Найти в Дзене
Сильная вера.

По следам предков - о язычестве

Пока я, ты, он...? Нас бы не было здесь без наших предков. И вовсе не без веры. Что мы оставили позади, изменили и (не) поняли? Язычество возвращается в сознание общества. Язычество представляет собой совокупность различных религий и культов, включающих различных богов, сверхъестественных существ, природных духов, души предков и т. д., которые в основном практиковались древними германцами, славянами, кельтами и другими народами и культурами из европейского культурного круга. Под язычеством мы понимаем собирательное название определенной группы политеистических или пантеистических религиозных течений преимущественно индоевропейского и особенно европейского происхождения.
Язычество еще не имеет общепринятого определения. Само слово «язычник» изначально употреблялось в основном в значении «неверный», например, для всех наций и людей, не веривших в библейского Бога. В современных терминах это относится к духовности, вере или, в некоторых случаях, религиозной системе, которая, за некоторыми

Пока я, ты, он...? Нас бы не было здесь без наших предков. И вовсе не без веры. Что мы оставили позади, изменили и (не) поняли? Язычество возвращается в сознание общества.

Язычество представляет собой совокупность различных религий и культов, включающих различных богов, сверхъестественных существ, природных духов, души предков и т. д., которые в основном практиковались древними германцами, славянами, кельтами и другими народами и культурами из европейского культурного круга. Под язычеством мы понимаем собирательное название определенной группы политеистических или пантеистических религиозных течений преимущественно индоевропейского и особенно европейского происхождения.
Язычество еще не имеет общепринятого определения. Само слово «язычник» изначально употреблялось в основном в значении «неверный», например, для всех наций и людей, не веривших в библейского Бога. В современных терминах это относится к духовности, вере или, в некоторых случаях, религиозной системе, которая, за некоторыми исключениями, основана на дохристианских европейских традициях, мифологиях и религиозных системах и стремится установить или реконструировать эти традиции. Поэтому правильно употребляется термин «новое язычество» (неоязычество), которое из практических соображений сокращается до «язычества». Людей, придерживающихся одной из этих духовностей, классически (в самом общем смысле слова) называют просто «язычниками» (язычниками, язычниками).

Первую волну возрождения старых традиций можно наблюдать в 1950-х годах, когда Джеральд Гарднер в Великобритании впервые представил общественности Викку — религиозную систему, сочетающую шаманизм, герметизм и народное (естественное) колдовство и наиболее отличительную черту которой по сравнению с другими Религий, по-видимому, является поклонение женскому элементу (Богине) наравне с мужским (Богом). Однако с тех пор язычество значительно разрослось во множество (часто противоречащих друг другу) течений, столь же важных, как и Викка. К ним относятся реконструктивистские течения, друидизм (или неодруидизм), этническое язычество, шаманизм, городской шаманизм, эклектика и другие.

Общим элементом всех этих направлений представляется как вера в нематериальные миры и существа (духи, боги), так и стремление установить с ними контакт в стремлении к саморазвитию или улучшению качества своей жизни. В принципе, это политеистические системы, одинаково подчеркивающие женскую и мужскую полярность. Если в каких-то течениях и наблюдается тенденция к преобладанию одного пола над другим, то обычно это тенденция к матриархату. Большинство языческих течений имеют положительное отношение к природе и упор на свободную волю и личную ответственность, что (за исключением) проявляется в терпимости к другим религиям, сексуальной ориентации и образу жизни.

Язычество имеет много других характеристик. Но что делает язычника язычником, так это прежде всего его собственные убеждения. На самом общем уровне язычник — это не тот, кто не чувствует себя таковым, даже если он выполняет все пункты, упомянутые выше.

Языческое мировосприятие

В языческой вере мало что точно определено. Языческий взгляд на мир ближе к восприятию его как континуума, который есть одновременно материя и душа, пространство и время, священное и профанное, обычное и необычное, прошлое и будущее, живое и неживое. Отождествление материи с душой или божеством есть древняя анимистическая основа, из которой возникает язычество.

Именно поэтому можно встретить язычников с верой в то, что колодцы, деревья и холмы имеют душу, населены духами или даже местными богами. Многие даже общаются с ними или приносят им жертвы.

Поэтому языческие религии воспринимают человека не как отделенного от природы, сообщества и земли, а как часть природы, сообщества и земли. Осознание этой связи и ее переживание — одна из целей современных ритуалов и многих других вещей, которые мы делаем.

В язычестве боги не отделены ни от этого мира, ни от людей. Они и есть этот мир. Они в нас, во вселенной, в природе, в каждом движении листа, в каждом рождении и в каждой смерти. Предки являются прямым связующим звеном между людьми и Богами. Во многих традициях Боги рассматриваются как наследие родословной, носителями которой являются наши предки, у которых мы должны учиться и которым мы должны поклоняться так же, как и Богам. Наши предки — это то, что произошло из земли, воздуха, солнца и дождя, и то, что произошло с землей, воздухом, солнцем и дождем после смерти. Таким образом, они представляют нашу кровную связь со всем, что превосходит нас.

Одним из следствий такого восприятия является отсутствие молений к Богам сделать то или иное для нас. Скорее, они приносятся им в жертву и испрашиваются у них благословения на какую-то нашу деятельность, которую мы делаем сами и за которую несем ответственность. В язычестве Боги не наказывают нас за наши действия, мы только пожинаем их последствия. Следствием этого является то, что язычник должен дважды обдумывать свои действия и свои слова, потому что он не будет искупать их молитвой, но только и только пожиная плоды того, что он посеял. Звучит просто, но такая точка зрения предъявляет огромные требования к личной честности, пониманию собственных мотивов и предвидению возможных последствий. Язычник знает, что когда что-то идет не так, во многом виноват он сам. Только на втором месте возможна немилость богов. Но и здесь обычно что-то зарабатываешь...

Языческая духовность прежде всего не знает линейного времени. Течение времени в язычестве не идет от А к Б, как мы привыкли. Календарь на самом деле не имеет никакого значения в языческой духовности. Мы празднуем циклы природы. Они так же хороши в 2015 году, как и за две тысячи лет до начала нашего календаря. Поэтому в язычестве все происходит по кругу, не имеющему ни начала, ни конца. Жизнь, смерть, возрождение. Весна лето осень зима. День Ночь. По этой причине языческие праздники связаны с изменениями в природе и сменой времен года. Это праздники, которые мы отмечаем до сих пор и которые известны даже в наше время.

Подходы к язычеству

В каждом определении есть доля истины, это зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим. Также необходимо уловить разницу в восприятии подхода к язычеству, упомянем хотя бы несколько для иллюстрации:

Этническое язычество  - подчеркивает национальную, этническую принадлежность и выводит из этого возможность присоединения к язычеству, действующему на какой-то этнически определенной территории. Например: язычник, поклоняющийся славянским богам или германским богам, может снова быть человеком из области, где исторически поклонялись этим богам. Таким образом, эта тенденция ставит под сомнение поклонение кельтским богам, например, на территории Канады или поклонение славянским богам на территории Великобритании.

Реконструктивизм  - уделяет большое внимание сохранившимся источникам и на их основе реконструирует свою веру. Его часто связывают с этническим язычеством. В качестве двух представителей упомянем Родную Веру или ADF - Ár nDraíocht Féin: Братство друидов.
Современные языческие культы  — это относительно новые организации, группы и традиции, выработавшие собственные верования, терминологию и зачастую собственную мораль и этику. Помимо вышеупомянутого АДФ, мы можем говорить о Викке или ОБОД. Эти культы часто имеют довольно четко определенные варианты вступления, зависящие от освоения вступительного обучения.

Эклектичные язычники  - под этой неприятно звучащей коробкой мы находим большинство язычников в Чешской Республике и, вполне возможно, в других местах. Многие люди, не желающие так строго определять себя этническими язычниками, не реконструирующие точно свою веру и не чувствующие родства с современными культами, как-то по-своему находят путь к язычеству. Сюда входят люди, практикующие народную магию и иногда даже не знающие, что то, во что они верят и что практикуют, называется язычеством.