Китайская цивилизация родилась в бассейне рек Среднекитайской равнины. Сезонные разливы рек удобряли поля, воды рек обеспечивали налаженное орошение возделываемых земель, полноводные русла неторопливых рек были прекрасными торговыми путями. Реки питали китайскую цивилизацию!
- Основной являлась земледельческая община, в результате имущественного расслоения выделилась клановая аристократия(далее - аппарат управления, чиновники), для обслуживания и охраны складывались профессиональные корпорации ремесленников и воинов. Сходность религиозных верований и языков упрощали налаживанию контактов меж племенами и народами Китая.
Общество Китая разобщала борьба за главенство между аристократическими группировками и стремление к обособлению удельных княжеств во главе с чжухоу(вассальными князьями).
В период Чуньцю(время весны и осени) эпохи Чжоу, с 585г.до н.э.(начало правления вана Шоу Мэна) окрепло царство У, располагавшееся в нижнем течении реки Янцзы(ныне, провинции Дзянсу и Аньхой). Подчинив окраинное царство Юэ(население обоих царств имело общее происхождение, правящие династии родственны) и вступив в союз с властителями Чжоу, правители У готовили поход на север, в срединные царства.
Для этого подходил торговый соляной путь от Южного побережья в центральный Китай. Считалось, что самая ценная и полезная - выпаренная морская соль, а её в избытке производили в У, Юэ и юнокитайских"варварских" землях. С 540г.до н.э. началось строительство канала Юнь-янь-хэ(река для перевозки соли).
Ван Хэлюй принял на службу военного советника Сунь-Цзы, совершал победоносные походы, используя для переброски войск и доставке припасов строящийся канал. Его наследник Фу Чай к 486г.до н.э. завершил строительство канала(шириной 40м, глубиной 3м),связавшего города Янчжоу и Чжэньцзян(на р.Янцзы) с г.Хуайинь(на р.Хуйхэ).160 км водного пути были приспособлены для двустороннего движения. К 482г.до н.э. канал был продлён на юг до столицы - г.Хэлюйчен(позже, при Хань, переименованный в Сучжоу, в честь священной горы Сушань)и озера Тайху. На севере водный путь проходил по притокам Хуйхэ и Хуанхэ(до городов Сиань, Лоян, Чанъань - древних столиц), объединяя центральный Китай.
В эпоху "сражающихся царств"(476-221гг.до н.э.) У и Юэ были завоеваны окрепшим царством Чжоу, затем вошли в империю Цинь. Династический клан Юэ ушёл на юг и основал в горных районах царство Миньюэ(334-110гг.до н.э.)
По велению Цинь Шихуана, в 219г.до н.э. построен императорский(Жемчужный) канал Линцюй(32км, ширина - от 5м, глубина - от 1,5м), соединивший притоки рек Янцзы и Чжузян. Предназначался для экспансии на юг, речных военных и торговых перевозок.
После смерти великого Шихуанди(210г.до н.э.)начались волнения, переросшие в восстание против имперской политики Цинь.Затем борьба за главенство среди победителей. В 202г. Лю Бан(бывший служащий империи Цинь, ставший князем области Хань) победил, провозгласил себя императором, перенёс столицу в Чанъань.
Империя Хань продолжила политику централизация и реформ, начаты в эпоху Цинь. Велись масштабные гидротехнические работы(строительство дамб и водохранилищ, ирригационных каналов), совершествовались технологии в земледелии. Этот период обозначил появление единой нации и самоназвание народа - ханьцы.
После подавления восстания "жёлтых повязок"(184-205гг)императорские полководцы Сунь Цюань(потомок Су-цзы, будущий правитель У), Лю Бэй(взявший имя Шу-Хань, основатель Шу) и Цао Цао(первый министр империи Хань и царства Вэй) разделили единое государство.
Три с половиной века раздробленности стали тяжёлым испытанием для государства и народа Китая. Стремление к объединению и отражению внешней агрессии привело к созданию централизованная империи под властью династии Суй.
Вэнь-ди с 586г. принял меры к расчистке старых и строительству новых каналов, углублению и расширению русел рек. На создание связующей транспортной артерии направляли огромные средства и труд миллионов рабочих. Новый император Ян-ди(убивший отца в 604г.)приказал продлить канал на юг, до г.Ханчжоу(почти на 400км).
На протяжении канала(ширина - от 40м, глубина - не менее 3м),помимо портов, устраиваются причалы и якорные стоянки с ремонтными мастерскими и складами. Вдоль берегов высаживаются деревья, и прокладывается имперская дорога с почтовыми станциями.
В 610г. император Ян-ди совершил путешествие по построенном каналу(более 2500км) с огромной флотилией(более 200 крупных судов, в сопровождении небольших лодок).
Параллельно активно велись работы по восстановлению Великой Китайской стены, шло строительство дворцового комплекса в столичном Лояне, снаряжались походы против государства Когурё(мощного корейского царства).
В 617г. видный полководец Ли Юань(потомок княжеского рода Тан), воспользовавшись общим недовольством, вызванным огромными тратами казны и непосильными трудовыми повинностями, поднял мятеж, захватил столичные города и принял титул императора Гао-цзу. Настала пора правления династии Тан.
Трудное рождение было у Великого канала. Впереди жизнь на благо народа, создавшего это чудо!
Продолжим, история непростая....