Ночью 31 октября 1961 года тело бывшего Генсека СССР вынесли из мавзолея. Как принималось решение? Как проводилось захоронение? И неужели Ленину было неприятно лежать рядом со Сталиным?
Все хотят выгнать Сталина
Предложения по поводу выноса тела Сталина из мавзолея начались еще в 1956 году во время XX съезда КПСС, на котором был развенчан "культ личности". Спустя 5 лет Хрущев начал готовить почву и подбивать ЦК и политбюро на выдвижение идеи о перезахоронении Сталина.
План поддержали все, на XXII съезде был вынесен на обсуждение вопрос о перезахоронении. И для Хрущева было важно показать единение партии в этом вопросе, поэтому лично Никита Сергеевич никаких прямых заявлений не делал. Также было важно показать, что грузины тоже готовы поддержать вынос тела. К обсуждению были привлечены все члены партии. Но с Грузией произошли некоторые проблемы. Гиви Джавахишвили, являвшийся тогда премьер-министром, очень холодно высказался, быстро отчитался, надеясь, что на родине его не растерзают. Также Василий Мжаванадзе отказался от публичных заявлений и от участия в комиссии по захоронению, в которую был включен.
Но по всей стране вся партия была возбуждена и ратовала за вынос тела от Ленина. Очень знаменитой и показательной фразой стало высказывание Лазуркиной
Вчера во сне я советовалась с Ильичом, будто бы он передо мной живой стоял. И он мне сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принес партии.
30 октября съезд единогласно принимает постановление:
Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в Мавзолее саркофага с гробом И.В.Сталина, так как серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В.И.Ленина
Спрятали, чтобы не сбежал
В комиссии по перезахоронению Сталина участвуют около 30 человек. За ночь выкапываю могилу, обкладывают ее толстыми каменными плитами. По воспоминаниям Конева, участвовавшего захоронении, 30 октября перекрыли всю Красную площадь, золотые пуговицу на мундире заменили на латунные, накрыли тело вуалью, оставив лицо открытым. Некоторые плакали, смотря на его лицо, которое еще казалось живым. Также Конев пишет, что якобы было указание закрыть гроб двумя металлическими плитами, но в итоге просто закидали землей. По другим сведениям, гроб накрыли мраморной плитой, боялись, что восстанет и убежит.