Мне бы хотелось поделиться маленьким рассуждением на тему этого персонажа. Не знаю, можно ли назвать её любимой среди всех сказочных героев, но вопросов она у меня в детстве вызывала однозначно больше, чем прочие.
Почему в сказке Баба-Яга так охотно уступает Ивану-царевичу? Она встречает его довольно враждебно, но покорно решает оказать помощь, едва слышит его наглый ответ "Кто ж так гостя встречает? Ты сперва накорми меня, напои, в баньке попарь, а потом уже и спрашивай!"
Честно, в детстве этот момент мне всегда не давал покоя - почему вдруг Баба-Яга действительно кормить Ивана, вместо того, чтобы разорвать в клочья?
А ведь она может. В сказках Яга предстаёт в различных ипостасях. В историях она выступает то как могучая ратница, скачущая по степи на громадном коне и одним махом срубающая головы врагам, то как вампир, когда сосёт кровь запертой у неё в избушке девицы, которую спасает Иван (или Алёнушки, служащей ей ради спасения братца), в другой раз она - помощница царевича и враг Кощея, хозяйка избушки на курьих ножках.
Она то добрая, то злая и невозможно разобраться, что же это за персонаж. Правда в том, что на примере Яги очень наглядно можно понять, что такое добро и зло в понимании рассказчиков сказок: оба понятия, как ни странно, прикладные. Яга не добра и не зла сама по себе, а только применительно к конкретным людям и ситуациям. И то же самое касается очень многих героев сказок, они оцениваются только как несущие пользу или несущие вред. А некоем абсолютном зле или абсолютном добре реи не идёт.
Так что представляет из себя Баба-Яга?
Описывается она так: одна нога у неё костяная, друга обыкновенная, груди у неё свисают до земли, в некоторых сказках два передних зуба у Яги длинные и острые, и в плену у неё живёт девушка, у которой она время от времени сосёт кровь.
Во времена до нашей эры существовало два устойчивых образа Богини, один из которых — это дородная женщина с обвисшими грудями, часто в руке у неё был рог (вспомним хотя бы палеолитических рельеф из Лосселя, Франция). Вторым были изящные фигурки девушек. Обвисшие груди — это признак матроны, зрелой женщины, воплощающей в себе представление о благостной богине, подательницы жизни, приумножающей численность зверей и людей. Такая богиня должна быть полнотелой.
Однако на заре зарождения религии образы были ещё неустойчивы, размыты, и наравне с полнотелой богиней существовала юная дева, которая тем не менее, была матерью.
Эта двойственность для людей прошлого вовсе не выглядела парадоксально: да, богиня была девственницей, и в то же время рождающей богиней, плодоносящей, дарующей жизнь и блага. А ещё она была охотницей — а как же иначе?
Итак, обвисшие груди — наследие палеолита, «атрибут» самого древнего образа богини.
Костяная нога — это знак смерти. Дверь избушки повёрнута в сторону леса, к миру «инакому». Тут надо сказать, что фраза "избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом" обретает смысл, если вспомнить, что в старых версиях избушка стояла на границе между лесом и степью. Лес тогда был заповедным и страшным местом, где, конечно же, жили души умерших.
Одной ногой Баба-Яга стоит в загробном мире, мире мёртвых, и именно поэтому позже ей стали приписывать функции упырей, которые были зловредными созданиями и частью веры людей ещё до появления сонма богов. Во времена пещерных медведей, когда духи населяли мир в сознании людей, и делились на берегинь и упырей, зловредных и добрых. Злобной, зловредной старухой, ведьмой Баба-Яга стала позже, в позднюю христианскую эпоху, но и до того её функции были широки и неоднозначны. В более поздних сказках дом её стоит в чаще, но суть от того не меняется: человек перебрался ближе к лесу, для землепашца опасность стала представлять чаща, полная диких зверей, и мир загробный, путь в него, переместился тоже. Яга охраняет дорогу в мир мёртвых, сам её дом — это врата.
В сказках Баба-Яга часто описывается в своей избушке как нечто почти комичное: нос её упирается в потолок, ей явно тесно лежать в избушке, но дело не в том, что Яга сама велика, просто избушка мала. Ведь это не просто дом, это «изба смерти». Такие домовины строили для покойников, где-то из сжигали и сверху насыпали курган, где-то они оставались стоять посреди леса на подпорках, которые уберегали дом мертвеца от воды болотистых лесов.
Что может служить вратами в загробный мир, как не могила? Если вспомнить сказки о покойниках, там часто мертвецы заманивают или силком пытаются затащить в разрытую могилу живого, чтобы утащить на тот свет.
Так Иван говорит Яге: "Ты сперва напои, накорми, в баньке выпари, а потом уже и спрашивай", и это слова магически воздействуют на неё. Фактически Иван предлагает проделать над ним всё, что делают с покойником, он свидетельствует, что он мертвец, и Яга сразу же меняет к нему своё отношение, теперь он не чужой, живой, а свой - мёртвый.
Она в самом деле проделывает обряд, который завершается тем, что Иван ложится спать в избе смерти, а утром он отправляется искать свою суженную, в загробный мир, пройдя обряд перехода. А мотив поиска невесты в загробном мире знаком многим народам.
Нередко Яга выступает в образе вампира: как уже говорилось, в её доме живёт девушка, у которой Яга сосёт кровь. Эта «привычка» не соотносится с её желанием поедать разных «ивашечек», во всяком случае не напрямую. Вампиризм, вампиры, упыри — это одна из самых древнейших форм нечисти в славянском фольклоре. Рыбаков Б.А. писал в своих исследованиях о берегинях и упырях, двух видах духов, которым поклонялись древние пра-славяне, ещё до появления у них пантеонов, даже до появления Рогатых богинь. Образы эти были нечёткими, размытыми, они ещё только формировались, но суть состояла в том, что берегини были благостными духами, а упыри вредили людям.
Например, моровое поветрие считалось нападением невидимых духов, и люди запирались в домах, стремясь обезопасить себя. Болеющий человек часто начинает как бы иссушаться, его мучает лихорадка, бред, и всё это считается воздействием упырей, которые вытягивают из человека жизнь, сосут её. Кровь напрямую связана с жизнедеятельностью, так что ничего удивительного, что через какое-то время упыри стали вполне конкретными кровососущими существами, нападающими на людей.
А мертвецами потому, что «заложные» покойники всегда считались нечистыми. Чужие покойники или умершие неестественной, плохой смертью, тоже становились упырями. Потому в поздних сказках, где Яга выступает в качестве отрицательного персонажа, она наделена функцией упыря.
Баба-Яга не просто ведьма, живущая в лесу, она страж в загробный мир, но и этим её функция не ограничивается. Думаю, что в её образ впитался ещё один - это образ богини смерти.
Образ мыслей людей прошлого включал простую систему равновесия, до сих пор ещё сохранившуюся у нас в виде глуповатых (на наш взгляд), необъяснимых примет: например, если ты наступил кому-то на ногу, нужно, чтобы человек наступил на твою. Это необходимо для сохранения баланса, ведь, если ты не восстановишь его сам, это сделает Мир, и тебе может не понравиться то, как Он проделает это. Суеверие, которому люди часто придают большое значение до сих пор, и это в 21-ом веке! нетрудно представить, как люди воспринимали схожие приметы хотя бы даже сто лет назад.
Обмен — честная форма существования: Машенька кормит мышку кашей, и та помогает ей спастись от медведя, нагрянувшего в землянку, Настенька подливает масло под ворота, даёт коту ветчины, подвязывает дерево лентой, и те выпускают её со двора Бабы-Яги. Волк съедает коня Ивана-царевича, и начинает сам служить вместо коня.
Нужна жертва, чтобы получить желаемое, нужен обмен. Василиса в одноимённой сказке кормила куколку и получала помощь и советы, она приносила жертву в виде еды, совсем так, как кормят домовых духов.
Эта практика всплывает не только в русских сказках, её можно найти повсюду, она в основе каждого верования, каждой религии: люди приносят жертву богу, чтобы получить желаемое, они производят обмен. Жертвы приносились чудовищам и драконам, чтобы уберечь народ, жертвы приносили божествам вод и полей, для обильного урожая. Характер жертвы зависел от того, кому приносят её, и что хотят получить. Чем дороже награда божества, тем ценнее жертва. Самое ценное — жизнь человека.
Представьте себе огромное, крестообразное углубление, площадью в пятнадцать метров. Это вырезанное в дёрне гигантское изображение женщины-великанши, лежащей головой на север, а ногами — на юг. Размер её в несколько раз превышает размеры домов-землянок, что стоят на противоположном берегу реки. Над ней нет прочной крыши, и сделана она из лёгкого материала.
Здесь был очень мощный костёр, оставивший толстый слой золы и угля. Его сожгли единожды и более такое не повторяли. Там, где у великанши находилось сердце, стояли самые мощные столбы, здесь остался круглый жертвенник. В «голове» великанши лежат кости сожжённой птицы (а на головных женских уборах обычно изображали птиц). В «животе» женщины пылал самый мощный костёр. Внутри были сожжены бык, птица, и другие животные, от которых осталось слишком мало, чтобы узнать их. Но кроме того в кострище нашли остатки посуды, ножи, пряслица…
Её нашли в землях древлян. Неподалёку от фигуры — могильник и круглое кострище, на котором сжигали трупы.
Как не вспомнить Масленицу, с её обычаем жечь или бросать в воду чучело, изображающее девушку? Чучело заменило живого человека, когда форма обряда ещё сохранялась. Обманка. Но есть разница: Масленицу-Кострому приносят в жертву, а это создание само принимало их.
Древнее, хтоническое божество: Великанша, пожиравшая людей.
У галлов был когда-то обычай приносить подобные жертвы. Рассказывают, что они сооружали большие чучела из прутьев, и фигуры эти наполнялись людьми, которые сжигались вместе с ним. В первую очередь в жертву приносили преступников и пленных, если не хватало — выбирали из общины.
Несомненно, должно было случиться нечто поистине устрашающее, чтобы потребовалось провести такой обряд: моровое поветрие, или же нашествие разорительного врага. Древляне пытались умилостивить страшную богиню, скармливая ей жертву, надеясь, что, насытившись, она оставит в покое людей. Морана.
Кто, как не женщина, дарующая жизнь, могла стать образом богини смерти? Кто ещё имеет право отнять жизнь, как не та, что её подарила?
Баба-Яга - один из самых многогранных образов русских сказок, она и помощник, и враг, она и простая ведьма, и загадочная родственница мачехи Василисы, которая помогает девочке за то, что та ведёт себя правильно, так же, как Иван Царевич. Часто в сказках герой спасается именно благодаря тому, что соблюдает некие древние правила поведения. Бабая-Яга, как существо, связанное со смертью и похоронными обрядами, ведёт себя в соответствии со строгими нормами, и человек, проявляющий уважение к мертвецам и к обрядам, может не только спастись, но и получить от неё помощь.
Она - это тень богини смерти, всё, что осталось после одиннадцати веков христианства.
2