Звук Р поставлен, что дальше? Такой вопрос часто возникает у моих учеников. Можно логопеду помахать ручкой и идти в свободное плавание? Рано, ребятки, рано.
Сразу же после постановки звука необходима его автоматизация: чтение вслух, повторение речевого материала, насыщенного звуком Р. Тренировки должны быть постоянными, регулярными, если вы хотите добиться успеха. Лучше несколько раз по 5 минут, но каждый день, чем один час, но раз в неделю.
Заниматься нужно строго перед зеркалом, чтобы контролировать свою артикуляцию и вдох.
Когда есть чистый звук Р, начинаем работать над плавностью речи. Произносим слова, где звук Р находится в окружении гласных, то есть, в середине слова. Произносим слова медленно, протяжно, специально растягивая гласные звуки. Например, Мууураа. Иираа, Киираа.
Обязательно контролируем свой вдохи выдох, перед каждым словом делаем вдох через нос и на выдохе произносим слово. По мере тренировки будем ускорять свое произношение или продлевать свой речевой выдох, помещая в него по два или три слова.
Сначала берем по одному слову в один речевой выдох, произносим слово целиком, без паузы, специально замедляемся и хорошо растягиваем гласные. Например, жаарраа. Поораа. Ноораа.
Обращаем внимание на то, что тянуть надо все гласные, даже те, которые к звуку Р отношения не имеют.
Если получается произносить по два и три слова без паузы, то начинаем произносить словосочетания. Произносим два слова так, как будто это одно единое слово, без пауз, замедленно, с хорошей артикуляцией всех гласных. Старыйбазар. Красныешары. Румяныйпирог.
Далее произносим предложения. Действуем по той же схеме, произносим протяжно, на одном выдохе. Каждое предложение – это отдельный вдох носом и длинный протяжный выдох через рот. Например. Кира работает в огороде. Юра идет на работу.
В медленном, протяжном проговаривании и заключается основа работы над плавностью речи. Сначала отдельно взятых слов, потом словосочетаний, а потом и предложений.