Следующий пункт нашего путешествия - город Пушкин или музей-заповедник Царское село. Город несколько раз менял свое название и даже 2 месяца назывался Благовещенским.
Отправились мы в Пушкин со станции "Купчино", рядом со станцией метро. Здесь же находится станция "Молодежная" Малой Октябрьской железной дороги. Это южная ветка и открыта она только в 2011 году, вторая станция "Царскосельская" в городе Пушкин. Есть еще разъезд "Юный", где поезд на некоторое время останавливается. Обслуживают железную дорогу дети, а роль она выполняет экскурсионную.
А мы едем в Пушкин на обыкновенной электричке. И как и в 90-е по вагонам ходят продавцы разных товаров.
От вокзала доехали до Екатерининского дворца на автобусе (от остановки еще пришлось немного пройтись по Садовой улице). В кассах мы узнали, что у дворца сегодня выходной и нам предложили сходить в Александровский дворец.
Ближе было идти по улице, но мы решили прогуляться по парку. Очень большой и красивый парк, более природный, без всяких архитектурных излишеств. Здесь хорошо отдыхать, посидеть, поразмышлять у пруда.
По сравнению с Екатерининским Александровский дворец выглядит скромно, хотя и с царским размахом. Большая часть еще находится на реставрации, а правое крыло здания уже открыто для посещения.
Нам выдали аудиогиды, чтобы мы лучше слышали экскурсовода. Изначально этот дворец был подарен императрицей Екатериной II своем внуку Александру I. Большая часть экспонатов посвящена жизни Николая II со своей семьей. Из всех царей он жил здесь дольше всех.
После экскурсии мы решили перекусить и нашли относительно недорогое кафе (чай - 250 рублей). Можно взять перекус в магазине и съесть его в кафешке. Присели за столики на улице. Нас окружили воробьи, они прямо заглядывали в рот. Видно им надо было кормить своих птенцов, поэтому они были такие наглые. Или просто в Пушкине другой вид воробьев, смешанный с голубями. У нас они намного скромнее.
Дальше Валентина поехала в Питер, а я вернулась погулять по Екатерининскому парку. Вход в парк стоит недорого, всего 170 рублей, а для пенсионеров - 60. Парк прямо огромный. Конечно же, есть закоулки куда не добирались садовники, но все равно огромная площадь парка содержится в порядке. Вдоль аллей подстриженные деревья, скамейки покрашены.
По Центральной аллее мимо Зеркальных прудов я иду к дальнему красивому зданию. Это павильон "Эрмитаж" (в переводе с французского - "уединенное место"). У здания яркий бирюзовый фасад, колонны, много белых и позолоченный элементов декора. Оно окружено рвом, но водой его заполнить так и не получилось.
Иду дальше к самому большому водоему города - Большому пруду. По нему ходит паром, но я просто решила прогуляться вдоль него.
Справа на берегу вижу красивое бело-голубое здание. Это - павильон "Грот". Говорят, что в XVIII веке грот в приусадебном парке являлся обязательным украшением и указывал на хороший вкус хозяина.
Павильон "Зал на острову", расположенный, соответственно, на острове Большого пруда был построен в конце 1740-х годов. Предназначался для концертов и отдыха катающихся на лодках. Сейчас там тоже проводятся концерты и торжественные мероприятия музея.
Посредине пруда высится Чесменская (Орловская) колонна. Воздвигнута в честь победы российского флота над турецким в Чесменской битве в 1770 году. Это первая колонна в европейской архитектуре, в которой в качестве декора были использованы ростры кораблей. Антонио Ринальди, автор проекта, при проектировании сооружения вдохновлялся идеями древнеримского градостроительства, взяв за основу колонну консула Гая Дуилия установленную на Римском Форуме. Подобные сооружения во Франции появились только после 1780 года, а уже в начале XIX века украсили и стрелку Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Выхожу к Адмиралтейству. Это уже не один павильон, а сразу три. Башенные постройки из красного кирпича, окруженные зеленью, высятся на берегу Большого пруда. Они были построены в 1773 - 1775 годах и, как можно догадаться по названию, предназначались для хранения лодок для катания по местному водоему. В XIX веке здесь также хранились принадлежавшие императорам и императрицам коллекции гребных судов. Центральный корпус, как в те времена, так и сегодня, служил для размещения выставок. Два корпуса по сторонам, которые прозвали Птичными домиками, или Птичниками, использовались для содержания водоплавающих птиц, фазанов и павлинов. В настоящее время здесь находятся два ресторана. Цены высокие и я даже не заходила туда.
Белое здание с позолоченной крышей - Турецкая баня — здание, на котором завершилось строительство архитектурных комплексов в Екатерининском парке. Турецкая баня — великолепный образец стиля архитектурного романтизма. Автор проекта — Ипполит Монигетти. За основу внешнего облика павильона он взял собственную акварель мечети в Андрионополе. Здание бани по своему прямому назначению никогда не использовалось и служило одним из многочисленных уютных мест в парке, где во время прогулки можно было укрыться от жары и насладиться чаепитием.
Иду дальше и мне открывается вид сельского пейзажа. Поле со стогами сена. А за ними виднеется Пирамида. В стороне от аллей и павильонов она выглядит загадочно. Наверное, если пойти дальше к Пирамиде, то попадешь в сказочный лес.
Но я иду вправо и вижу красивый мраморный мост. Там происходят съемки какого-то кино и вход перекрыли. Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея, поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А.Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая по склону холма в направлении пруда, стала вымывать ложбину, и чтобы предотвратить высыхание Верхних прудов, решено было создать систему плотин на протоке. Красный (Турецкий) каскад представляет собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам.
Я присела у пруда отдохнуть и понаблюдать за утятами. Они совсем маленькие и ныряют так интересно, как поплавки.
Отдохнув, я иду по аллеям дальше. Справа вдали виднеется концертный зал. В 1780-х годах его построил архитектор Д.Кваренги и охарактеризовал как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.
А меня аллея приводит к тупику, где расположен Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой. Он стоит на границе парка, за ним идет Подкапризовая дорога, а дальше Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки — Скрипучая.
Перейдя по мостику я подхожу к Кухне-руине. Круглая постройка с гипсовыми барельефами. Она выглядит полуразрушенной, но на самом деле это имитация.
А я возвращаюсь ко дворцу, выхожу к Камероновой галерее и парку со скульптурами.
Галерея построена на склоне холма и по мере спуска 1 этаж увеличивается. Я прошла под пандусом, украшенным масками с изображениями античных богов и живыми цветами, и вышла во дворик, где увидела вход в Агатовые комнаты. Мне выдали аудиогид и бахилы, и я отправилась на экскурсию.
На первом этаже раньше находились холодные бани. Здесь сейчас нет бассейнов, а расположена выставка, посвященная комнат. На стене висит большой портрет хозяйки этих комнат.
На второй этаж идет винтовая лестница.
Наверху меня встретили работницы зала и предложили обуться еще в войлочные тапки, чтобы не повредить паркет.
Но не сказали, что справа находится маленькая комната - библиотека. Ее многие проходят мимо. А так как аудиозапись идет по порядку комнат, то не совсем понятно про что в ней речь. И только в конце маршрута мне рассказали про пропущенную комнату. Так что я еще обратно шла, прослушивая аудиозапись. Время работы музея подходило к концу, поэтому меня внизу ждали с нетерпением).
Перед выходом в Висячий сад есть тоже маленькая комната - Кабинетец. Самый примечательный экспонат Кабинетца - кресло-коляска, на котором Екатерина в старости, когда у неё были проблемы с ногами, передвигалась по парку, спускалась по пандусу.
Представители самого музея «Царского Село» уверены в том, что по изяществу, уровню мастерства создателей (и воссоздателей) они не уступают Янтарной комнате. Просто про «янтарный кабинет» знают все, и от него отдает таинственностью, а про Агатовые комнаты - мало кто и ничем трагическим и драматическим они не отмечены. Отделка комнат великолепна, хотя Екатерина сильно экономила при постройке. Настоящего агата в отделке нет, просто "мясным агатом" называли уразовскую яшму.
Из агатовых комнат есть выход в Висячий сад и на Камеронову галерею. Но я туда уже не попала.
Отправилась к выходу из парка. Ноги уже просили отдыха. Кстати, если посмотреть на карте, то Александровский парк намного больше Екатерининского.
Немного еще фотографий с города Пушкина, они говорят сами за себя.
#погородамиселам #явдорогеявпути #летнийотпуск #санктпетербург #пушкин #царскоесело #екатеринскийдворец #агатоваякомната #екатеринискийпарк #александровскийдворец