Найти тему
Tallirr: history, art & teaching

Маленькая Япония Винсента Ван Гога

Взаимопроникновение культур - один из важнейших факторов развития. Ведь именно перенимания лучшее, что есть в других течениях и народах можно добиться чего-то нового. Всегда особенно интересно наблюдать за интеграционными процессами между "Западом" и "Востоком", ведь их изначальная непохожесть помогает создать нечто совершенно новое и уникальное. Так происходило с изобразительным искусством: интерес французских живописцев к культуре и философии Японии помогал развиваться таким направлениям как импрессионизм и постимпрессионизм. И, конечно же, в данной теме никак нельзя пройти мимо творчества Винсента Ван Гога.

Винсент Ван Гог – великий нидерландский художник-постимпрессионист. Прославился своими портретами, автопортретами и потрясающими пейзажами. Особенно впечатляет отображение цвета в картинах художника.

Как и многие великие художники, свое признание он получил только после самоубийства.

У Винсента Ван Гога была весьма непростая судьба. С детства он выделялся среди других детей Теодора Ван Гога и Анны Корнелии. Винсента считали своенравным и трудным ребенком, а гувернантка и вовсе считала мальчика неприятным ребенком, у которого не будет «светлого будущего». В то же время, в общении с окружающими Винсент Ван Гог был тихим, скромным, серьезным и задумчивым мальчуганом.

«Моё детство было мрачным, холодным и пустым...»
Винсент Ван Гог

Путь к искусству был долог и тернист: Винсент успел попробовать себя и в качестве священника, и в качестве продавца искусства, и даже в роли учителя. Тем не менее, за 10 лет своей художественной жизни он успел создать огромное количество произведений.

Особой темой для Ван Гога была Япония: несмотря на катастрофическое отсутствие денег Винсент маниакально коллекционировал предметы, связанные с далекой страной.

Впервые японские гравюры попались Ван Гогу на глаза в Антверпене, тем не менее настоящая мода на восточное искусство захватила Винсента во Франции. Популярности всего «японского» поспособствовала книга братьев де Гонкур «Манетт Соломон», 1867 г. С тех пор среди французских художников началась настоящая «японская лихорадка»: все старательно добавляли в свои работы восточные детали. Даже появился специальный термин «Японизм». Тем не менее, конечно, у «Японизма» было очень мало общего с истинной японской культурой: это скорее было поверхностное восприятие образа и желание отразить в своих полотнах и жизни атмосферу экзотичной страны, где все живут в гармонии с собой и миром.

Клод Моне. «Японизм» (Камилла в японском кимоно), 1876 г.
Клод Моне. «Японизм» (Камилла в японском кимоно), 1876 г.

Естественно, эта мода захватила и впечатлительного художника. Однако, простым «собирательством» дело не закончилось: Винсент стал копировать попадающиеся гравюры, наделяя их новыми яркими красками.

Зачастую при копировании художник добавлял в картину новые элементы, призванные не только украсить, но и в большей степени раскрыть содержание полотна. Так на скопированном изображении гейши работы Кэйсая Эйсэна, Винсент Ван Гог добавить декоративную рамку с изображением речного пейзажа. Часть исследователей полагает, что такое оформление не случайно, так как слова «grue» (журавль) и «grenoille» (лягушка) во французском жаргоне могут обозначать девушку легкого поведения. На это же намекает и данное картине название «Куртизанка». Именно так в европейской культуре чаще всего воспринимают гейш.

После этого восточные мотивы проскакивают во многих картинах художника. Так, на портрете папаши Танги (владелец магазина художественных принадлежностей) он изображает Жюльена-Франсуа Танги в образе будды и помещает на фоне большое количество гравюр.

Винсент Ван Гог. "Портрет папаши Танги", 1887 г.
Винсент Ван Гог. "Портрет папаши Танги", 1887 г.

В сознании Винсента Ван Гога эквивалентом Японии был Арль, на юге Франции. Отправляясь туда он даже писал брату Тео и Полю Гогену, что едет в Японию.

«Мы любим японскую живопись, мы испытали ее влияние — у всех импрессионистов есть с ней что-то общее. Но почему мы не едем в Японию, точнее, в то место, которое является эквивалентом Японии — на юг Франции? Я верю, что будущее нового искусства лежит на юге».

В Арле особенно проявилось стремление Винсента наблюдать за природой и изображать ее на своих полотнах. Именно так художник воспринимал японскую философию и искусство.

«В японском искусстве мы видим человека, несомненно, мудрого, философствующего, интеллектуального. Как он проводит свое время? Рассчитывая расстояние между Землей и Луной? Нет. Изучая политику Бисмарка? Нет. Он занят наблюдением за травинкой...
Цветущее дерево груши, 1888 Взаимопроникновение культур - один из важнейших факторов развития. Ведь именно перенимания лучшее, что есть в других течениях и народах можно добиться чего-то нового. Всегда особенно интересно наблюдать за интеграционными процессами между "Западом" и "Востоком", ведь их изначальная непохожесть помогает создать нечто совершенно новое и уникальное. Так происходило с изобразительным искусством: интерес французских живописцев к культуре и философии Японии помогал развиваться таким направлениям как импрессионизм и постимпрессионизм. И, конечно же, в данной теме никак нельзя пройти мимо творчества Винсента Ван Гога.
Цветущее дерево груши, 1888 Взаимопроникновение культур - один из важнейших факторов развития. Ведь именно перенимания лучшее, что есть в других течениях и народах можно добиться чего-то нового. Всегда особенно интересно наблюдать за интеграционными процессами между "Западом" и "Востоком", ведь их изначальная непохожесть помогает создать нечто совершенно новое и уникальное. Так происходило с изобразительным искусством: интерес французских живописцев к культуре и философии Японии помогал развиваться таким направлениям как импрессионизм и постимпрессионизм. И, конечно же, в данной теме никак нельзя пройти мимо творчества Винсента Ван Гога.
Цветущий миндаль. Винсент Ван Гог, 1890.
Цветущий миндаль. Винсент Ван Гог, 1890.
Персиковое дерево в цвету, Март 1890
Персиковое дерево в цвету, Март 1890
Ветка цветущего миндаля. Винсент Ван Гог, Март 1888.
Ветка цветущего миндаля. Винсент Ван Гог, Март 1888.
Белый сад. Винсент Ван Гог, Апрель 1888
Белый сад. Винсент Ван Гог, Апрель 1888

Об искусстве, с любовью,
Tallirr.

#Tallirr_об_искусстве

P. S. Естественно, когда речь идет о ВЗАИМОвлиянии, подразумевается и обратный процесс. Было бы вам интересно посмотреть на творчество Японских художников, вдохновлявшихся европейским искусством?