Найти тему
Видоискатель

«Китайский дворец» в Ораниенбауме

«Китайский дворец» расположен в Верхнем парке Ораниенбаума. По замыслу императрицы этот дворец стал частью «Собственной дачи» Екатерины II. Слово «собственный» означало в те времена, что сюда допускались только приближенные или особо приглашенные лица. Дворец был построен в 1762 – 1768 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди в модном тогда стиле рококо. Первоначально дворец был одноэтажным, а современный вид он приобрел только в середине XIX века, когда был надстроен второй этаж и были внесены дополнительные изменения.

Сначала дворец назвали «Голландским домиком». Только спустя 6 лет после постройки его стали именовать «Китайским дворцом» из-за того, что часть интерьеров дворца была стилизована в духе китайских традиций и в них были использованы подлинные образцы китайского искусства.

Давайте заглянем во дворец и убедимся в том, что он не зря получил такое название. К сожалению, никакие, пусть даже самые профессиональные фотографии не могут передать всю изысканность и нарядность интерьеров «Китайского дворца». К тому же, многие помещения небольшие, и объектив фотоаппарата не позволяет охватить их в полной мере. Поэтому такие помещения представлены здесь только фрагментами.

Войдя во дворец с центрального входа, мы попадаем в «Переднюю». Это помещение служило вестибюлем. Стены «Передней» украшены росписями итальянских художников Стефано Торелли и Серафино Бароцци. Полом служит наборный паркет, изготовленный по рисункам Антонио Ринальди из нескольких пород дерева.

-2
-3

Пройдя «Переднюю», мы попадаем в «Гардеробную». Название этого помещения довольно условное, т.к. оно в дальнейшем использовалось не только как гардеробная, но и как буфетная, и даже как библиотека. Это помещение неоднократно перестраивалось. Первоначальный вид сохранила только стена над камином.

-4
-5
-6

За «Гардеробной» располагается «Розовая гостиная», которая связывает анфиладу парадных залов с помещениями, которые служили половиной сына Екатерины II, великого князя Павла Петровича. Изначально комната была украшена живописным панно, и она даже носила второе название: «Живописная предпочивальня». Но из-за ошибки архитектора, использовавшего слишком низкий фундамент, грунтовые воды попадали в подполье, и повышенная влага привела к порче части элементов интерьера. В том числе, не сохранилась живописная роспись стен «Розовой гостиной». При перестройке в середине XIX века на стенах вместо панно появились бумажные обои.

-7
-8
-9

Ознакомившись с «Розовой гостиной», пройдем в «Штофную опочивальню». Штофом раньше называли немецкую плотную ткань (от немецкого stoff – материал, ткань), которую, в частности, использовали в качестве обоев. «Штофная опочивальня» служила парадной спальней наследника престола Павла Петровича. Примечательно, что в стене сделана потайная дверь, которая ведет в кабинет Павла. Другой двери, ведущей в кабинет Павла из внутренних помещений дворца нет. Поэтому попасть в него сейчас можно только снаружи через отдельный вход.

-10
-11

За «Штофной опочивальней» находится небольшая комната «Будуар», обшитая деревом. Проход в нее запрещен, но можно рассмотреть её через открытую дверь.

-12

Чтобы попасть в парадную анфиладу дворца, необходимо вернуться назад и через «Розовую гостиную» пройти в «Голубую гостиную», которая расположена в восточной части парадной анфилады. Эта комната изначально была отделана голубым шелком – отсюда и название. В середине XIX века обветшавшую ткань заменили живописной отделкой кисти русского художника Александра Егоровича Бейдемана.

-13

Крайней комнатой восточной части парадной анфилады является «Зал муз». Этот зал сохранил свою первоначальную отделку. Как видно из названия, зал предназначался для музыкальных концертов.

-14

Вернувшись назад, через «Голубую гостиную» пройдем в «Стеклярусный кабинет», сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Екатерина II особенно гордилась отделкой этой комнаты, стены которой переливаются в лучах света, и любила демонстрировать её гостям.

-15
-16
-17
-18

«Стеклярусный кабинет» граничит с центральной частью парадной анфилады, «Большим залом». Этот зал служил для приемов и торжественных обедов.

-19
-20
-21

Из «Большого зала» проходим в западную часть парадной анфилады. Её открывает «Штукатурный покой». Это помещение практически полностью сохранило отделку XVIII века. Стены украшены орнаментом, выполненным мастером Альберто Джани в технике намазной лепки. Благодаря тончайшему лепному декору помещение и получило такое название.

-22
-23

Пройдя «Штукатурный покой», попадаем в «Китайскую комнату», оформленную в характере китайского искусства «шинуазри».

-24
-25

Фигурка «цилинь» – химерического существа в китайской мифологии:

-26

Крайней комнатой западной части парадной анфилады является «Китайская галерея». Пишут, что это был любимый зал Екатерины II.

В интерьере галереи представлен бильярдный стол работы английского мастера Р. Кларка, приобретенный великим князем Петром Федоровичем в 1748 году.

-27
-28
-29

«Китайской галереей» завершается экспозиция. Здесь можно выйти из музея и по тем же билетам пройти через отдельный вход в кабинет Павла. В интерьере кабинета обращают на себя внимание мраморные панно в золоченых рамах, изготовленные в Китае во второй половине XVIII века.

-30
-31

Пока на реставрации находятся несколько комнат половины Екатерины II. Поэтому хотелось бы вернуться в «Китайский дворец», когда реставрация закончится.

#ораниенбаум #китайский_дворец #музей #стеклярусный_кабинет #императрица #парк #санкт_петербург #ломоносов