Здравствуйте!
Самым дорогим для каждого из нас были, есть и будут дети.
На Руси в старину Богу не молились, - считали просто его внуками, да и сейчас это так.
От зла же детей защищали с помощью оберегов, обережной вышивки. Также приучали быть в жизни осторожными.
Мало кто ведает, что в родах наших вместе с рождением ребенка в доме поселялась Богиня Леля - Богиня нежности, любви и заботы.
Именно по имени этой Богини детскую кроватку назвали ЛЮЛЬКОЙ.
В нашем языке есть слово ЛЕЛЕЯТЬ, т.е. нежить, любить, защищать от зла.
Люлька
Люлька - это оберег для ребенка. Все дети должны начинать спать именно в такой кроватке. Это еще и естественный переход от плавания плода в чреве матери к земному бытию. В народе есть поверье: ЕСЛИ ЛЮЛЬКУ СМАСТЕРИТ САМ ОТЕЦ, то ребенок будет расти послушным, проблем с воспитанием не будет. Оберег для ребенка в славянской традиции — неотъемлемая часть нашей культуры.
Обереги, данные ребёнку, не только ограждают его от худа, но и помогают настраивать лад в душе, помогая маленькому человеку вырасти складным да ладным.
Традиции и обычаи
Традиции славянских оберегов для детей предписывают новорожденного заворачивать в старую родительскую одежду.
Оберегом для мальчика является отцовская рубаха, оберегом для новорожденной девочки — материнская рубаха.
На самого ребёнка до трёх лет не одевали нательных оберегов, считая, что это помешает его самостоятельному росту. Традиционные детские обереги для новорожденных:- колокольчик – считалось, что звук серебряного колокольца (или их множества) отгонял злых духов от малыша;- коняшка – деревянный конь-кочалка (напольные маленькие качели);- кукла-пеленашка – обережная кукла, которую клали всегда в постель грудному ребенку;- солнышко;- зайчик.
Ранний возраст
С трехгодовалого возраста ребёнку уже надевали личные нательные обереги. Их делали из дерева, ткани, серебра, на севере – из кости, рога, бересты. Вышивку на одежде особую не делали.
Мальчики и девочки бегали в одинаковых полотняных рубашечках, перешитых из взрослой одежды.
Для детей очень часто одежду перешивали из одежды для взрослых. И не только потому, что небогато жил, а еще и потому, что берегли труд природы и труд на изготовление ткани. И еще считали, что через одежду передается энергетика родителей, тем самым укреплялась связь ребенка с родом своим.
Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий.
Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.
Славянские обереги для детей и в этом возрасте не имели особого различия — до семи лет оберегом и для мальчика, и для девочки являлись «ладинцы» — знаки почти позабытого почитания Богини Лады (знак «алатырь» мог из настенного или вышитого знака переместиться теперь на нательный оберег).
Традиционные детские славянские обереги этого возраста:- ложка; - копоушка; - колотушка (погремушка); - деревянная игрушка;- колечко; - бубенчики; - подвески – тканные, кожаные, из бересты и др. со знаками «светоч», «род».
Обережная вышивка детской одежды славян.
Раньше на Руси детей носили на руках или подвязывали к спине или груди. Было удобно, а главное для здравия полезно. В колясках дети бывает чаще болеют, потому что вестибулярный аппарат расшатывается. Нельзя детей дергать, тем более с ног на голову!
Детей никогда не обманывали! Люди твердо знали, что вложишь в детей, то и получишь!
Соска - это первый обман, это инструмент выражения презрения и эгоизма родителей, современная соска это отрава! Ещё наш великий ученый М.В. Ломоносов писал, что всё противоречащее природе должно быть ОТВЕРГНУТО! Но люди наши игнорируют этот завет и ведутся на рекламу чужеземных бизнесменов, цель которых уничтожение народа нашего и обогащение!
Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины.
Это обычно приурочивалось к моменту третьей возрастной инициации – в три года (первая - Имянаречение с первого по 40-й день, вторая - Пострижины в год).
Старший возраст
С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты. Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась таже, родительская.
Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность.
Так, если отец ребенка был охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику.
Точно также по женской линии ремесло ”передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же. А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых.
Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия.
Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран.
У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.
Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.
Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов.
Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.
Продолжение следует...