Уик-энд в Нидерландах стал 8-м этапом для участников Формулы 3 в сезоне 2022-го года. Автогонки на трассе Зандфорт проходят с 1948-го года, хотя с тех пор конфигурация трассы несколько раз менялась, особенно в 1990-м и 1999-м году. Все эти годы первые три поворота оставались практически неизменными, и только во время последней реконструкции в 2020-м году несколько поворотов стали бэнкингами, т.е. поворотами с наклоном. Трасса имеет длину 4259 метров и состоит из 14 поворотов, поэтому мест для обгона в Зандфорте очень мало.
Новые участники
Из-за пересечения этапов Евроформулы и Формулы 3 Оливер Гёте и Кристиан Мэнселл не смогли выступить в Зандфорте, вместо этого отправившись в Имолу, чтобы продолжить борьбу за титул. Мэнселла в команде Charouz Racing System заменил Давид Шумахер – сын Ральфа, уже выступавший в Формуле 3 два полных сезона, а также стартовавший в Имоле во время второго этапа этого сезона. Основным чемпионатом для немецкого гонщика сейчас является DTM, где он выступает за рулём Mercedes-AMG GT3 Evo команды Winward и занимает 28-е место.
А вот за руль машины Campos Racing вновь сел дебютант – Себастьян Монтойя, сын Хуана-Пабло Монтойи, напарника Ральфа Шумахера по команде Williams в Формуле 1 с 2001-го по 2004-й год. Колумбиец в этом году стартовал в азиатской Региональной Формуле и в 12 часах Себринга, но его основной программой является Региональная Формула Alpine, где он выступает за команду Prema Racing и занимает 10-е место.
Квалификация
Квалификация в Зандфорте имеет большое значение, поскольку обгоны на узкой и извилистой трассе затруднены. Остановка сессии красными флагами из-за аварии Уильяма Алатало (Jenzer Motorsport) помешала многим быстрым гонщикам улучшить свои результаты. Быстрее всех оказался Зейн Мэлони – гонщик Trident опередил Витора Мартанса (ART Grand Prix) на 0.3 секунды. Мэлони стал первым гонщиком, завоевавшим больше одной поул-позиции в этом сезоне. За ними квалифицировались Джек Кроуфорд (Prema Racing) и Роман Станек (Trident). Монтойя сразу же обратил на себя внимание, заняв 7-е место. Красные флаги помешали Оливеру Берману и Артуру Леклеру из Prema Racing – только 14-я и 20-я позиции соответственно.
Спринтерская гонка
С первого ряда стартовали гонщики ART Grand Prix Хуан-Мануэль Корреа и Грегуар Соуси, за ними начинали гонку Зак О’Салливан (Carlin) и Кайо Коллет (MP Motorsport). Корреа выиграл старт, на 2-е место поднялся Коллет, 3-ю позицию сохранил О’Салливан, а на 4-е место поднялся Джонни Эдгар (Trident), оттеснив Соуси на 5-ю строчку. Отлично стартовал Витор Мартанс, выйдя с 11-го места на 7-е. Позади Франко Колапинто (Van Amersfoort Racing) опоздал с торможением и чуть не развернул Романа Станека, но оба гонщика продолжили гонку, потеряв несколько мест. Как ни странно, куда больше от этого столкновения пострадал Зейн Мэлони – ему пришлось выехать на гравий, уворачиваясь от Колапинто, что отбросило его на одну из последних позиций.
На 4-м круге Коллет попробовал атаковать Корреа по внешней траектории 1-го поворота, но американец сохранил лидерство. Впрочем, круг спустя бразилец повторил свой манёвр и вышел вперёд – на этот раз гонщики проехали бок о бок 3 поворота, оставив друг другу достаточно места.
А вот у Рафаэля Вильягомеса (Van Amersfoort Racing) в том же месте не получилось обогнать Брэда Бенавидеса – мексиканец ошибся на торможении и развернул машину гонщика Carlin, за что позже получил 10 секунд штрафа.
Самыми активными в середине гонки выглядели прорывавшиеся вперёд Артур Леклер и Зейн Мэлони – только им удавалось совершать обгоны, но они были слишком далеко от первой десятки, которая получает очки на финише. Леклер в итоге добрался до 12-го места, на последних кругах обогнав в тройной борьбе Александра Смоляра (MP Motorsport) и Франко Колапинто, а Мэлони стал 17-м.
Джек Кроуфорд тоже пытался улучшить свою позицию и обогнать Монтойю в борьбе за 8-е место, но колумбиец уверенно оборонялся и в итоге остался впереди американца.
Кайо Коллет одержал вторую победу в сезоне, оторвавшись от Хуана-Мануэля Корреа на 4 секунды. Дополнил подиум Зак О’Салливан – второй раз в сезоне.
Результаты первой гонки:
Основная гонка
С первого ряда стартовали Зейн Мэлони и Витор Мартанс, за ними расположились Джек Кроуфорд и Роман Станек – в соответствии с результатами квалификации. Мартанс выиграл старт, протиснувшись между машиной Мэлони и стеной на стартовой прямой, на 3-м месте удержался Кроуфорд, а Франко Колапинто опередил Станека и вышел на 4-ю позицию. Мэлони пытался вернуть лидерство по внешней траектории первого поворота, но оказался в гравии, хоть и сохранив 2-е место.
На 2-м круге Брэд Бенавидес немного перестарался, защищая 14-е место от Куша Майни (MP Motorsport), и выехал в гравий в первом повороте, откатившись на 19-е место. Бенавидес пытался отыграться, но через 2 круга ошибся на торможении перед вторым поворотом и врезался в Уильяма Алатало – уик-энд в Зандфорте для обоих сложился куда менее удачно, чем в Спа. На трассу выехал автомобиль безопасности.
На 8-м круге был дан рестарт, и в этот момент Джек Кроуфорд выпал из числа претендентов на подиум – атакуя Мэлони, он выехал за пределы трассы в первом повороте и оказался на 9-м месте. Не очень удачно провёл рестарт и Джонни Эдгар, пропустив Кайо Коллета и Себастьяна Монтойю, опустившись на 8-е место.
Зейн Мэлони всё же вернул себе лидерство в гонке, обогнав Мартанса в первом повороте на 12-м круге и начав отрываться от француза, а позади них Кроуфорд опередил Эдгара и вышел на 8-е место. Вскоре позади американца остался и Монтойя. Мартанс рисковал потерять и 2-е место – Колапинто и Станек были явно быстрее, но на 17-м круге из-за технических проблем Давид Видалес (Campos Racing) был вынужден остановить свою машину во втором повороте. Был введён режим виртуальной машины безопасности, которую вскоре сменила реальная – Грегуар Соуси врезался в Зака О’Салливана и потерял часть носового обтекателя, усеяв трассу обломками.
Борьба возобновилась на 21-м круге и продлилась 1 круг – Хуан-Мануэль Корреа развернул Рафаэля Вильягомеса, и машина мексиканца застряла в гравии. За это время Оливер Берман успел обогнать Александра Смоляра, продолжавшего гонку на повреждённой машине Соуси, а также О’Салливана, хотя Зак в последний момент захлопнул калитку и британцы столкнулись – всё это происходило в необгонных 8-м и 9-м поворотах.
На 25-м круге был дан рестарт – гонщикам оставалось проехать 2 круга. Пелотон разделился на 2 группы, поскольку Берман сильно отстал от Эдгара перед рестартом. На последнем круге Кроуфорд обогнал Коллета и стал 6-м.
Зейн Мэлони одержал вторую победу в сезоне – и вновь в более значимой основной гонке. Дополнили подиум Витор Мартанс и Франко Колапинто. По 10 секунд штрафа получили О’Салливан и Корреа за инциденты с Берманом и Вильягомесом соответственно, что лишило их 12-го и 18-го места. Но награда нашла и Бермана – за оттормаживание соперников за последним автомобилем безопасности он был наказан 20-секундным штрафом и потерял 10-е место, которое унаследовал Александр Смоляр.
Результаты второй гонки:
Итоги
Шансы на титул сохраняют Витор Мартанс, Исак Хаджар, Роман Станек, Оливер Берман, Зейн Мэлони, Артур Леклер и Джек Кроуфорд, хотя американец отстаёт от лидирующего Мартанса на 36 очков перед заключительным этапом в Монце. За один этап Формулы 3 можно набрать 39 очков, если выиграть квалификацию, обе гонки и проехать в них быстрейший круг. В этом году рекордсменом по количеству очков за этап является Роман Станек – чех набрал 33 очка в Имоле, выиграв основную гонку и заняв 4-е место в спринте, а также записав на свой счёт один быстрейший круг.
Витор Мартанс не осторожничал, считая очки для борьбы за чемпионский титул, а атаковал при малейшей возможности – это позволило ему отыграться после провального этапа в Спа и вернуться в лидеры чемпионата.
После второй победы в сезоне Зейн Мэлони проигрывает лидеру 24 очка – потерянные в начале сезона баллы сейчас очень пригодились бы гонщику Trident. Этап в Монце даст ответ, не стоил ли Зейну разворот за автомобилем безопасности в Имоле чемпионского титула.
Для Франко Колапинто 3-е место на финише стало третьим же подиумом, но он впервые финишировал в первой тройке в основной гонке. Аргентинец вновь имел хороший гоночный темп, но на этот раз он уверенно выступил и в квалификации, что дало ему возможность стартовать из первых рядов.
Ошибка и штраф в основной гонке не помешали Хуану-Мануэлю Корреа стать героем этапа в Зандфорте. 2-е место в спринтерской гонке стало его первым подиумом после страшной аварии в Спа 3 года назад в гонке Формулы 2, унесшей жизнь Антуана Юбера. После финиша спринтерской гонки Корреа посвятил свой успех французскому гонщику, в память о котором на его шлеме изображена звезда.
Себастьян Монтойя повторил успех Оливера Гёте, с первой попытки набрав очки за рулём машины Формулы 3, не имея опыта предсезонных тестов. Кроме того, он сразу показал умение обгонять и защищать свою позицию в борьбе с Джеком Кроуфордом и Джонни Эдгаром.
Положение в чемпионате:
#f3 #formula3 #racing #autosport #whitekostik