъ себѣ извѣстность между учеными ботаниками. Завѣдывалъ казанскимъ ботаническимъ садомъ, а теперь, если не оши-
— 24 —
баемся, получилъ назначеніе въ возникающій томскій университетъ.
Привѣтствуя пермскую гимназію со вступленіемъ во второе столѣтіе, и желая ей преуспѣянія, мы кончаемъ теперь перечень бывшихъ питомцевъ этой гимназіи, сникавшихъ себѣ извѣстность на разныхъ поприщахъ дѣятельности. Мы увѣрены, что въ этомъ спискѣ окажутся пробѣлы; но едва-ли вся вина въ этомъ случаѣ должна падать на насъ: какъ мы уже сказали выше, въ нашихъ рукахъ не могло быть полнаго списка бывшихъ учениковъ пермской гимназіи; мы привели немногія имена отчасти по указанію Д. Д. Смышляева въ одной изъ его статей, отчасти по личнымъ воспоминаніямъ и разспросамъ старѣйшихъ учениковъ гимназіи. Будемъ поэтому благодарны за всякое указаніе, могущее дополнить нашъ списокъ, а теперь позволяемъ себѣ думать, что и тѣмъ, что сказано выше, мы съ своей стороны отдали посильную дань уваженія дню, который долженъ быть памятенъ въ исторіи просвѣщенія Уральскихъ окраинъ нашего отечества. Мы намѣтили здѣсь только схему для болѣе подробнаго историческаго обозрѣнія пермской гимназіи, которое не могло имѣть мѣста въ газетной статьѣ и можетъ составлять только pium desiderium въ будущемъ.
А. Дмитріевъ.
(Изъ газеты „Волжскій Вѣстникъ“ за 1886-й годъ).
Цензурою дозволено. 25 Сентября 1886 года.
Газета "Волжскій Вѣстникъ"
Общественная, литературная и политическая, выходитъ въ г. Казани ежедневно, кромѣ дней послѣпраздничныхъ.
4-й ГОДЪ ИЗДАНІЯ).
Основная задача газеты — возможно полное изученіе мѣстнаго Волжско-Камскаго края и всестороннее, по возможности, представительство его нуждъ и интересовъ. Постоянныя корреспонденціи и хроника жизни Вятскаго, Уфимскаго и Пермскаго края — обратятъ на себя особенное вниманіе редакціи. Ежедневнныя политическія и торговыя телеграммы. Передовыя статьи. Торговый отдѣлъ. Казанская и мѣстно-областная хроника. Собственныя корреспонденціи изъ С.-Петербурга и Москвы и обозрѣнія текущей внутренней и международной жизни. Театральная хроника. Библіографія. Сельское хозяйство и промышленность. Фельетоны и беллетристика; Тиражи выигрышей, справочный отдѣлъ и проч.
ПОДПИСНАЯ ЦѣНА
Съ пересылкою: на годъ — 9 руб., на полгода — 5 руб., на 3 мѣсяца — 2 р. 75 к., на 1 мѣсяцъ — 1 руб.— Для Казанскихъ подписчиковъ годовая подписная плата понижена до семи рублей.
Адресъ для иногороднихъ: Казань, редакція „Волжскаго Вѣстника“.
Редакторъ-Издатель проф. Н. П. Загоскинъ.
(Из газеты „Волжский Вестник“ за 1886-й год).
Цензурою дозволено. 25 Сентября 1886 года.
Газета "Волжский Вестник"
Общественная, литературная и политическая, выходит в г. Казани ежедневно, кроме дней послепраздничных.
4-й ГОД ИЗДАНИЯ).
Основная задача газеты — возможно полное изучение местнаго Волжско-Камскаго края и всестороннее, по возможности, представительство его нужд и интересов. Постоянныя корреспонденции и хроника жизни Вятскаго, Уфимскаго и Пермскаго края — обратят на себя особенное внимание редакции. Ежедневнныя политическия и торговыя телеграммы. Передовыя статьи. Торговый отдел. Казанская и местно-областная хроника. Собственныя корреспонденции из С.-Петербурга и Москвы и обозрения текущей внутренней и международной жизни. Театральная хроника. Библиография. Сельское хозяйство и промышленность. Фельетоны и беллетристика; Тиражи выигрышей, справочный отдел и проч.
ПОДПИСНАЯ ЦеНА
С пересылкою: на год — 9 руб., на полгода — 5 руб., на 3 месяца — 2 р. 75 к., на 1 месяц — 1 руб.— Для Казанских подписчиков годовая подписная плата понижена до семи рублей.
Адрес для иногородних: Казань, редакция „Волжскаго Вестника“.
Редактор-Издатель проф. Н. П. Загоскин.
Полный текст (в дореволюционной кодировке) https://personalhistory.ru/papers/Stoletie_Permskoy_gimnazii1866.htm
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"