Найти тему
Словодел

Фильм «Молодость» Дмитрия Давыдова: новый расцвет якутского кино

Оглавление

В последние годы якутскому кино удалось стать брендом. Оно активно развивается, завоевывает интерес и любовь зрителя – несмотря на то, что известных картин якутских режиссеров по-прежнему мало. Очередной якутский фильм режиссера Дмитрия Давыдова был представлен в рамках 44-го ММКФ и даже получил диплом Федерации киноклубов России. Чем же он понравился и как через него зайти в понимание якутского кино? Читайте в нашем материале.

Сахалливуд

Мы часто слышим, что российских кинематограф, мягко говоря, не очень. Мол, российское кино – это скорее пародия на американский кинематограф, с довольно слабой актерской игрой, посредственными сценариями и постоянными козловскими-петровыми в кадре. Безусловно, такие фильмы тоже есть, и они пользуются популярностью у зрителя. Однако с общей оценкой российского кинематографа как плохого согласиться категорически нельзя.

Да и что такое «российский кинематограф»? Например, якутский кинематограф – тоже российский. Но его действительно можно рассматривать как расцветающий культурный феномен. «Сахалливуд» - якутское кино – странное. С одной стороны, это совершенно незнакомый якутский язык (саха тыла), перемешанный с чистейшим русским, непривычные европейскому зрителю лица. С другой стороны, зритель все равно понимает, что это наше, родное – такое же грустное и с юморком, в простой деревне с местным магазинчиком, типичным домом культуры и несколькими дворами. В якутском кино древняя мифология перемешана с якутской современностью, и все это приправлено, на взгляд европейского человека, с совершенно ужасающим холодом. И это стоит видеть.

Фильм «Молодость» Дмитрия Давыдова получил диплом Федерации киноклубов России на 44-м ММКФ, где фильм был представлен в основной конкурной программе. Дмитрий Давыдов уже получал признание кинокритиков – за свою предыдущую картину «Пугало», ставшую неожиданным зрительским хитом и окупившую свой бюджет в полтора миллиона рублей в семь с половиной раз. Успехом пользовался и другой фильм Давыдова – «Костер на ветру». Но не один Давыдов представляет Сахалливуд – это и якутский хоррор «Иччи», и драма про дальнобойщика «Черный снег», и гипнотическая картина «Царь-птица» («Тойон кыыл»), и многие другие картины.

Красота при низких температурах

Как однажды написал Иосиф Бродский: «Красота при низких температурах – настоящая красота». Фильм «Молодость» начинает нравится с первых секунд, когда авторы предупреждают о том, что он был снят зимой при температуре -56 градусов по Цельсию. От этих слов становится особенно тепло в кресле кинотеатра.

Фильм «Молодость» рассказывает историю 40-летнего Василия, который возвращается в родную деревню после двадцати лет жизни в большом городе. Там у него осталась жена и ребенок, а тут – ничего. Только старая изба в наследство от умерших родителей, да алименты. Вася пытается заново построить жизнь, наладить быт. Он устраивается кочегаром, вспоминает одноклассников, наведывается в магазин за бутылочкой. Пытается жить, да все не получается. В родном поселке он абсолютно один, никому не нужен и совершенно не знает, что с этим делать.

Вот и фильм получился таким же – медленным, забавным, с грустью и тоской. Василий ходит туда-сюда, как муха у себя в избе, которая вылетела из ниоткуда и никуда не летит, просто жужжит. Да, кому-то может показаться, что фильм «Молодость» - это монотонная нудятина. Придет ли куда-нибудь Василий? Сможет ли обустроить свою избу? Вспомнят ли его одноклассники? Почему в отделении полиции Василий чувствует себя уютнее, чем дома? Ответ: потому что там его жизнью интересуется хотя бы участковый.

-2

Медленное кино

Трагикомедия «Молодость» («Эдэр Саас») названа в честь песни якутской рок-группы «Хардыы» - кстати, горячо рекомендована к прослушиванию, это действительно необычная музыка. Это медленный, монотонный, медитатичный фильм, который медленно погружает в неопределенный и однообразный быт Василия. И, думается, что иначе это было бы не показать.

В этом фильме есть что-то от великих мастеров кадра – например, медитативных картин Джима Джармуша или от японского кинематографа, когда в монотонной и скучной повседневности обнаруживается своя красота, а маленькие радости приобретают особую силу.

При этом, «Молодость» действительно можно назвать комедией. Смешные диалоги между героями, забавные ситуации – чего стоит фраза «Когда это якуты снимали хорошее кино?» под кадры из якутской постановки «Дракулы». И вся эта якутская экзотика смешивается с бытом типичной русской глубинки.

-3

Это и есть якутское кино. С фильма «Молодость» можно начать погружаться в удивительный мир Сахалливуда.