Лея Сейду, Кристен Стюарт, Вигго Мортенсен и Скотт Спидман исполнили главные роли в эксцентричном фильме Дэвида Кроненберга о причудливой эволюции человека в мире будущего, где «хирургия — это новый секс». Им рукоплескали в Каннах. Но что с российским прокатом?
Фильм Кроненберга «Преступления будущего» заявлен как триллер, но больше напоминает драму с дозами абсурда, характерного для мира будущего, созданного режиссером. Если вы ждете, что Лея Сейду предстанет амплуа девушки Бонда, то разочаруетесь: в фильме нет погонь и захватывающих дух поворотов сюжета. Он для тех, кто хочет погрузиться в дебри психоанализа, и поклонников самого Дэвида Кроненберга. Впрочем, есть еще одно определение жанра фильма: боди-хоррор.
Кроненберг размышляет об эволюции человека перед лицом агрессивных технологий и негостеприимной окружающей среды. Иногда его размышления затягиваются. В фильме больше загадок, чем разгадок. Если отвлечетесь, то не уследите за ходом развития сюжета.
Чтобы понять, что такое боди-хоррор, достаточно вспомнить о художнике Петре Павленском, якро заявившем о себе в Москве, на Красной площади, прибив половой орган к брусчатке и шокировав всю страну. Так вот. Для героев боди-хоррора Кроненберга подобные эксперименты над собственным телом доставляют садомазохистическое удовольствие, в хирургия, как сказала героиня Кристен Стюарт, является новым сексом.
В-общем, рай для Павленского. Да и герои фильма Кроненберга — художники-перформансисты, чьим выразительным языком являются мутации внутренних органов. Захватывающая работа Вигго Мортенсена и Леи Сейду, познакомивших зрителя с искусством будущего, была высоко оценена на премьере в Каннах. Им аплодировали стоя пять минут. Стоит оговориться: Кроненберг писал сценарий «Преступлений будущего» еще в 1999 году, задолго до московского камингаута Петра Павленского.
Под конец — небольшой спойлер. Почему хирургия — новый секс? По сюжету в тело человека проникают металлические изделия, хирургические скальпели и инородные элементы, управляемые искусственным интеллектом, произведенные теневой корпорацией под названием Lifeform Ware. Люди будущего, практикующие такую « хирургию», получают мазохистическое, либо вуайеристское удовольствие, кажущиеся девиантным. Но что для нашей публики девиация, для людей будущего — норма.