В этой статье вы узнаете какие изменения основные, что маркировать нужно, а что не нужно и как это делать. Как учитывать рекламу и кто это должен делать. А также какие предусмотрены штрафы и как их избежать.
Поправки в закон о рекламе вызвали много вопросов у бизнеса. Адвокат, управляющий партнер B2B Law Адвокаты бизнеса Демин И.А. изучил сами поправки в закон, Постановления Правительства РФ, рекомендации Роскомнадзора, АКАР, АРИР, чтобы рассказать о них простым языком.
Что произошло?
Были приняты поправки в закон о рекламе, которые сильно меняют правила игры на рынке. Поправки вступили в силу 1 сентября.
Какие основные изменения?
Основных два:
1. Теперь всю рекламу нужно помечать как «рекламу» и указывать данные рекламодателя;
2. Вводится единый учет рекламы государством.
Начнем с маркировки.
Что такое реклама?
Если коротко, то реклама, это всё, что стимулирует купить.
Официальное определение даёт Закон о рекламе:
«Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Что не нужно маркировать?
1. E-mail рассылку;
2. Рассылку в соцсетях «группам пользователей»;
3. Теле и радио передачи, если они точь-в-точь такие же, какими были в эфире.
Пруф – Распоряжение правительства
- Получается, нативную рекламу надо маркировать? ДА
- И баннерную рекламу? ДА
- И на своей странице в соцсетях? ДА
- А если на заборе написать? НЕТ, потому что закон касается рекламы в Интернете
- А реклама в Телеграме? ДА
- А реклама на своем сайте? Вот это как раз единственный случай, когда ответ НЕТ, так как это информирование посетителей об ассортименте, а не реклама. Хотя и тут есть исключения, смотрите ответ на вопрос 62).
А как маркировать?
По закону нужна:
1. Пометка «реклама»;
2. Указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
А как технически делать маркировку?
В ответах на вопросы от Роскомнадзора указано, что не на всех площадках ещё технически реализована маркировка, но она находится «в работе». Хотя я лично сомневаюсь, что Телеграм пойдет навстречу Роскомнадзору.
Тем не менее, в тех же ответах указано, что регистрировать такую рекламу всё равно нужно. Пруф в ответе на вопрос 51 (ссылка на ответы в конце статьи).
Видимо, в дальнейшем требования к маркировке сформирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Самое время перейти к единому учету рекламы.
Какая реклама учитывается?
Как указал Роскомнадзор в ответах на вопросы «реклама в любых формах и форматах подлежит учету» (это ответ на вопрос 58).
Кто должен передавать сведения о рекламе?
Рекламодатели, то есть те, кто хотят привлечь внимание к своим товарам или услугам, кроме тех, кто переложил эту обязанность на агентства (рекламораспространителей) или операторы рекламных систем.
Рекламораспространители – агентства, то есть все, кто организуют распространение рекламы.
Вывод: рекомендую бизнесу предусмотреть в договоре с рекламным агентством, что именно последние отвечают за передачу сведений о рекламе государству.
Пруф (Постановление Правительства) по ссылке
Как учитывать рекламу?
Большинство операторов (проверено автором во Вконтакте и Яндекс.Директе) уже предлагают добровольно согласиться на передачу данных в ОРД. Я рекомендую согласиться, потому что по ссылке находится соглашение, по которому Вконтакте берет на себя обязанность передать данные (см. скрин). Если не согласитесь — должны будете передать сами.
Яндекс вообще планирует создать партнерский кабинет, «задача которого — упростить рутинные операционные процессы, связанные с новым законом». Но пока он находится в стадии разработки.
Про маркировку на Яндексе читайте тут.
Как будут наказывать?
В законе очень загадочно добавили ответственность за маркировку на рекламораспространителей, но умолчали про рекламодателей. Это значит, что либо рекламодателей не планируют штрафовать, либо всё же будут штрафовать по общей статье за нарушение Закона о рекламе. Это мы увидим только на практике.
Часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает следующие штрафы.
- на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
- на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
На данный момент Роскомнадзор обещает не штрафовать участников рынка как минимум 2 месяца, а по некоторым данным и до марта 2023 (пруф). Правда, на официальных источниках подтверждения этой информации нет.
Так, может, тогда не нужно пока заморачиваться? Принимайте решение сами. Но не забывайте, что срок привлечения к административной ответственности - 1 год, а официального комментария о том, что привлекать не будут - нет. А сама проверка будет проводиться в автоматизированном режиме и не факт, что будет учитывать неофициальные комментарии.
Итак, последний вопрос,
Что делать?
Если вы бизнес (рекламодатель), то
1. Постарайтесь переложить ответственность за учет рекламы в единой системе на рекламораспространителя или рекламное агентство;
2. На всякий случай, если площадка сама не маркирует вашу рекламу «рекламой» делайте это сами. Этот пункт актуален и для блогеров / инфлюенсеров;
3. Отслеживайте новости, следите за практикой применения закона;
4. Соглашайтесь на передачу данных в ОРД, если такая опция вам предлагается рекламными площадками.
БОНУС. А вот и ответы на 87 вопросов Роскомнадзору. Осторожно, много букв (55 страниц)!
Если остались вопросы - пишите в комментариях.
Илья Демин, адвокат, управляющий B2B Law.