Найти в Дзене
Baletoved

Ф. Лопухов: больше, чем хореограф. 3 часть.

Самой успешной постановкой Лопухова 1920-х годов стал балет «Ледяная дева» на музыку Грига в обработке Асафьева. В 1922-м году уже была попытка поставить балет на этот сюжет хореографом П. Петровым под названием «Сольвейг». Декорации были созданы Головиным. Но спектакль не задержался в репертуаре. В 1927-м году было решено возродить этот балет, что и сделал Лопухов. Декорации, написанные Головиным в 1922 году были использованы целиком с незначительными изменениями. Сюжет: юноша Асак встречал в зимнем лесу Ледяную деву, он очарован ее красотой, но ведения множатся и она внезапно исчезала. На пути домой уставший юноша встречал девушку Сольвейг, похожую на Ледяную деву. Он приводил ее в деревню и предлагал ей руку и сердце. Во время красочного праздника с массой характерных норвежских танцев молодежь прыгала через огонь. Сольвейг срывалась в костер, и – белое облако поднималось вверх. Асак бежал в горы, где его манили 12 ледяных дев, налетали вихри. Он замерзал, и над ним склонялась Ледян

Самой успешной постановкой Лопухова 1920-х годов стал балет «Ледяная дева» на музыку Грига в обработке Асафьева. В 1922-м году уже была попытка поставить балет на этот сюжет хореографом П. Петровым под названием «Сольвейг». Декорации были созданы Головиным. Но спектакль не задержался в репертуаре. В 1927-м году было решено возродить этот балет, что и сделал Лопухов. Декорации, написанные Головиным в 1922 году были использованы целиком с незначительными изменениями.

Головин А. Декорации к балету "Сольвейг".
Головин А. Декорации к балету "Сольвейг".

Сюжет: юноша Асак встречал в зимнем лесу Ледяную деву, он очарован ее красотой, но ведения множатся и она внезапно исчезала. На пути домой уставший юноша встречал девушку Сольвейг, похожую на Ледяную деву. Он приводил ее в деревню и предлагал ей руку и сердце. Во время красочного праздника с массой характерных норвежских танцев молодежь прыгала через огонь. Сольвейг срывалась в костер, и – белое облако поднималось вверх. Асак бежал в горы, где его манили 12 ледяных дев, налетали вихри. Он замерзал, и над ним склонялась Ледяная дева.

Партию Ледяной девы и Сольвейг исполняла Ольга Мунгалова, Асака – Петр Гусев. Для создания фантастического образа Ледяной девы Лопухов воспользовался исключительными данными Ольги Мунгаловой: ее мягкостью и гибкостью; и Петра Гусева: его силой, ловкостью и мастерством дуэтного танца. Лопуховым были придуманы поддержки, которые до сих пор не под силу многим артистам балета. Мунгалова вставала в арабеск на плечо Гусева. Пластика Ледяной девы была угловатая. Было придумано знаменитое «колечко», когда балерина одной рукой поддерживала кончик ноги высоко поднятый над головой. Эта поза стала лейтмотивом партии Ледяной девы. Ее колючая поступь на пальцах переходила во всевозможные варианты шпагатов на полу и в воздухе.

Мунгалова О. в партии Ледяная дева
Мунгалова О. в партии Ледяная дева

В «Ледяной деве» Лопухов сочетал классический танец с элементами акробатики или элементами, придуманными им на их основе. Сам он назвал свой спектакль «классическим балетом в преломлении 1927-го года». В этом спектакле новаторство хореографа обогатило классический танец, так как использованные выразительные средства отвечали природе художественного образа.

-3

Балет шел в театре до 1937 года, затем оказалось, что заменить Мунгалову не по силам другим балеринам. Единственная, кто мог бы справиться с подобной задачей, была Н. Дудинская, но она отказалась. Так и осталась «Ледяная дева» в числе балетов неповторимых, хотя ряд движений и комбинаций будут использованы Л. Якобсоном, Ю. Григоровичем, И. Бельским, Б. Эйфманом.

Своеобразной точкой отсчета в становлении нового советского балетного театра, развивающегося в русле эстетики драматического балета, можно считать спектакль Лопухова «Крепостная балерина», поставленный в 1927-м году. Сам балетмейстер определял жанр как хореодрама.

«Крепостная балерина» - это был большой четырехактный спектакль на музыку К. Корчмарева. Главную партию Авдотьи-душеньки исполняла Марина Семенова.

В «Крепостной балерине» Лопухов впервые вывел на балетную сцену императрицу Екатерину II, ставшей полноценным действующим лицом, а не введенным персонажем для исторической атмосферы.

Семенова М. в балете "Крепостная балерина".
Семенова М. в балете "Крепостная балерина".

Лопухов впервые после Бурнонвиля и раньше Мессерера показал на сцене урок классического танца.

Рецензентами балет был признан неудачным из-за слабой музыки и либретто. Многие сцены спектакля выглядели наивными и даже смешными. Лирическая линия героев терялась на фоне различных исторических бунтов. Однако Соллертинский отмечал, что Лопухов в своем спектакле предвосхитили тенденцию, возникшую уже в последующем десятилетии: Разрабатывая приемы хореодрамы, он опирался на лучшее, что было создано в русском балете в предыдущие эпохи.