Вся общественность активно обсуждает новость о том, что с этого учебного года в российских школах на уроках запрещено использовать телефоны. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов во время Общероссийского родительского собрания: "Что касается уроков, в соответствии с новыми санитарными правилами у нас мобильные телефоны на уроках - на уроках, я подчеркиваю - использовать не допускается".
По его словам, это необходимо, чтобы школьники не отвлекались на телефоны на уроках. Если необходимо связаться с родителями, школьники могут сделать это на перемене.
Министр также напомнил, что во времена, когда родители нынешних детей сами были школьниками, мобильных телефонов у них не было. Он отметил, что если в школе возникнет какая-то чрезвычайная ситуация, то учителя сами проинформируют об этом родителей.
По словам министра, у его дочери, которая в этом году идет в восьмой класс, телефона не было до 14 лет. "От этого она хуже учиться не стала", - сказал он.
Согласно рекомендациям Минпросвещения школьники должны сдавать мобильные телефоны перед началом занятий. "Использовать только в том случае, если об этом просят учителя в рамках учебного процесса", — пояснял глава Минпросвещения.
Могут ли телефоны приносить пользу на уроках? Какие привычки формирует их использование в школе? И почему часть родителей категорически против запрета?
Многие родители моих учеников замечали, что даже если ребенок не берет с собой в школу телефон, но дома пользуется им достаточно часто, то у него появляется агрессия, пропадает интерес ко всему. "Это же такая зависимость, сродни наркотической", - поделилась со мной одна мама.
Психологи соглашаются, что технологии могут серьезно влиять на развитие мышления и поведение, особенно - детское.
"Скорее всего, справедливо предположение о том, что регулярное использование гаджетов с детства влияет на способность к концентрации. Она может становиться значительно ниже, и это может мешать быть успешным в тех сферах, где требуются усидчивость и сосредоточенность", - считает старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук Кирилл Хломов.
Кроме того, гаджеты делают любую информацию легкодоступной, и у ребенка может сформироваться привычка избегать трудностей, пользоваться готовыми решениями вместо поиска собственных. И чем более кропотливого труда будет требовать задача, тем выше будет вероятность того, что ребенок за нее не возьмется.
Когда я работала в школе учителем математики, то заметила, что на самостоятельных / контрольных работах многие дети ищут решение в интернете, даже если могли бы самостоятельно выполнить задание. Только в одном классе по решению родительского собрания классный руководитель в начале урока собирал у детей телефоны и выдавал их после уроков либо в случае необходимости. В этом классе ученики на переменах вовремя готовились к урокам, повторяли учебный материал, в конце концов, просто общались друг с другом, играли, а не сидели всю перемену, уткнувшись в телефон. Знаете, этот класс через время стал отличаться от других классов параллели большей сплоченностью, дисциплинированностью, прочностью знаний.
Знаю, что некоторые учителя разрешали пользоваться смартфоном на уроках в учебных целях. Например, когда я работала в малокомплектной школе в Ясенской Переправе учителем начальных классов, то из-за отсутствия нормального интернета в школе мои ученики использовали смартфоны на уроках музыки (слушали какое-либо музыкальное произведение, смотрели презентации о композиторах), на уроках изобразительного искусства (смотрели презентации об известных художниках, знакомились с их картинами).
Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук и член-корреспондент РАО Евгений Ямбург уверен, что современный учитель может использовать гаджеты учеников на уроке, а запрет не решит проблему с концентрацией внимания, только спровоцирует лишние конфликты.
"Бездарного учителя слушать не станут, даже если не будет смартфонов. Проще всего запрещать. Надо научиться с этим работать", - считает педагог.
Смартфоны в школах нужны не только детям, но и многим родителям - для спокойствия. Кандидат психологических наук с большим опытом работы в старшей и средней школе Юлия Пиканина подтверждает, что современным родителям трудно организовать взаимодействие с ребенком без помощи гаджета. Психолог рекомендует родителям показывать пример хорошей самоорганизации, чтобы избавиться от необходимости контролировать ребенка "на ходу", с помощью гаджета.
А вот проблем с воспитанием гаджеты добавляют. "Ребенок не без гордости сообщает, что "убил сегодня несколько зомбаков и убежал от крипа", и ожидает похвалы за свою ловкость. С видеороликами тоже проблема, так как совершенно неясно, что они там смотрят. Говорит, конечно, что ничего особенного. Но как там на самом деле? Поэтому сейчас запрет на телефоны в школе не пугает. Можно даже где-то приветствовать инициативу", - заявил в интервью один папа, впрочем, не исключая, что сын, когда подрастет, будет больше пользоваться смартфоном по его прямому назначению, и тогда отношение к вопросу может измениться.
Как обстоит дело с вопросом ограничении использования телефонов в школах в других странах?
Во Франции с 2018 года начал действовать закон, предусматривающий полный запрет средств связи в начальной и средней школе, за исключением случаев, когда смартфоны используются в образовательных целях.
В той или иной форме ограничения действуют в школах США, Германии, Австралии, Кипра и во многих других странах.
А вот в Японии, где приносить с собой мобильные телефоны в школы ученикам младших и средних классов запрещено с 2009 года, из-за многочисленных природных катастроф, обрушившихся на Японский архипелаг в 2018-м и унесших жизни нескольких сотен людей, родителям стало страшно оставлять детей без связи. В Министерстве образования Японии заявили, что запрет гаджетов в школах не соответствует требованиям времени.
Как вы относитесь к запрету использования смартфонов на уроках? Произошли ли изменения в школах, в которых учатся ваши дети или внуки, касательно этого вопроса?