Найти в Дзене

Внешний осмотр ЭБУ перед ремонтом. Часть 1

Первый шаг диагностики состоит из внешнего осмотра до вскрытия корпуса. На этом этапе можно примерно определить стоимость, рентабельность и длительность предстоящих работ.

Далее разберем самые частые случаи, иногда и самые очевидные.

Окисления на корпусе и в разъеме ЭБУ

Корпус ЭБУ ДВС покрыт окислениями только снаружи.
Корпус ЭБУ ДВС покрыт окислениями только снаружи.

Попадание воды внутрь электронного блока губительно для него и заметные следы оксидов, солей на корпусе ЭБУ должны насторожить специалиста. Но тут сразу следует сделать поправку: окисления можно увидеть на каждом ЭБУ, который установлен вне салона автомобиля. Такие блоки подвержены атмосферным воздействиям и следы оксидов на корпусе неизбежны. Но нас интересуют другие случаи.

Если на ЭБУ следы окислов сконцентрированы у мест соединения корпуса (крышки). Это может говорить о проникновении воды внутрь корпуса.

Следует внимательно рассматривать разъемы для подключения жгутов проводки к ЭБУ. Не редко через них вода поступает внутрь корпуса. Коннектор блока управления должен быть чистым, на клеммах не должно быть налета. На практике можно увидеть позеленевшие от окислов разъемы лишь снаружи корпуса ЭБУ. При этом внутри блока все будет идеально чисто.

Два пина "отгнили" полностью.
Два пина "отгнили" полностью.

Каков будет предстоящий ремонт?

Коррозии подвержены все металлические части (участки) платы и компоненты. В начальной стадии распространения влаги электроника обычно не страдает. Окисление происходит на поверхности точек пайки компонентов, на ножках микросхем и т. д. Такие воздействия не сказываются на работе электроники. Если вовремя очистить окислы и загерметизировать корпус ЭБУ, то дальнейших неисправностей можно избежать.

Повреждение платы можно отнести к "среднему". Из за коррозии отслаивается защитная маска платы. Могут быть сильно повреждены переходные отверстия.
Повреждение платы можно отнести к "среднему". Из за коррозии отслаивается защитная маска платы. Могут быть сильно повреждены переходные отверстия.

В стадии более глубоких проникновений влаги начинаются сбои в работе электронного блока. Такой ремонт может занять много времени. Так как только чистка уже не изменит ситуации, приходится пропаивать точки пайки. В некоторых случаях выводы электронных компонентов утончаются и пропускают ток с «потерями». В каких - то случаях это возможно отремонтировать путем пропайки выводов или напайки новых. В других – приходится заменять компоненты новыми.

Поверхностные окисление электронных компонентов на плате.
Поверхностные окисление электронных компонентов на плате.

Еще один элемент электронной платы, который сильно подвержен окислению – это переходные отверстия платы. Ремонт их трудоемок и требует внимательности и аккуратной работы под микроскопом. В четырехслойных (и более) платах ремонт очень затруднителен. Часто и вовсе невозможен.

Повреждение переходных отверстий. Коррозия.
Повреждение переходных отверстий. Коррозия.

В последней стадии окислений ремонт невозможен или как минимум не целесообразен. Обычно в таком случае при вскрытии ЭБУ можно увидеть, как компоненты отваливаются от платы от малейших воздействий. Защитная маска платы отслаивается хлопьями. От переходных отверстий остаются только черные точки.

Фото с просторов интернета. Сильная коррозия электронной платы.
Фото с просторов интернета. Сильная коррозия электронной платы.

Данный материал является частью курса по ремонту и программированию ЭБУ автомобилей и специальной промышленной техники.

Иван Кондрашов

Паблик ВК: (новые посты почти каждый день) vk.com/electroecu

Телеграм канал: (новые посты почти каждый день) t.me/electroecu

#electroecu #ремонт_эбу #курс_от_electroecu #иван_кондрашов