«Китайский дворец» расположен в Верхнем парке Ораниенбаума. По замыслу императрицы этот дворец стал частью «Собственной дачи» Екатерины II. Слово «собственный» означало в те времена, что сюда допускались только приближенные или особо приглашенные лица. Дворец был построен в 1762 – 1768 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди в модном тогда стиле рококо. Первоначально дворец был одноэтажным, а современный вид он приобрел только в середине XIX века, когда был надстроен второй этаж и были внесены дополнительные изменения.
Сначала дворец назвали «Голландским домиком». Только спустя 6 лет после постройки его стали именовать «Китайским дворцом» из-за того, что часть интерьеров дворца была стилизована в духе китайских традиций и в них были использованы подлинные образцы китайского искусства.
Давайте заглянем во дворец и убедимся в том, что он не зря получил такое название. К сожалению, никакие, пусть даже самые профессиональные фотографии не могут передать всю изысканность и нарядность интерьеров «Китайского дворца». К тому же, многие помещения небольшие, и объектив фотоаппарата не позволяет охватить их в полной мере. Поэтому такие помещения представлены здесь только фрагментами.
Войдя во дворец с центрального входа, мы попадаем в «Переднюю». Это помещение служило вестибюлем. Стены «Передней» украшены росписями итальянских художников Стефано Торелли и Серафино Бароцци. Полом служит наборный паркет, изготовленный по рисункам Антонио Ринальди из нескольких пород дерева.
Пройдя «Переднюю», мы попадаем в «Гардеробную». Название этого помещения довольно условное, т.к. оно в дальнейшем использовалось не только как гардеробная, но и как буфетная, и даже как библиотека. Это помещение неоднократно перестраивалось. Первоначальный вид сохранила только стена над камином.
За «Гардеробной» располагается «Розовая гостиная», которая связывает анфиладу парадных залов с помещениями, которые служили половиной сына Екатерины II, великого князя Павла Петровича. Изначально комната была украшена живописным панно, и она даже носила второе название: «Живописная предпочивальня». Но из-за ошибки архитектора, использовавшего слишком низкий фундамент, грунтовые воды попадали в подполье, и повышенная влага привела к порче части элементов интерьера. В том числе, не сохранилась живописная роспись стен «Розовой гостиной». При перестройке в середине XIX века на стенах вместо панно появились бумажные обои.
Ознакомившись с «Розовой гостиной», пройдем в «Штофную опочивальню». Штофом раньше называли немецкую плотную ткань (от немецкого stoff – материал, ткань), которую, в частности, использовали в качестве обоев. «Штофная опочивальня» служила парадной спальней наследника престола Павла Петровича. Примечательно, что в стене сделана потайная дверь, которая ведет в кабинет Павла. Другой двери, ведущей в кабинет Павла из внутренних помещений дворца нет. Поэтому попасть в него сейчас можно только снаружи через отдельный вход.
За «Штофной опочивальней» находится небольшая комната «Будуар», обшитая деревом. Проход в нее запрещен, но можно рассмотреть её через открытую дверь.
Чтобы попасть в парадную анфиладу дворца, необходимо вернуться назад и через «Розовую гостиную» пройти в «Голубую гостиную», которая расположена в восточной части парадной анфилады. Эта комната изначально была отделана голубым шелком – отсюда и название. В середине XIX века обветшавшую ткань заменили живописной отделкой кисти русского художника Александра Егоровича Бейдемана.
Крайней комнатой восточной части парадной анфилады является «Зал муз». Этот зал сохранил свою первоначальную отделку. Как видно из названия, зал предназначался для музыкальных концертов.
Вернувшись назад, через «Голубую гостиную» пройдем в «Стеклярусный кабинет», сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Екатерина II особенно гордилась отделкой этой комнаты, стены которой переливаются в лучах света, и любила демонстрировать её гостям.
«Стеклярусный кабинет» граничит с центральной частью парадной анфилады, «Большим залом». Этот зал служил для приемов и торжественных обедов.
Из «Большого зала» проходим в западную часть парадной анфилады. Её открывает «Штукатурный покой». Это помещение практически полностью сохранило отделку XVIII века. Стены украшены орнаментом, выполненным мастером Альберто Джани в технике намазной лепки. Благодаря тончайшему лепному декору помещение и получило такое название.
Пройдя «Штукатурный покой», попадаем в «Китайскую комнату», оформленную в характере китайского искусства «шинуазри».
Фигурка «цилинь» – химерического существа в китайской мифологии:
Крайней комнатой западной части парадной анфилады является «Китайская галерея». Пишут, что это был любимый зал Екатерины II.
В интерьере галереи представлен бильярдный стол работы английского мастера Р. Кларка, приобретенный великим князем Петром Федоровичем в 1748 году.
«Китайской галереей» завершается экспозиция. Здесь можно выйти из музея и по тем же билетам пройти через отдельный вход в кабинет Павла. В интерьере кабинета обращают на себя внимание мраморные панно в золоченых рамах, изготовленные в Китае во второй половине XVIII века.
Пока на реставрации находятся несколько комнат половины Екатерины II. Поэтому хотелось бы вернуться в «Китайский дворец», когда реставрация закончится.
#ораниенбаум #китайский_дворец #музей #стеклярусный_кабинет #императрица #парк #санкт_петербург #ломоносов