Найти в Дзене
Мир Вокруг Нас

Как на Руси Детей Берегли

Здравствуйте! Самым дорогим для каждого из нас были, есть и будут дети. На Руси в старину Богу не молились, - считали просто его внуками, да и сейчас это так. От зла же детей защищали с помощью оберегов, обережной вышивки. Также приучали быть в жизни осторожными. Мало кто ведает, что в родах наших вместе с рождением ребенка в доме поселялась Богиня Леля - Богиня нежности, любви и заботы. Именно по имени этой Богини детскую кроватку назвали ЛЮЛЬКОЙ. В нашем языке есть слово ЛЕЛЕЯТЬ, т.е. нежить, любить, защищать от зла. Люлька Люлька - это оберег для ребенка. Все дети должны начинать спать именно в такой кроватке. Это еще и естественный переход от плавания плода в чреве матери к земному бытию. В народе есть поверье: ЕСЛИ ЛЮЛЬКУ СМАСТЕРИТ САМ ОТЕЦ, то ребенок будет расти послушным, проблем с воспитанием не будет. Оберег для ребенка в славянской традиции — неотъемлемая часть нашей культуры. Обереги, данные ребёнку, не только ограждают его от худа, но и помогают настраивать лад в душе, по
Изображение из внешнего источника
Изображение из внешнего источника

Здравствуйте!

Самым дорогим для каждого из нас были, есть и будут дети.

На Руси в старину Богу не молились, - считали просто его внуками, да и сейчас это так.

От зла же детей защищали с помощью оберегов, обережной вышивки. Также приучали быть в жизни осторожными.

Мало кто ведает, что в родах наших вместе с рождением ребенка в доме поселялась Богиня Леля - Богиня нежности, любви и заботы.

Именно по имени этой Богини детскую кроватку назвали ЛЮЛЬКОЙ.

В нашем языке есть слово ЛЕЛЕЯТЬ, т.е. нежить, любить, защищать от зла.

Люлька

Люлька - это оберег для ребенка. Все дети должны начинать спать именно в такой кроватке. Это еще и естественный переход от плавания плода в чреве матери к земному бытию. В народе есть поверье: ЕСЛИ ЛЮЛЬКУ СМАСТЕРИТ САМ ОТЕЦ, то ребенок будет расти послушным, проблем с воспитанием не будет. Оберег для ребенка в славянской традиции — неотъемлемая часть нашей культуры.

Обереги, данные ребёнку, не только ограждают его от худа, но и помогают настраивать лад в душе, помогая маленькому человеку вырасти складным да ладным.

Традиции и обычаи

Традиции славянских оберегов для детей предписывают новорожденного заворачивать в старую родительскую одежду.

Оберегом для мальчика является отцовская рубаха, оберегом для новорожденной девочки — материнская рубаха.

Изображение из внешнего источника
Изображение из внешнего источника

На самого ребёнка до трёх лет не одевали нательных оберегов, считая, что это помешает его самостоятельному росту. Традиционные детские обереги для новорожденных:- колокольчик – считалось, что звук серебряного колокольца (или их множества) отгонял злых духов от малыша;- коняшка – деревянный конь-кочалка (напольные маленькие качели);- кукла-пеленашка – обережная кукла, которую клали всегда в постель грудному ребенку;- солнышко;- зайчик.

Ранний возраст

С трехгодовалого возраста ребёнку уже надевали личные нательные обереги. Их делали из дерева, ткани, серебра, на севере – из кости, рога, бересты. Вышивку на одежде особую не делали.

Мальчики и девочки бегали в одинаковых полотняных рубашечках, перешитых из взрослой одежды.

Для детей очень часто одежду перешивали из одежды для взрослых. И не только потому, что небогато жил, а еще и потому, что берегли труд природы и труд на изготовление ткани. И еще считали, что через одежду передается энергетика родителей, тем самым укреплялась связь ребенка с родом своим.

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий.

Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Изображение из внешнего источника
Изображение из внешнего источника

Славянские обереги для детей и в этом возрасте не имели особого различия — до семи лет оберегом и для мальчика, и для девочки являлись «ладинцы» — знаки почти позабытого почитания Богини Лады (знак «алатырь» мог из настенного или вышитого знака переместиться теперь на нательный оберег).

Традиционные детские славянские обереги этого возраста:- ложка; - копоушка; - колотушка (погремушка); - деревянная игрушка;- колечко; - бубенчики; - подвески – тканные, кожаные, из бересты и др. со знаками «светоч», «род».

Обережная вышивка детской одежды славян.

Раньше на Руси детей носили на руках или подвязывали к спине или груди. Было удобно, а главное для здравия полезно. В колясках дети бывает чаще болеют, потому что вестибулярный аппарат расшатывается. Нельзя детей дергать, тем более с ног на голову!

Детей никогда не обманывали! Люди твердо знали, что вложишь в детей, то и получишь!

Соска - это первый обман, это инструмент выражения презрения и эгоизма родителей, современная соска это отрава! Ещё наш великий ученый М.В. Ломоносов писал, что всё противоречащее природе должно быть ОТВЕРГНУТО! Но люди наши игнорируют этот завет и ведутся на рекламу чужеземных бизнесменов, цель которых уничтожение народа нашего и обогащение!

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины.

Это обычно приурочивалось к моменту третьей возрастной инициации – в три года (первая - Имянаречение с первого по 40-й день, вторая - Пострижины в год).

Старший возраст

С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты. Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась таже, родительская.

-4

Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность.

Так, если отец ребенка был охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику.

Точно также по женской линии ремесло ”передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же. А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых.

Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия.

Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран.

У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов.

Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.

Продолжение следует...