Итак, возникла проблема неклассической онтологии сознания (прежде всего как жизненная проблема продуцирования нового сознательного опыта в качестве способа разрешения экзистенциальной задачи человеческого существования в смысле онтологического укоренения человека в мире) в условиях, когда «государство не оставляет ни одного угла в его (человека. – И.Б.) жилище, ни одного угла в его душе вне своего контроля...» (Федотов Г.П. Россия, Европа и мы. Paris, 1973. С. 65 )
Видеть
В контексте этой задачи переосмысливается (восстанавливается!) роль произведения, текста как средства, позволяющего реализовать, высвободить опыт мысли, понимания, видения, чувствования, разрешая бытийную (экзистенциальную) проблему существования.
Вместе с тем ясно, что этот опыт имеет (если он удачен) какую-то структуру сознания, внутри которой как раз и возникают органы понимания, или органы онтологии, как своеобразных живых образований, которыми мы длим наше присутствие в мысли, видении, чувстве и т.д. Ими мы можем чувствовать, понимать или видеть.
Молодой Р.-М. Рильке приезжает в Париж в начале X X века с задачей-установкой – «учиться видению» (прежде всего у О. Родена). В «Новых стихотворениях» (1903-1907 гг.) вызревает его знаменитое представление о стихотворении как вещи – «вещи искусства» (Kunst-Ding), а живописец, поэт и скульптор создают вещи, с помощью которых проникают «в самую суть реальности» (Р.-М. Рильке).
«Создается впечатление, что мир не дан здесь бесспорно, что реальное его бытие нуждается в завоевании и в ежедневном отстаивании» (Хольтхузен Г.Э. Райнер Мария Рильке. Урал LTD., 1998. С. 117).
"Я хотел бы видеть и увиденное удерхать" – Франц Кафка
В своей страсти видеть признавался Ф. Кафка ( «Я хотел бы видеть и увиденное удержать (Ich wollte sehen und das Gesene festhalten). Это и есть моя страсть». – Janouch G. Gespräche mit Kafka. Fr/M., 1968. S. 59).
Видеть то, что почему-то не удается увидеть, а если и увидишь, то на мгновение. (Хотя, конечно, то, что пытается видеть Кафка, и нельзя увидеть, ведь нельзя видеть невидимое. По крайней мере, нельзя видеть обычным зрением. Тут нужно какое-то другое, метафизическое зрение – некое метафизическое зрение первовидения, первовместимости мира.
Так же как и М. Пруст, Ф. Кафка понимает, что для такого видения нужны какие-то приспособления, своеобразные метафизические приставки, структурирующие пространство видения, интеллигибельная материя.
В ход идет все, что можно для этого использовать. Рисунки уже не образы, а личное идеографическое письмо (речь о рисунках Кафки). Эти иероглифы требуют умения расшифровывать, хотя и ему самому это не всегда удается, и воля, подобно изображенным фигуркам-скриптам, «повисает» в безвольной позе незавершенной борьбы за чаемое невидимое.
Кафка в беседе с Г. Яноухом сравнивает себя с птицей, у которой отмерли крылья и осталось одно страстное желание – поскорее забиться от людей среди серых камней (слышится перекличка с другим экзистенциалистом – Сартром, для которого другой также ад).
В своем дневнике Ф. Кафка признавался в своей любви к одиночеству, называя его русским чувством («Все, что я сделал, только плод одиночества». – Признается писатель, размышляя о возможности своей женитьбы. И далее о себе: «Жалкий человек». Или вот еще: «Я запрусь от всех и до бесчувствия предамся одиночеству». – Франц Кафка. Из дневников // Кафка Ф. Дневники и письма. М., 1994. С.92, 94).
Он хорошо чувствовал людей, которые располагаются на «теневой» стороне жизни, какими были Ф. Ницше, С. Киркегор, а в России - Лев Шестов, Ф. Тютчев, т.е. одиночек, совсем не сильных духом, способных вещать от имени Провидения.
Скорее мучеников духа или мучеников мысли (ибо в силу своей организации проживали муки рождения опыта бытия, с удесятеренной силой). В разговорах со «своим Эккерманом» - Густавом Яноухом - Кафка настаивает, что писатель и поэт мельче и слабее среднего человека.
Именно поэтому он острее ощущает тяжесть земного бытия. «Творчество для художника - страдание, посредством которого он освобождает себя для нового страдания» (Подорога В. Франц Кафка. Конструкция сновидения // Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995. С. 380).
Но это спасительное страдание, ибо «позволяет видеть» (можно сказать, что человек растет страданием). Как в исчислении высказываний отрицание отрицания есть положительное, так и наложенный абсурд на абсурд позволяет видеть. Видеть произведением. Не случайно Ф. Кафка признавался, что прекрасно чувствует себя только, когда пишет.
Именно с помощью произведения мы можем выйти к реальности (проходя через свое истинное «Я»).
Трансформирующие тексты
В начале X X века стали создаваться особого рода теории (психоанализ, квантовая теория) и необычные тексты, смысл которых заключался не в самих произведениях и теориях, а в том трансформирующем воздействии, которое они оказывали и на создателей такого рода текстов и теорий, и на тех, кто об ращался к этим произведениям.
Текст рассматривался как способ существования истины, как своеобразный духовным инструмент словесного труда, внутри которого «оживает» истина: истина твоей жизни и твоего существования, не предшествующая тебе как нечто «готовое к употреблению», но и не порождаемая тобой.
Мы всегда после истины, но должны рассуждать так, что еще ничего не произошло, чтобы дать сказаться истине нашей жизни и тем самым ее понять.
М. Пруст пишет свою эпопею под названием «В поисках утраченного времени», извлекая опыт из своей любви, воссоздавая в романе целое своей жизни и тем самым освобождаясь от той формы любви, которая в нем реализовалась (любовь как желание укрыться в некоем материнском лоне), а Б. Пастернак своим романом «Доктор Живаго», который он писал всю жизнь, воссоздавал себя в качестве чувствующего, любящего и понимающего существа.
Литературные критики, оценивая роман как неудачу, в качестве эталона рассматривали классический роман, и не видели другой, метафизической задачи - бытьсредством для жизни или средством самой жизни. Новаторство Б. Пастернака может быть понято в контексте опытов с литературными формами, которые производили в XX в. У. Фолкнер, Дж. Джойс, М. Пруст, С. Беккет.
Смысл этих опытов можно передать так: роман – не отражение действительности, но элемент самой действительности, поэтому роман не отражает, а порождает своей формой элементы действительности.
Поэтому создается такая форма романа, названная модернистской, когда в него входят только такие события и описания, которые порождены самой формой романа, еализуя завещанное Г. Флобером.
«...художнику не следует высказывать собственного чувства, он должен обнаруживать себя в своем творении не больше, чем бог обнаруживает себя в природе. Человек – ничто, творение – все!» – Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. М., 1984. Т. 2. С. 165.
Затем возникнет теория «внеличностного искусства» Т.С. Элиота и представление Р. Барта о «смерти автора».
Писатель обретает позицию свидетельствующего, когда он уподобляется некоему эфирному препарату, действующему на массу нейтрального элемента, «но не имеет никакой индивидуальности или определенного характера» (Элиот Т.С. Назначение поэзии. М., 1997. С. 28).
Рядом с такими романами создаются поэтические произведения, «чье бытие заключено в самом стихотворении, а не частной истории автора. Эмоции, выраженные искусством, безличны. А достичь этой безличности поэт не может, если полностью не подчинит самого себя создаваемому произведению» – Элиот Т.С. Назначение поэзии. М., 1997. С. 166.
Возникает такая форма романа, которая не является описанием или изображением, но предстает своеобразной «порождающей структурой», внутри которой извлекается смысл, можно что-то испытать, увидеть, узнать.
Это и называется пребыть, осуществиться, реализоваться, войти в историческое существование, а произведение предстает неким символическим созданием, которое позволяло преодолевать психологические механизмы (или выйти из положения Зазеркалья естественного существования).
Произведение искусства - это особая работа в самой жизни, ничем незаместимая. Текст произведения является прежде всего неким «производящим произведением», посредством которого структурируется жизнь, и мы можем что-то понимать, помнить, любить. В общем, быть людьми.
Таким образом, произведение искусства - это орудие самой жизни, но не той, которая получается (и которую нельзя понять), а другой, более осмысленной, когда мы можем жить как сознающие, свободные, гордые, ответственные существа (произведение предстает неким прозрачным телом, которым виден смыл того, что посредством тела этого произведения сообщается. Текст произведения, оставаясь материальным образованием, одновременно является носителем смысла и понимания. В материальной структуре такого текста нет ниче го, что не вело бы к пониманию, затрудняло бы понимание. Очищенная и одухотворенная материя текста предстает своеобразным смысловым телом, внутри которого вспыхивает понимание).
Одиночество и одинокость
Произведением тем самым мы попадаем в сферу всеобщего, где, кстати, и возможно истинное одиночество, которое не нужно путать с одинокостью. Одинокость – это зависимость от людей, когда мы желаем быть среди людей, но у нас не получается. Возникают сложности и трения в отнонлениях. Тогда мы оставляем людей, но мы «привязаны» к ним.
Совсем другое дело – одиночество. Если кто-то рядом с нами – мы радуемся, если рядом никого нет – мы так же рады. Мы переполнены радостью, как расцветший цветок, в котором уже есть все. И когда мы прибавляем к безграничности одного прекрасного цветка безграничность другого, то вместе опять будет безграничность.
Одиночество – это радость безграничного или радость души, полной чувств, которая, как считал Кант, является величайшим совершенством и невозможной возможностью, ибо означает пребывание в полноте чувств, которой сопротивляется наше психологическое устройство.
Мы так устроены, ибо видим, воспринимаем и чувствуем в последовательности. А произведение – это амплификатор, снимающий ограниченности нашего устройства. Будучи смысловым телом, оно и предмет, и источник воображения.
Воображением является то, что возникает в самом воображении, но одновременно есть, существует («Творить – это значит открывать», – цитирует Руссе Ж. Деррида. – Жак Деррида. Письмо и различие. М., 2000. С. 21).
«Вся проблема воображения и состоит в том, чтобы воображать существующее, а не отсутствующее. Воображать воспринимающее» –Мамардашвили МК. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 247.
Радость, которая и вмещает других, и не зависит от других, это радость бытия.
В своей лекции о Рильке Г. Марсель отмечал: «Рильке с давних пор заметил, что одиночество возможно лишь в лоне всеобъемлющего» –Марсель Г. Рильке, свидетель духовности // Вопросы философии. 1998. № 1. С. 136. 62
Лишь только действительно одинокие люди могут быть вместе, тогда их не тяготит присутствие другого.
Аромат бытия
В. Подорога в своем анализе творчества Ф. Кафки пытается оставаться в фактуре текста, опускает феноменологию текста. «Не спать и не пробуждаться» – это не закон существования самого Кафки, но законы существования его «изображений». В жизни Кафка действительно «жертва бессонницы». Но вот в метафизическом пространстве феноменологической деструкции себя с помощью создаваемого текста как раз и возникает пробуждение, правда, горькое.
Горькое потому, что осознается неисполненность опыта мира и опыта сознания, ибо ситуация абсурда – это ситуация, в которой все уже поздно, где любые помыслы и позывы будут напоминать «поиск отхожего места».
В таких ситуациях ничего сделать нельзя. Просто лучше в них не попадать, если можно. Кафкианские люди исполнены пафоса, в котором заведомо не выполняются состояния первовместимости мира.
Их действия чисто механические, без «аромата бытия» и трансцендентного усилия к сверхчеловеческому в человеке (именно трансценденция к сверхчеловеческому позволяет оставаться человеку человеком). И человек абсурда не трагичен, но смешон. Вот такая комедия невозможности трагедии.
«Невозможно принимать всерьез ситуацию, когда человек ищет истину так, как ищут уборную, и наоборот, ищет на деле всего-навсего уборную, а ему кажется, что это истина или даже справедливость (таков, например, господин К. в «Процессе» Ф. Кафки). Смешно, нелепо, ходульно, абсурдно, какая-то сонная тягомотина, потустороннее нечто» – Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. М., 1989. С. 324.
Тексты модернизма
Модернизм (весьма условное обозначение периода культуры конца XIX - середины XX в., т.е. от импрессионизма до нового романа и театра абсурда) и авангарда (в область художественной критики термин «авангард» был перенесен из сферы политики в 1885 году Т. Дюре в Париже) начала X X века претендуют на «универсальную переделку сознания людей».
В нашем исследовании модернизм и авангард не различаются (мы рассматриваем в одном ряду импрессионистов, символистов, экспрессионистов, акмеистов, футуризм, сюрреализм, супрематизм, дадаизм и др.). Хотя некоторые исследователи предпочитают все же их разводить.
Главное отличие находят в том, что стремление создать новое в художественной культуре, характерное как для авангарда, так и для модерна, в модернизме осуществляется в пределах художественной формы, тогда как авангард, начиная с художественной семиотики, тяготеет к эпатажным, прагматическим новациям, часто выходящим за пределы художественного синтаксиса и семантики.
Авангард стремиться поразить, растормошить, «разбудить» человека от успокоенности привычного и унаследованного, а потому его часто невозможно представить без «художественного антиповедения», скандала, эпатажа. Для целей нашего исследования различение модерна и авангарда не имеет принципиального значения.
Супрематизм Казимира Малевича, как и опыты с изобразительной формой Мондриана, Филонова, Матюшина, Татлина, Ларионова, имеет и философскую размерность. Иначе говоря, содержит мыслительные акты, являющиеся философскими.
К ним, несомненно, относится попытка выявить некие первичные (непредметные) формы (когда «каждая из форм есть мир»), которыми он пытается восстановить утраченную соразмерность человека со Вселенной. Художник, как считал К. Малевич, не изображает мир, а возвращает мир человеку через «музыку сфер».
Для этого художник должен «избавиться» от предметности живописного произведения (Малевич К. Мир как беспредметность // Казимир Малевич. Собр. соч. М., 1998. Т. 2. С. 74).
Супрематизм через черное, цветное выходит к бесконечной белизне Чистого действия, которое неподвижно внутри себя, беспредметно и абстрактно (невыразимо). Начиная с полотен Сезанна, считает К. Малевич, «мы имеем приближение к живописной действительности, теряя предметность» (Малевич К. Живопись //Малевич К. Черный квадрат. СПб., 2001. С. 331).
Художник выходит к тому месту, где он создает «живописное пространство» (что и составляет живопись как таковую).
В. Кандинский, рассуждая о картинах Сезанна, пишет: «Изображается не человек, не яблоко, не дерево. Все это используется для создания внутренне живописно звучащей вещи, называемой картиной» – Василий Кандинский. О духовном в искусстве. М., 1992. С. 35.
Хотя, конечно, на полотнах есть и яблоки, и деревья, но их изображение подчинено живописности самой картины, без которой картина немыслима.
Живописность же как беспредметность означает лишь то, что на картине изображается всегда что-то другое, что изобразить нельзя, в том смысле, что нельзя изобразить и иметь «запечатленным» (в самом изображении).
Тогда и приходится организовывать пространство картины как живописное пространство («у живописца есть в холсте живопись, холст состоит из отношений живописных, а у общества холст состоит из отношений глаза, носа, уха ...»), чтобы было (каждый раз рождалось при восприятии картины) то, что, казалось бы, можно было просто изобразить ( Малевич К. Мир как беспредметность //Казимир Малевич. Собр. соч. М., 1998. Т. 2. С. 61, 60).
Что же это за рождающееся? Это состояние мысли и понимания (состояние сознания), которое организуется живописной культурой картины (ее «прибавочным элементом», т.е. особым сочетанием кривой и прямой, особым строением и значением) – «...у человека с особым строением материи является забота о сохранении одной ценности, это - сознание». - Малевич К. Мир как беспредметность // Казимир Малевич. Собр. соч. Т. 2. М., 1998. С. 61, 60, 64)
Художнику-импрессионисту Эдгару Дега принадлежит знаменитая аксиома о рисунке: «Рисунок - не форма, но способ видения ее». Рисунком художник видит, структурирует свое видение. Причем речь идет не о какой-то теории. «Есть огромная разница между тем, как видишь предмет без карандаша в руке, и тем, как видишь его, рисуя.
Выражаясь точнее, мы видим две, абсолютно разные вещи. Даже самый привычный для глаза предмет совершенно меняется, когда мы пытаемся нарисовать его: мы замечаем, что не знали его, что никогда его, в сущности, ни видели» – (Валери П. Дега, танец, рисунок // Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 245).
Первовместимость мира
В новелле Ф. Кафки «Превращение» коммивояжер Грегор Замза просыпается отвратительным жуком. Не случилось первовместимости мира (бытийного опыта), и он определился таким образом, что его нельзя понимать, т.е. любые обычные действия: предупредительность к родителям, любовь к сестре, тактичность и любое другое проявление «человечности» в условиях, когда это невозможно (как можно истолковать движения «души» жука.
Ведь перед вами жук, а не преданный брат или любящий сын. Хотя этот жук стремится вести себя подобающим образом. Нет, пожалуй, неприятней сцены, чем жук, который ведет себя «по-человечески»). Лишь однажды в нем просыпается странный побудительный мотив к «неведомой пище» (Ф. Кафка).
Здесь перекличка с «неведомой родиной» у М. Пруста. А эта «неведомая родина» или «ностальгия по дому» (Новалис) и были несостоявшимся миром первовместимости (опыта бытия).
Без такой первовместимости, в которой мир дан целиком, сразу, полно, невозможен мир нашей жизни. Мир, в котором не случаются бытийные акты,нельзя понимать и познавать, нельзя в нем и жить, потому погибает Замза. Ведь событие или акт «вспыхивания» опыта бытия и опыта сознания не может быть не представлен в воплощенной форме, а она может быть неудачной, «жукообразной».
М. Мерло-Понти считал, что Сезанн «мыслил живописью», со страстью пытаясь увидеть природу «до человека», воссоздать чистоту видения. Послед нее необходимо, так как в идеологизированном Зазеркалье все смыслы перево рачиваются и начинает разрушаться сознание. «Черная дыра» абсурда и идеологического пространства втягивает в себя все, что с ним соприкасается (Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. С. 39).
Эта ситуация, когда все уже поздно. Здесь сознание, которое, как мы знаем, фунда ментально двойственно – сознание бытия и оптическое сознание, как бы переворачивается, и тогда сознательные акты вообще перестают действовать. Никакие человеческие проявления не имеют смысла. Действовать или понимать в ситуации, когда «уже поздно», невозможно. Необходимо из нее выйти.
Искусство творит мир
В конце XIX в. сначала во Франции, а затем Германии, Англии и России возникло поэтическое направление, получившее название символизма.
По названию одной из статей Жана Мореаса (1886 г.) К символистам (или «проклятым поэтам», как само-называл себя и своих собратьев по «поэтическому цеху» П. Верлен) во Франции относились: Т.Коробьер, Ш. Бодлер, С. Малларме, П. Верлен («бедный Лилиан»), А. Рембо, М. Деборд-Вальмор, Огюст Вилье де Лиль-Адан и «младшие символисты»: Р. Гиль, Ф. Вьеле-Гриффен, С. Мерриль, Рене де Гурмон.
Новое поэтическое направление в 90-х годах распространилось и в России. Появился трактат Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) и его сборник стихов «Символы». Выходит книга М. Минского «При свете совести» и А. Волынского «Русские критики».
В середине 90-х годов были опубликованы три сборника «Русские символисты» и книги стихов К. Бальмонта «Под северным небом», «В безбрежности». Сложилось целое течение «русских символистов» (несомненно, одним из главных «организаторов» русского символизма был В. Брюсов), куда входили, кроме названных, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, М. Волошин, Эллис, И. Анненский, а также младосимволисты: А. Белый, Вяч. Иванов, А. Блок, С. Соловьев.
Поэты-символисты также считали, что искусство не отражает, а творит, создает мир. Не в том смысле, что его поэт и художник физически порождают. Дело в том, что жить мы можем только в мире, который понимаем. В конце же XIX века понимание и осмысленность жизни явно становились проблемой.
Одним из главных принципов символизма был принцип утруднения, руководствуясь которым поэт создает поэтический текст, внутри которого длится устойчивое состояние понимания. П. Верелен настаивает: «Возьми-ка красноречие и сверниему шею».
«Одной из главных задач первых поэтов-символистов во Франции стал принципиальный отказ от «красноречия» (поэтических штампов, выспренности языка)...». – Толмачев В.М. Утраченная и обретенная реальность // Наоборот: Три символистских романа. М., 1995. С. 434.
Достижению пространства понимания служат два связанных друг сдругом принципа: принцип соответствия (correspondance), который истолковывается учеником С. Малларме Р. Гилем как соответствие «звуков и идей», и принцип суггестивности. Искусство звучания «внушает», а не сообщает, растворяет точный смысл слов в звучании.
Суггестивный ритм расшатывает неподвижный каркас «правильного размера» александрийского стиха. Р. Гиль писал о поэзии: она «будет мыслить ... словами, которые сверх своего точного смысла заключают в себе впечатляющую силу, звучание» (GhilR. Ouvres completes. Vol. III. Paris, 1938. P. 233).
Продуцирование пространства «смыслоизлучения» и понимания, «преображение жизни» (Вяч. Иванов) с помощью поэтического произведения, в котором слиты «все запахи, цвета и звуки воедино» (Ш. Бодлер), – «вот моя задача поэта-символиста», – заявляет Вяч. Иванов, - «я не символист, если слова мои равны себе, если они – не эхо иных звуков, о которых не знаешь, как о Духе, откуда они приходят и куда уходят» (Серебряный век русской поэзии. М., 1993. С. 5).
В пламени символистской поэзии сгорают «перегородки» из чисел и «множественности существ» (Ш. Бодлер) и проступает нечто изначальное. В. Брюсов, один из лидеров символизма в России, считал произведения искусства «приотворенными дверями в Вечность» (там же).
С. Малларме говорил о том, что лишь в то время, когда он пишет, он узнает, что в нем хотело сказаться, родилось для жизни. Вот почему, считает С. Малларме, поэмы пишутся не идеями и словами, которыми продуцируется пространство смысла и понимания (или феноменальная материя понимания, соотнесенность с которой порождает в нас состояние мысли).
Ф. Сологуб в «Русской мысли» (1915) писал: «Это многообразие впечатлений и опытов, эта живая жизнь образов искусства в наших душах способствует основной задаче символистского искусства прозрению мира сущности за миром явлений.
Прозреваем мир сущностей не разумом и не доказательствами, а лишь интуитивно, не словами, а музыкально. Не напрасно заветом искусства поставил Поль Валери требование: «Музыка, музыка прежде всего» – Сологуб Ф. Искусство наших дней // Русская мысль. 1915. № 12. С. 41.
Ведь в музыке уже нет слов, это предельная форма феноменальной, понимательной материи сознания. Задача музыки стихотворения (это и будем называть поэтикой) – породить пространство понимания, у которого есть свой язык - язык символов. Внутри пространства понимания (как сферы или поля возможной артикуляции) и кристаллизуется то, что я думаю, чувствую, переживаю). «Создав поэтическое произведение, поэт породил связанный с ним соответствующий мир мыслей, чувств, переживаний и т.д.» (Мамардашшли М.К. Эстетика мышления. М., 2000. С. 141).
Художник рождается в своем произведении
В XX веке переоткрыли старую истину о роли текста и произведения, которое является неким порождающим лоном самого творца как личности и живого человека.
Поэт и писатель – это не всезнающий и всевидящий волшебник, но человек, сам себя создающий в своем произведении. Писатель и поэт рождается в своем творении, а не является неким пророком, изрекающим уже готовые истины.
Искусство X X века развивается, как представляется, в этой устремленности личностного поиска, связанного с более скромным отношением к слову, и связано с осознанием того, что текст создается как незаменимое средство, помещающее самого создателя в точку опыта и испытания мира (опыта бытия), откуда только и видна истина.
Нет готовой истины, истина создается (создается в том смысле, что поэт своим произведением порождает пространство истины, откуда она открывается. Не иначе).
Поэтому текст произведения порождает непсихологическое и неестественное измерение. Пространство произведения – некое невербальное и невидимое спрямляющее зеркало, которое ставитперед собой поэт или писатель.
В этом зеркале открывается истинное «Я» художника, пространство возможной мысли, возможного чувства, возможного переживания.
Рильке предупреждал, что стихи вовсе не переживания, не сентименты, то есть не выражение сентиментов. Произведение - это орудие порождения самой жизни. Иначе говоря, какие-то чувства, мысли и переживания становятся возможными благодаря этому или другому произведению, которое порождает некое невидимое пространство смысла и понимания. Если попытаться определить точно это невидимое образование, это генерирующее поле или генеративную структуру, то можно сказать, что это поле возможной мысли, возможной поэзии, возможных переживаний и т.д.
Поэты-символисты, считает Андрей Белый, «несли культ личности в жизнь, культ музыки в поэзию, культ формы в литературу» (Белый Андрей. Настоящее и будущее русской литературы // Весы, 1909, № 3, С, 73-74).
Искусство в символизме понимается как момент самой жизни (не отражение и изображение жизни). Там же, где случается реализация и воплощение себя, всегда присутствует как эфир или поле реализации новый сознательный опыт, опыт бытийствования всего того, что соединилось и сошлось, но не моим ментальным усилием (то, что соединилось уникальным, невозможным образом, и есть бытие, а то, что соединяет в философии называется, сознанием).
В этом опыте сознания конституировалось то, что уже сказано, есть в культуре, известно (и, кажется, можно просто взять и повторить), но должно родиться вновь, чтобы быть понятым. Родиться, или образоваться, как незаместимо-личное, твое состояние (в этом, кстати, смысл того, что называется образованием).
У К. Маркса в «Экономико-философских рукописях 1857-1861 гг.» есть термин «практически истинная абстракция». Им он фиксировал феномен превращения категории «труд», «труд вообще», труд sans phrase в реально сущест вующий процесс как средство создания богатства, утратив ту сращенность, которая раньше существовала между определенными индивидами и определенными видами труда. Или капитал вообще есть абстракция, но абстракция реальная, практически истинная в том смысле, что «... капитал вообще сам обладает реальным существованием, отличным от особенных, реальных капиталов» (Маркс к. Экономико-философские рукописи 1857-1861 гг. Ч. 1. М., 1980. С. 441).
Последнее удалось лишь при неклассическом понимании сознания, когда сознание не ограничивалось пределами «одной головы», но его размерность пронизывала предметно-деятельностные структуры человеческого общества. О Марксе я вспомнил для того, чтобы указать на открывшуюся в условиях массовых обществ фундаментальную закономерность человеческого существования, которая, несомненно, реализовывалась в разных обществах, но «в этой абстрактности практически истинной только как категория современного общества» (Маркс к. Экономико-философские рукописи 1857-1861 гг. Ч. 1. М., 1980. С. 42).
Онтологическая структура сознания, как его символический слой, воспроизводилась в человеческом обществе всегда (сознание как бы представляет собой упакованные, вложенные одна в другую структуры. В свою очередь между разными структурами устанавливаются сложные взаимоотношения. Тот или иной способ анализа «добирается» до какого-то уровня структур сознания. Метафизика претендует на прояснение фундаментальных, онтологических слоев сознания). С появлением идеологических государств и массовых обществ, когда эти структуры либо разрушались, либо редуцировались к натуральным свойствам и состояниям, органы онтологической жизни сознания превратились в практически истинную абстракцию, только со знаком минус (что и было названо патогенными образованиями).
В идеологизированном, или абсурдном, мире человек «задыхается», ему нечем жить. Мир как бы рассыпается, а следовательно, нельзя извлечь и смысл.
Мир – это нечто целое, форма, возникающая в «огне бытия». «Огонь бытия» ущел, а форма осталась. «Нас всегда зовет Нечто как целое. Это «в целом» и его целое мы называем миром». -Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 330.
В. Бибихин утверждает, что «о мире нет смысла говорить, что он не имеет смысла» ( Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993. С. 78).
Тем самым философ утверждает, что в мире, где нет смысла, разрушается и сам мир. Мир всегда несет в себе смысл. Мир без смысла - это разрушающийся мир, лишенный целостности (следовательно, и не мир вовсе, а бессвязное нагромождение, или мир, не имеющий оснований). Вот «выскользнуло» слово основание я, я думаю, не случайно.
Как-то в гостях молодой Декарт утверждал, что мы находимся в вербальном пространстве, где все смыслы определены, а потому можно доказать все что угодно (слов всегда хватает). Если же есть основания, то тогда не все можно доказать, но лишь то, что следует или, точнее, порождается на этих основаниях.
Мир, имеющий основания – это целостный, но определенный мир. И если будут другие основания, то будет и другой мир. Мысль о множественности миров, высказанная Джордано Бруно, имеет и метафизический смысл.
В мире без оснований все обратимо и рано или поздно может «ухнуть» в бездну катастрофы.
Антропологической катастрофы.
Итак, желание индуцировать новый опыт бытия и испытания мира, опыт сознания – это прежде всего поиск оснований мира. В самом мире этих оснований нет.
Почему? Что значит иметь основания?
Это значит, что в мире человек может жить, понимая этот мир. Но понимать мир человек может лишь тогда, когда мир «уже» есть (по определению, мир – это некая целостность). Вещи – не .мир. И даже очень большая совокупность вещей не есть мир.
Идея целостности не есть эмпирическая идея. Это метафизическая истина и она «уже» должна быть, чтобы пониматься человеком. Иначе – мы должны ввести идею о том, что у нас уж есть идея мира. Без этого допущения все разваливается. Но сделав такое метафизическое допущение, мы можем обнаружить это основание мира.
Итак, идея мира как основание мира. Если верно то, что смысл есть нечто, что всегда за пределами того, смысл чего мы хотим понять (М. Хайдеггер как-то заметил – смысл не ищут, им понимают), и то, что человек не в силах придать смысл миру своим оптическим сознанием (ибо оно частично, само определяется миром), «то моя мысль не только не может принадлежать исключитель но мне, но и не должна принадлежать только мне. Она во мне не моя» (Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993. С. 78-79).
Традиционно сознание вводят в контексте оппозиции «субъект-объект», понимая под сознанием нечто, что отражает происходящее в независимом объекте. Фактически при таком подходе сознание понимается как какая-то очень тонкая пленка, исчезающе прозрачная, ничем не отличимая от содержания сознания, или понятие сознания при таком подходе становится излишним.
Но сознание можно понимать и иначе: как некий космологический принцип, рассматривающий сознание в качестве какой-то космологической константы, укорененной в самих основаниях мира. У так понятого сознания есть какая-то структура, или «тело», или органы сознания, воссоздающие себя в некоторых состояниях человека.
Таким образом, основание мира не находится в нем самом, но инкорпорировано в онтологическую жизнь сознания (ибо сознание и есть то, что содержит целостность бытия, а следовательно, и основание мира).
Одновременно это утверждение справедливо и по отношению к человеку как существу, которое умеет быть в мире (М. Хайдеггер), не в смысле познания мира, а как укорененное в мире существо. Человек эмпирический таких оснований не имеет («плоть печальна, увы» - С. Малларме).
Нам всегда чего-то недостает, чтобы видеть истину. Однако мы когда-то же воспринимаем истину. Из факта восприятия истины (что означает невыводимость истины, она должна быть, а уже затем возможны различения истины и лжи) и из факта эмпиричности и конечности человека мы должны сделать допущение о нечеловеческих (синоним - бытийных) основаниях в человеке.
Значит, истина входит к нам не на природных основаниях ( психика в основе своей природна), а как-то иначе. Истина минует наши органы чувств, представляя собой форму жизни сознания, которая воссоздает себя в наших состояниях истины. Допустим, очевидность, о которой говорит Р. Декарт, явно не психологического происхождения, хотя, конечно, психологические каналы задействованы, но основание этого состояния непсихологично.
Подводя итоги, можно сказать, что основание мира и основание человека - одно и то же основание.
Пока мы пытались лишь зафиксировать (промаркировать) особую сферу онтологии сознания, некое феноменальное тело сознания (поле смысла и воз можной артикуляции).
Следует оговорить способы подступа к этой реальности сознания. При таком объекте осмысления и понимания процедуры исследования непродуктивны.
Допустим, определить даже эту сферу сознания практически невозможно. Определить - это прежде всего провести границу чего-то. В случае же с сознанием мы этого сделать не можем, ибо невозможно отделить себя от себя (сознание всегда будет исследоваться сознанием же).
По определению, мы мо жем исследовать лишь то, что можем создать. В данном случае ведем речь о том, что позволяет создавать и не выводимо из желания иметь сознание бытия. Оно уже должно быть. Тайна сознания связана с ограничениями, налагаемыми на человека именно в качестве человека. В случае сознания бытия, когда удается узреть его Лик, уйдя от зеркальности самого же сознания, оно настолько ясное, настолько близкое (очевидное у Декарта), что его невозможно отделить от себя,потому как «мое сознание».
Теоретическое исследование уходит от уникальности человека и сознания, поэтому, например, М.М. Бахтин предлагает использовать не аналитический метод, но диалогическое понимание («симпатическое» чтение, сказал бы Лев Шестов), в котором стирается грань между субъектом и объектом (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 23).
Такую позицию С.С. Аверинцев называл «инонаучной» (Новое литературное обозрение. 1993. №3. С. 321).
Сфера дополнительности и доопределения
Таким образом, выделена сфера онтологии сознания, которая является неким обязательным дополнением к конкретным явлениям и вещам. Положим, есть восприятие вещи и есть разрешающая способность восприятия вещи.
Восприятие в феноменологии Э. Гуссерля аттестуется как категориальное созерцание (некий аналог чувств теоретиков у Гегеля), являющееся тем дополнением, которое мы потом опознаем именно как случившееся вмещение мира, его допускающе-понимающее приятие.
К выделенной сфере онтологии сознания неприменимы традиционные оппозиции «субъекта-объекта», «внутреннего-внешнего», «чувства-мысли» и др., ибо эта сфера дополнительности, или доопределения, случается до этого различения.
И мы не можем эту дополнительность исследовать как какой-то позитивный объект, в противном случае мы нарушим соразмерность. Ведь сфера онтологии сознания не есть сфера разделенностей, а мы будем относиться к ней как к отдельной, иначе говоря, отделенной от нас.
Одновременно связность сферы онтологии сознания не является синкретизмом мифа, ибо связность сферы сознания незаместимым образом включает и момент прерывности. Такая прерывная непрерывность. Что имеется в виду?
Связность сферы сознания означает то, что сознание как онтологическое образование может проявляться лишь одновременно на множестве точек (некая всесвязность сознания, внутри которой нет смены состояний, а есть одно текучее состояние).
Минимальная единица сознательной жизни – это несколько людей, обладающих структурами сознания. Иначе говоря, связность сознания означает мгновенную координируемость (корреспондируемость) актов сознания (вспышек сознания) в точках индивидуальных усилий.
Итак, связность и прерывность сознания одновременно. Связность означает непрерывность протекания, дление, энергийность, если использовать смысл, который вкладывал в этот термин Аристотель. Но это вечное, нескончаемое дление предполагает постоянное возобновление в незаместимых, индивидуальных точках моего присутствия.
Эдакая возобновимая вечность. Декарт говорил о вечном творении мира, каждую секунду. Мир не создан как завершенная целостность, но творится постоянно, а человек сферой онтологии сознания принимает участие в этом творении.
Связность опыта сознания означает и отсутствие привычного деления на чувства, переживания, мысли. Здесь мы можем говорить о состояниях сознания, включающих и переживания, но метафизические переживания, и чувства, но метафизические чувства и др. Давайте с этим постепенно разберемся.
Из принципа прерывности, или индивидности, следует незаместимость моего присутствия. Здесь имеется в виду следующая вещь. Есть какая-то истина. Я могу ее повторить и даже думать, что она моя. Но просто знание истины может ли сделать ее нашей? Наверное, нет. Нужно что-то еще, когда мы могли бы сказать – это моя истина. Или высказать ее как возможность моего состояния.
Иначе говоря, я ввожу различение истины и состояния истины. Чтобы истина состоялась, она должна стать моим состоянием. Я должен пережить истину. Пережить здесь означает некий пафос или страсть, которые всегда излишни по отношению к любой вещи.
Быть в пафосе истины или переживании истины (состоянии истины) – это всегда быть захваченным чем-то другим, помимо преднаходимой вещи. Эта захваченность чем-то, предметным образом неразрешимая, и есть состояние истины. Избыточно наше сожаление об умершем, избыточно раскаяние, избыточны наши восхищения о красивом цветке.
Так, Платон поясняет, что привязанность к красоте юноши есть на самом деле привязанность к богине (как символу целостности человека), которая как бы «повисает» на прекрасном юноше. Философия же в этом смысле является одним из способов по расцеплению подобных отождествлений, когда стремятся явиться перед Ликом богини (или ликом Истины), точнее, прояснить возникший зазор истины и того, что мы приняли за истину. Нужно извлечь этот опыт сдвига или зазора.
Извлечь опыт – это как раз и значит разбить «чары» отождествления. Я уже говорил о том, что онтология жизни сознания отменяет психологию (она антипсихологична). И всякий раз, когда мы пытаемся прояснить именно онтологическую реальность нашей жизни, нам необходимо создавать некую сло весную конструкцию, которая преодолевала бы неизбежный психологический смысл. Он во многом возникает и из характера нашего языка.
Язык наш предметен, тогда как сфера онтологии ненаблюдаема и внеопытна. Артикуляция этой сферы предполагает неизбежное сочетание языка метафизики с предметным языком. У этой конструкции есть своя логика проговаривания, не имеющая какой-то внешней цели. Есть принудительная логика дела мысли, которая не имеет целей помимо ее самой.
Или, иначе говоря, цель мыслительной работы (работы с сознанием) – увидеть то, что есть, когда мысль совмещается с мыслью же и происходит событие понимания. Бытийственное сознание, или онтологическая реальность сознания, как я стремился показать, непсихологична.
Это сознание всегда присутствует как уже случившееся, де факто, если случилось, как некое условие, отличное от своего содержания и которое позволяет быть своему же содержанию. Не в смысле нашего желания, а потому, если случилось какое-то содержание, то это содержание всегда со-держится.
Со-держат же его органы онтологии сознания, духовные тела. Тела, потому как это некие образования, некие актуалии сознания, структуры. Одновременно это духовные тела, ибо не являются вещами наряду с существующими предметами, а проступают тогда, когда мы применяем язык символов метафизики.
Символическая природа онтологической жизни сознания
Символический язык философии и метафизики является условием конституирования бытийственного сознания и его природой. Бытийственное сознание, как мы уже знаем, по природе символично (о символической природе сознания, следуя принципу соответствия, будетсказано и в главе 5), поэтому следует немного сказать о самих символах.
Как и схемы, и аллегории, символы есть некая «выразительная форма» (А.Ф. Лосев). С.С. Аверинцев определяет символ через образ (органичный и неисчерпаемо множественный), взятый в аспекте своей знаковости. Фактически разными словами о символе говорится как о форме, которая собой выражает.
Причем, настаивает А.Ф. Лосев, для выражения недостаточно понятия и смысла (сферы значения). Выразительное всегда есть единство внутреннего, того, что выражается, и внешнего, того, как, каким образом выражается. Именно поэтому в символе (в отличие от схемы или аллегории) внутреннее и внешнее не просто соотнесено, но и тождественно. В символе нельзя узреть ни идеи без символа, ни символа без идеи. Образ как символ приобретает некую «воздушность», проницаемость и прозрачность для смысла. Аллегория, как и схема (под аллегорией понимается такая выразительность, в которой довлеет «внешнее», тогда как смысл, идеальное, ноэматическое не прояснены. Однако все же аллегория остается выраженностью, и в ней не может наличествовать одна лишь «внешность» как таковая. Эта «внешность» свидетельствует об идее, смысле, которые не «выведены из сферы своей отвлеченности и неявленности» (Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 46).
Идея и смысл в аллегории выражаются как невыраженное, и тогда аллегория есть некий образ как иллюстрация, как случайное «пояснение» к идее, существенно не связанное с идеей. В схеме же как выразительности дана лишь идея, а то, как она выражена, ничего не прибавляет к идее.
Схема «воплощает на себе чуждую своему материалу идею» - (там же), распознается и «прочитывается» простым «усилием рассудка» (С.С.Аверинцев), тогда как символ принципиально многозначен и неисчерпаем. Совмещение человека с символами в бытийственном сознании создает некое поле, которое трансформирует человека и проявляется уже на оптической «части или стороне» сознания.
Самого совмещения мы не видим. Можно видеть лишь то, было ли такое совмещение, иначе говоря, следствие подобного совмещения. Любовь бывает лишь тогда, когда было совмещение с символом «чистой любви». О символе стоит добавить, что непонятный до конца, он «живет» через свои интерпретации и не существует в качестве рациональной формулы (Аверинцев С.С. Символ //Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 607).
Символ не дан как вещь наряду с другими вещами, но выступает фактором «символичности бытия» (А.Ф. Лосев), а потому скорее задан как «самостоятельная действительность» (А.Ф. Лосев) в виде длительности смысла (не сводимого к однозначной логической формуле) и никогда не достигает формы теоретического понятия
С.С. Аверинцев так поясняет принципиальную незавершенность символических интерпретаций: «Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть символ чистой женственности, а Гора Чистилища есть символ духовного восхождения, то будет справедливо; однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное восхождение» - это слова символы, хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия». –Философский энциклопедический словарь. М.,1983. С. 607.
И здесь наблюдается следующая закономерность: чем более проявлен смысл в энергийных сплетениях символа, тем «символичнее рождающийся образ. Такова эта диалектика жизни, столь расходящаяся с обычным абстрактно-метафизическим умонастроением. Чем менее проявлено неявленное, тем более понятно и просто то, что явилось; чем более проявлено неявляемое, тем сильнее оно постигается и переживается, но тем загадочней и таинственней то, что явилось» (Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Бытие - имя - космос. М.,1993. С. 695).
Такое неявленное в данном случае – бытийственное сознание, элементами которого выступают символы. Символы – это такие дховно-материалъные образования, которые являются носителями не наглядных и безосновных (самоосновных) актов понимания, порождающих внутри себя состояния понимания.
Акты понимания и есть акты жизни сознания, когда предмет сознания создается в самом акте сознания об этом предмете и помимо этого сознания не существует. Оказывается, чтобы что-то переживать и воспринимать нужно понимать.
Итак, мы можем рассуждать о мире, познавать и понимать его, жить в нем достойно именно потому, что «вспыхивает» сознание как бытийственно укорененный феномен, с помощью которого человек «умещается» в мире. Даже простейшие человеческие чувства и переживания были бы невозможны, если бы не случались синтезы («возгорания») жизни сознания.
«... наше сознание, имеющее дело с миром, каким-то фундаментальным элементом с самого начала включено в этот мир». - Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М., 2000. С. 250. В этом смысле сознание есть созерцание сознанием самого же себя.
Если подобные акты «вспыхивания» сознания затруднены, то мы оказываемся в мире непонимания (в мире, где «работают» структуры непонимания).
Антропологическая катастрофа – это характеристика мира с разрушенным пространством понимания, когда бытие сознания становится проблемой. Решание (не решение!) этой проблемы состоит в высвобождении нового опыта сознания внутри иного, неклассического философствования.
Итак, коротко можно заключить:
• Философия в данной работе понимается как предельная форма жизни сознания и ее конструктивный момент онтологической работы по укоренению человека в мире. В деле поиска человеком своего места вмире участвует некое сознание, названное в работе бытийственным сознанием. Оно составляет ядро нашей духовной жизни, «вспыхивающее», когда человек попадает в притяжение неразрешимых (метафизических) вопросов-символов.
• Сфера сознания бытия (наряду с ее воплощением и идеологическим моментом – онтическим, эмпирическим сознанием) – это сфера полноты и собранности, возникающая в пространстве спонтанного трансцендирования наличных форм культуры и общества. Силовые линии символов как бы «вытягивают» человека из естественно складывающихся обстоятельств и отнощений и возникает бытийная размерность мира (опыт бытия), как форма или способ, которым со-держится бытие (опыт сознания) как некое расширенное, амплифицированное сознание.
• Онтологическая работа укоренения человека в мире (символизированная проблемой «Запад - Восток») оказалась затрудненной (или даже невозможной) в связи с появлением в конце XIX - начале X X вв. феноменов массового общества и идеологических государств, меняющих место мыслителя в духовном производстве. Известно, что сознание бытия есть, если есть тот, кто о бытии думает (подобно тому, когда мы утверждаем, что Бог нуждается в вере в него как в пространстве, в котором он возрождается. Бог есть, если есть вера в бога). Упрощающие идеологические схемы освобождают человека от онтологического усилия вопрошания бытия.
• Первыми, кто почувствовал разрушение (неслучание, или недоступность) сферы жизни сознания были писатели-романтики. Уже в конце XIX - начале XX вв. поиск бытия сознания как сферы метафизического размещения человека в мире, в котором можно жить достойно, продолжили писатели, поэты, художники, ученые в рамках такого явления культуры как модернизм.
• В модернизме проблемой произведения как орудия самой жизни («производящего произведения») проступает стремление «собрать» сознание бытия. Постмодернизм – это уже попытка выдать недостаток за достоинство, когда рассыпающееся сознания пост-современности признается за норму.