Церковь вспоминала мученика Агафоника Никомидийского, однако простой народ готовился к встрече с лешим. Наши предки верили, что это был один из тех дней, когда лесной хозяин мог заглянуть в гости и вообще вел себя очень активно.
Поэтому мужики сторожили снопы — леший мог из чистого озорства разметать солому. Чтобы отпугнуть незваного гостя и защитить себя крестьяне надевали тулупы наизнанку и вооружались кочергой. Затем по заветам Хомы Брута кочергой же очерчивали круг вокруг гумна и сидели всю ночь, не переступая черты.
Вообще леший занимает видное место в народной демонологии, особенно в северных регионах Руси. Таинственный лесной царь был многолик как сам лес. С одной стороны, он мог предстать в образе благообразного седого старичка, а его истинную природу выдавали только перепутанная обувь, запахнутая слева направо одежда, красный кушак, отсутствие тени и ярко горящие глаза.
Но леший мог превратиться в любого зверя, причем часто белого цвета — например, в белого волка. А боровой — хозяин бора — часто представал в облике огромного медведя без хвоста. Вообще с животными у лешего были особые отношения. Волки считались его личными псами и преданными слугами, филины и сычи — гонцами и спутниками, медведи — лучшими друзьями. А на зайцев и белок леший играл в карты с хозяевами других лесов. Собак же хозяин леса не любил, а крика черного петуха вообще боялся.
Кстати, крик филина в этот день был верной приметой, что леший бродит где-то поблизости.
С другой стороны леший мог притвориться и знакомым — другом или родственником. В этих случаях лесной хозяин предлагал подвезти человека и сворачивал на незнакомую дорогу. Когда человек вслух начинал удивляться, крестился, вспоминал Бога или нецензурно ругался, то леший хохотал, свистел и исчезал. Человек же мог оказаться на крыше мельницы, дома, в незнакомом месте или вообще в другом городе.
Его рост тоже менялся — в лесу он мог быть величиной в дуб, а в поле — вровень с травой. Леший был связан и с воздушной стихией, принимая вид вихря. Сильный ветер в лесу часто связывали со свадьбами леших. Считалось, что вихрь в этом случае — свадебный поезд.
Кстати, с личной жизнью леших связан и еще один запрет дня. Лесной царь охотно женился на земных девушках. Избранницы лешего обычно очень скоро пропадали в лесу — иногда на время, иногда навсегда. В зоне риска были девушки, проклятые своими матерями или же обещанные лешему еще при рождении, но в принципе жертвой могла стать любая девица. Замужние женщины и вдовы интересовали лесного царя меньше, но и они не были в полной безопасности.
Поэтому 4 сентября незамужние девушки старались не выходить из дома, так как леший гулял по деревням и присматривал себе жен. Если же юная дева все-таки исчезала, значит леший обзавелся новой супругой. Такой же запрет касался и детей, которых леший мог похитить и воспитывать как своих. Впоследствии такие дети сами превращались в лесных духов.
В лесную чащу в этот день тоже не ходили, чтобы ненароком не рассердить лесного хозяина, который устраивал смотр всем зверям. Особенно не стоило заглядывать в лес дровосекам.
Так как все дороги, особенно лесные и проселочные, были во власти хозяина дубрав и рощ, путешествия в этот день считались нежелательными, опасными и вообще обреченными на неудачу.
Чтобы надежнее защитить дом от визита лешего — а он мог проникнуть в печную трубу в виде вихря — хозяйки пекли пироги с ягодами для домового, дворового, овинника и других домашних духов. Они же в ответ защищали свою территорию от нападок чужака. Сдобу оставляли за печкой, в овине, на чердаке и в бане.
Также в этот день не стоило дарить и принимать подарки, так как они могли стать источником неприятностей.
Ясный день и южный ветер были предвестниками солнечной погоды еще на месяц. Множество паутины — признак позднего снега и вообще поздней зимы. Богатый урожай орехов наоборот обещал снежную и морозную зиму.
#4 сентября #леший #мифология