Взаимопроникновение культур - один из важнейших факторов развития. Ведь именно перенимания лучшее, что есть в других течениях и народах можно добиться чего-то нового. Всегда особенно интересно наблюдать за интеграционными процессами между "Западом" и "Востоком", ведь их изначальная непохожесть помогает создать нечто совершенно новое и уникальное. Так происходило с изобразительным искусством: интерес французских живописцев к культуре и философии Японии помогал развиваться таким направлениям как импрессионизм и постимпрессионизм. И, конечно же, в данной теме никак нельзя пройти мимо творчества Винсента Ван Гога.
Винсент Ван Гог – великий нидерландский художник-постимпрессионист. Прославился своими портретами, автопортретами и потрясающими пейзажами. Особенно впечатляет отображение цвета в картинах художника.
Как и многие великие художники, свое признание он получил только после самоубийства.
У Винсента Ван Гога была весьма непростая судьба. С детства он выделялся среди других детей Теодора Ван Гога и Анны Корнелии. Винсента считали своенравным и трудным ребенком, а гувернантка и вовсе считала мальчика неприятным ребенком, у которого не будет «светлого будущего». В то же время, в общении с окружающими Винсент Ван Гог был тихим, скромным, серьезным и задумчивым мальчуганом.
«Моё детство было мрачным, холодным и пустым...»
Винсент Ван Гог
Путь к искусству был долог и тернист: Винсент успел попробовать себя и в качестве священника, и в качестве продавца искусства, и даже в роли учителя. Тем не менее, за 10 лет своей художественной жизни он успел создать огромное количество произведений.
Особой темой для Ван Гога была Япония: несмотря на катастрофическое отсутствие денег Винсент маниакально коллекционировал предметы, связанные с далекой страной.
Впервые японские гравюры попались Ван Гогу на глаза в Антверпене, тем не менее настоящая мода на восточное искусство захватила Винсента во Франции. Популярности всего «японского» поспособствовала книга братьев де Гонкур «Манетт Соломон», 1867 г. С тех пор среди французских художников началась настоящая «японская лихорадка»: все старательно добавляли в свои работы восточные детали. Даже появился специальный термин «Японизм». Тем не менее, конечно, у «Японизма» было очень мало общего с истинной японской культурой: это скорее было поверхностное восприятие образа и желание отразить в своих полотнах и жизни атмосферу экзотичной страны, где все живут в гармонии с собой и миром.
Естественно, эта мода захватила и впечатлительного художника. Однако, простым «собирательством» дело не закончилось: Винсент стал копировать попадающиеся гравюры, наделяя их новыми яркими красками.
Зачастую при копировании художник добавлял в картину новые элементы, призванные не только украсить, но и в большей степени раскрыть содержание полотна. Так на скопированном изображении гейши работы Кэйсая Эйсэна, Винсент Ван Гог добавить декоративную рамку с изображением речного пейзажа. Часть исследователей полагает, что такое оформление не случайно, так как слова «grue» (журавль) и «grenoille» (лягушка) во французском жаргоне могут обозначать девушку легкого поведения. На это же намекает и данное картине название «Куртизанка». Именно так в европейской культуре чаще всего воспринимают гейш.
После этого восточные мотивы проскакивают во многих картинах художника. Так, на портрете папаши Танги (владелец магазина художественных принадлежностей) он изображает Жюльена-Франсуа Танги в образе будды и помещает на фоне большое количество гравюр.
В сознании Винсента Ван Гога эквивалентом Японии был Арль, на юге Франции. Отправляясь туда он даже писал брату Тео и Полю Гогену, что едет в Японию.
«Мы любим японскую живопись, мы испытали ее влияние — у всех импрессионистов есть с ней что-то общее. Но почему мы не едем в Японию, точнее, в то место, которое является эквивалентом Японии — на юг Франции? Я верю, что будущее нового искусства лежит на юге».
В Арле особенно проявилось стремление Винсента наблюдать за природой и изображать ее на своих полотнах. Именно так художник воспринимал японскую философию и искусство.
«В японском искусстве мы видим человека, несомненно, мудрого, философствующего, интеллектуального. Как он проводит свое время? Рассчитывая расстояние между Землей и Луной? Нет. Изучая политику Бисмарка? Нет. Он занят наблюдением за травинкой...
Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве
P. S. Естественно, когда речь идет о ВЗАИМОвлиянии, подразумевается и обратный процесс. Было бы вам интересно посмотреть на творчество Японских художников, вдохновлявшихся европейским искусством?