Найти в Дзене
Илья Варламов

Австрийские хрущёвки и что с ними стало

Москва, а вслед за ней и Россия хотят с гордостью сбросить убогое наследство поствоенного совка! Тогда на смену роскошному Сталину с его ампиром, пришёл Хрущев и предложил борьбу с украшательством! В 1954 году началось массовое домостроение, народ надо было переселять из бараков, и тут нужна была революция! Революцией стал строительный конвейер. Однотипные примитивные дома, одинаковые элементы, которые готовились на заводах – быстро, просто и эффективно. Да вы и сами знаете: от Камчатки до Калининграда вся страна одинаковая.

Но, возможно, вы не знаете, что придумали этот панельный конвейер не мы! Ещё накануне Второй мировой эксперименты с типовой микрорайонной застройкой начались во Франции, а после войны они продолжились по всему миру. Причина такая же: надо было быстро расселить большое количество людей. Денег и ресурсов на индивидуальный подход в послевоенном мире не было, так что выход казался логичным – конвейер. Не обошли легендарные хрущёвки и австрийскую Вену! Здесь до сих пор целые кварталы панельных 4- и 9-этажек, так хорошо нам знакомые. Давайте посмотрим, как австрийцы сегодня живут с этим продуктом конвейерного домостроения.

01. Итак, вперёд! Издалека – обычные наши типовые девятиэтажки! Только пошире. Как видно, у австрийцев нет такого порядка, как у тех же финнов. Здесь люди стеклят балконы, вешают спутниковые тарелки. Но явление это не массовое.

-2

02. В целом дома выглядят намного аккуратнее, чем наши. Все фасады чистенькие, окна почти везде одинаковые. Так и не скажешь, что их построили 40-50 лет назад.

-3

03.

-4

04. Я объехал десяток таких районов, и везде был порядок.

-5

Вена была одним из первых городов Европы, который освоил массовую застройку. Удивительно, но в начале XX века население Вены составляло 2 миллиона человек – это на 100 тысяч больше, чем сейчас. Столице огромной по европейским меркам империи нужны были большие новые дома, так что в Вене активно строились здания высотой от 4 до 6 этажей.

Сначала это было необходимо, чтобы обеспечить дешёвым жильём рабочий класс (в основном).

Но в ходе Второй мировой войны Вена серьёзно пострадала. Было разрушено 20% жилого фонда, 87 000 домов оказались непригодными для проживания. Микрорайонная застройка вновь развернулась на полную мощность. Началась она в 50-е и продолжалась до 80-х.

05. В каждом районе есть план. Здесь хорошо видна инфраструктура. Есть церковь, детский садик, магазины. Обратите внимание, что парковки тоже обозначены, скоро мы к ним вернемся.

-6

Сейчас большая часть венских микрорайонов расположена в северо-восточной части города, на левом берегу Дуная. Например, район Кагран, где находится этот квартал, застраивали новыми домами в основном в семидесятые.

В настоящее время Вена, как и все современные европейские города, предпочитает квартальную застройку микрорайонной. Население города стремительно растёт (к 2025 году Вена может стать самым быстрорастущим городом ЕС), так что у нас перед глазами будет живой пример того, как развивается город в соответствии с представлениями современной урбанистики. Кстати, в Вене действуют довольно жёсткие ограничения на строительство высотных домов. Теоретически 40-этажные муравейники здесь можно строить на окраинах, но никто этого делать не будет.

06. Вот схема другого района с девятиэтажками. К подъезду на машине вы не проедете! Все дворы зеленые. Машины можно оставлять на открытых паркингах на границе квартала.

-7

07. Вот так выглядят дворы.

-8

08. В целом никакого особого благоустройства тут нет. Просто газон и деревья. Видно, что раньше тут были лавочки, но они куда-то подевались. За содержание двора тут платят сами жители, а так как районы это небогатые, то и излишеств они позволить себе не могут. При этом то, что есть, должно содержаться в полном порядке. То есть жители не могут, например, не косить загон или не ухаживать за деревьями.

-9

09. Полиция и подход к подъездам. Опять же, нет машин!

-10

10. Ещё один двор

-11

11. Пример благоустройства. Ничего сложного, но выглядит гораздо круче, чем у нас. Просто нет машин.

-12

12. Велопешеходная инфраструктура

-13

13. Все дорожки освещены.

-14

14. За собаками надо убирать!

-15

15.

-16

16. Детская площадка

-17

17. Со временем жители протоптали себе удобные тропинки ) Их не асфальтируют, всё как у нас. Это неправильно.

-18

18. Фасады как новенькие.

-19

У каждого многоквартирного дома в Вене есть "домашний мастер" (Hausmeister), что-то типа управдома. Зарплату ему платят сами жильцы (это либо отчисления с аренды, либо отдельный ежемесячный взнос). Хаусмайстер работает каждый день. Он одновременно дворник, сантехник, электрик и так далее.

Кроме того, жильцы ежемесячно сдают хаусмайстеру Hausgeld, "домовые деньги", на которые производится благоустройство дома и двора. Из этих же денег выделяются средства на ремонт или покраску фасадов.

-20

20. Почти все дома реконструировали.

-21

21. А это венские четырехэтажки. Дома без лифтов. Пятиэтажки тут не строят, так как считается, что человек без лифта способен подниматься только на 4-й этаж, а для пятого уже нужен лифт! Такая же история и в Германии.

-22

22. Давайте посмотрим теперь на подъезды. Они все типовые. Перед входом нет лавочек и урн, на фонаре есть номер подъезда.

-23

23. Ну и никто не паркуется, так как подъездной дороги нет вообще. Дворы без машин! Красота.

-24

24.

-25

25. Двери прозрачные. Ещё везде домофоны с фамилиями жильцов.

-26

26. То есть в Вене вы говорите адрес и свою фамилию, так вас находят потом )

-27

27. Вход в один уровень и лифт сразу около входа. Полностью безбарьерная среда. Не надо тащить коляску один пролет, чтобы дойти до лифта.

-28

28. Ещё интересно, что все двери в домах тоже одинаковые – простые деревянные.

-29

29. А это подвал! Подвалы домов поделены на маленькие сарайчики.

-30

30. Жители их арендуют и хранят там свое барахло. Удобно.

-31

31. Автобусная остановка

-32

32. Все переходы внутри района грамотные – с островками безопасности. Везде безбарьерная среда.

-33

33. В каждом микрорайоне есть магазины, обычно они сосредоточены около остановок.

-34

34. Кафе

-35

35.

-36

36. Теперь парковки. Парковки все закрытые, только для жителей, находятся на границах кварталов.

-37

37.

-38

38. Парковки платные

-39

39. Хорошая идея – парковка ниже уровня земли.

-40

40. Мусорные баки обычно огорожены и закрыты. Доступ только у жителей.

-41

41. Иногда есть открытые, но их стараются кустами засадить, чтобы вид не портили.

-42

42. А это детский садик.

-43

43. Песочницу закрывают, чтобы в песок не падали листья с деревьев и другой мусор. Когда дети играют, навес защищает их от солнца.

-44

44. В детском садике почему-то много покрышек!

-45

45. Они повсюду.

-46

46.

-47

В целом районы выглядят гораздо приятнее, чем аналогичные у нас. В чём секрет?

1. Нет парковок во дворах. Вообще.
2. Фасады и подъезды поддерживаются в идеальном порядке.

Можно ли так сделать у нас? Конечно!